ДЕЛИКАТЕСЫ ДЛЯ МОТОРА / масло W50 и W60 /"Рынок", "За рулем" №02-2000 (стр.84-86) ДЕЛИКАТЕСЫ ДЛЯ МОТОРА

В солидных магазинах подделок не обнаружили.

Чем дешевле моторное масло, тем выше на него спрос. Самое популярное у нас – минеральное класса вязкости 15W40. Массовый покупатель, конечно, не сомневается, что полусинтетическое и, тем более, синтетическое мотору полезнее, но… предпочитает экономить, рассуждая примерно так: "Если именитые западные фирмы наряду с "синтетикой" делают и недорогую "минералку", значит гарантируют ее качество и пригодность, особенно для наших, морально устаревших, моторов". Перейти на более дорогое 10W40 или даже 5W40 обычно заставляет суровая необходимость зимнего пуска двигателя. Для того, чтобы понять смысл первого числа в маркировке масла и уяснить преимущества "5" над "15", достаточно один раз послушать звук стартера при –25°С на своем моторе, с "минералкой" в картере и на соседском, с "синтетикой". Легкая прокрутка двигателя и уверенный пуск в мороз берут верх над экономией, и в меру своих возможностей граждане затариваются маслами классов 10W, 5W или даже уж совсем "арктическим", класса OW.
Сложнее с верхним показателем вязкости. Видя на витринах элитные масла классов 5W50 и 10W60, далеко не все понимают, зачем нужны числа 50 и 60 в их маркировке. "Вроде нормально ездим на "тридцатом" и "сороковом…" Впрочем, часть покупателей, те, что "при деньгах", берут "полтинник" не раздумывая: "Дорого – значит круто!". Но не только они – есть и просто фанаты, влюбленные в свою машину и балующие ее "лакомствами". А кто-то выбирает 10W60, напротив, скрупулезно и без эмоций подсчитывая каждый рубль – ведь это масло, как правило, наивысшего уровня качества (SJ), которое позволит проездить максимально долго, переложив куда более весомые расходы на капремонт двигателя на плечи следующего владельца машины.
Именно такие, высоковязкие при рабочей температуре масла мы и выбрали для испытаний, ведь до этого их незаслуженно обходили вниманием. Для чистоты эксперимента не стали ничего приобретать ни на рынках, где больше шансов нарваться на подделку, ни на складах дилеров фирм, где все подлинное, но цены минимальны – по сравнению с рыночными. Все 15 образцов закупили в надежных и солидных магазинах Москвы по явно завышенным ценам – что поделать, ведь большинство из тех, кто пользуется элитными маслами, на склад не поедет.
Тринадцать масел из представленных – импортные, два – отечественные. Двенадцать образцов – дорогая "синтетика", одно – полусинтетическое 10W50 и два – дешевая, но добротная "минералка" для летнего применения класса 20W50. Из синтетических – три образца сверхгустого 10W60 (все немецкие), один образец – французского для мягкой зимы 15W50, остальные восемь – самые популярные из элитных – 5W50. В списке отсутствуют масла таких грандов, как "Бритиш Петролеум", "Тоталь", "Тексако", "Эссо" и др. И не случайно – они не торгуют у нас маслами классов "50" и "60", а некоторые вообще их не производят. Даже у компании "Шелл" дорогая "синтетика" – традиционно "сороковая", поэтому пришлось для примера взять ее минеральный "полтинник".

"Мобил 1 Ралли Формула"; 5W50; SJ/CF; A3-98; B3-98. Производство – Финляндия. Цена – 250 руб./л.
Современная версия старейшего на нашем рынке топ-масла, ныне соответствует уровню качества по API-SJ. Высокое щелочное число характерно для Mobil – пакет присадок здесь из многих компонентов.
"Эльф Синтез"; 5W50; SG/CD. Производство – Бельгия. Цена – 190 руб./л.
Самое старинное (уровень еще SG) и недорогое из синтетических "полтинников". Продается в России очень давно и успело обрести много поклонников. Масла Elf, так же как Mobil и Shell, продаются повсеместно – всегда можно купить на долив. Запас по вязкости при -25°С придает "Эльфу" отличные пусковые свойства.
"Вальволин Син Пауэр"; 5W50; SJ/CF. Производство – Голландия. Цена – 220 руб./л.
Чуть выше среднего индекс вязкости – возможно, голландцы не экономят на загустителе. Отличный прокрут двигателя в мороз.
"Шеврон Суприм"; 5W50; SJ/CF. Производство – США. Цена – 195 руб./л.
Для высшего уровня качества SJ Chevron исключительно дешев. Рекордное щелочное число позволяет надеяться, что американцы не экономили на присадках.
"Квакер Стейт Синхрон Ультра Премиум"; 5W50; SJ/CH; A3-96. Производство – США. Цена – 330 руб./946 мл.
Роскошный прозрачный флакон объемом в одну британскую кварту сразу демонстрирует покупателю золотисто-медовое содержимое. Никаких регенерированных добавок, как в маслах для западного рынка, – все до последней капли свежайшее. Сочетание высокой вязкости при 100°С с небольшой при -25°С дает огромный индекс вязкости – масло сильно загущено, а цена взвинчена.
"Аджип Евро Спортс"; 5W50; SG/CD. Производство – Италия. Цена – 350 руб./л.
Яркий пример назначенной "с потолка" цены – авось, купят… У ближайшего аналога с таким же (SG) уровнем качества, Elf 5W50, вязкостные свойства даже чуть лучше, но итальянское масло почти вдвое (!) дороже. Впрочем, рынок обычно сам выправляет такие казусы, и, возможно, мы еще увидим Agip 5W50 рублей по 170 за литр – вот тогда и купим, масло-то хорошее…
"Фукс Титан Суперсин"; 5W50; SJ/CF; A3-96; B3-96. Производство – Германия. Цена – 250 руб./л.
Новое на нашем рынке масло, равное по цене Mobil 1 и очень близкое ему по вязкостным свойствам. В пассиве немецкой фирмы – недостаточная известность марки.
"Спектрол Галакс"; 5W50; SJ/CF; A3-96; E3-96. Производство – Россия. Цена – 220 руб./л.
Масло с рекордным из всех образцов индексом вязкости, вдвое превосходящим требования SAE по холодному пуску. В общем, можем, если захотим! Но, увы, надежда на то, что российская "синтетика" окажется, в соответствии с курсом валют, вчетверо дешевле западной, растворилась в ней самой, как присадки… А тот, кто согласен платить те же самые $8 за литр, наверное, выберет именитый "Мобил" или "Шеврон".
"Мотюль 300V Компетишн"; 15W50; SH/CF. Производство – Франция. Цена – 705 руб./2 л.
Самое дорогое из испытанных – одна жестяная банка чего стоит – в такой таре подделки маловероятны. 300V – старейшее гоночное масло, знаменитое блюдо химиков из Обервилье. Несмотря на узкий диапазон вязкости, это стопроцентная "синтетика". Для сибирских морозов Motul вряд ли подойдет (хороший прокрут двигателя стартером только до -20°С), но зато позволит избежать прихватов и задиров деталей в раскаленном и раскрученном до упора двигателе – для того и создано.
"Кастрол Формула RS"; 10W60; SJ/CF; А3-96, В3-96. Производство – Германия. Цена – 307 руб./л.
Первое в мире товарное масло с "летним" показателем вязкости "60", а потому – самое распространенное и дорогое из трех известных на нашем рынке аналогов. Те, кто лет пять назад перешли на "шестидесятку", с тех пор не расстаются с Castrol.
"Ликви Моли Синтоил Рэйстек GT1"; 10W60; SH/CD. Производство – Германия. Цена – 297 руб./л.
То, что ученые города Ульма любят поколдовать над колбами, показывает высокое щелочное число топ-модели от LM – пакет присадок тут какой-то особый. Да и основа неплохая – пусковые свойства получше, чем у Castrol.
"Маннол Перфект"; 10W60; SJ/CF/EC-II; А3-96, В3-96. Производство – Германия. Цена – 200 руб./л.
Абсолютный лидер в номинации цена-качество. Громадная вязкость при рабочей температуре сочетается с рекордно низкой (в своем классе) при холодном пуске. И полный разгром конкурентов на поле маркетинга – Mannol в полтора раза дешевле
"Спектрол Дипкурьер"; 10W50; SJ/CF. Производство – Россия. Цена – 120 руб./л.
Единственное полусинтетическое масло в нашей таблице – разумный компромисс между дорогим и дешевым. Ситуация, когда "Дипкурьер" – идеальный выбор, для России довольно типична: старые "Жигули" или "Волга", уже "поджирающие" масло, но на которых надо непременно ездить зимой.
"Ликви Моли Туринг Хайтек"; 20W50; SJ/CE/CF-4. Производство – Германия. Цена – 110 руб./л.
Одно из двух минеральных, выпадающих из общей массы "элиты". Их включили в испытания лишь для сравнения, ведь кто-то хочет масло подешевле, но обязательно "полтинник". Но это дешевым не назовешь, уровень SJ и должен стоить как "полусинтетика".
"Шелл Х100"; 20W50; SF/CC. Производство – Финляндия. Цена – 57 руб./л.
Недорогая высоковязкая "минералка". По уровню качества пригодна для всех отечественных моторов (кроме 16-клапанных) и большинства иномарок, выпущенных до 1989 года. Если зимой машина стартует из теплого гаража, то на масле 20W50 можно ездить круглый год – оно заметно продлит срок службы двигателя по сравнению с 10W30 и 10W40.

Что же почувствует мотор, когда по его сосудам потечет "пятидесятое" масло вместо "сорокового"? Этот вопрос мы задали специалисту НАМИ-ХИМ, кандидату технических наук Александру Первушину.
"При увеличении рабочей вязкости масла с 15 до 20 сантистоксов прежде всего стабилизируется давление в системе: стрелка манометра не будет так сильно, как прежде, отклоняться к нулю при оборотах холостого хода или при перегреве двигателя в жару. Следовательно, масло будет поступать к парам трения в должном количестве, удерживаясь в зазорах сопряженных деталей и снижая вероятность прихватов и задиров – чем выше вязкость, тем прочнее масляная пленка. Кроме того, снизится расход масла на угар в двигателях, которые к этому склонны, например, с изношенной поршневой группой или с потерявшими эластичность маслосъемными колпачками клапанов. Кстати, некоторые двигатели, почти не расходующие масло в городском режиме, способны "сожрать" его до полулитра за одну только поездку "с ветерком" по хорошей трассе. Вот для такого в самый раз будет масло класса "50" или даже "60" вязкостью до 26 сантистоксов при 100°С. Единственный недостаток вязких масел – некоторое увеличение гидродинамических потерь в двигателе и, следовательно, расхода топлива. Впрочем, это заметно лишь в городе, а на трассе все с лихвой перекрывают аэродинамические потери".
А вот как Александр Николаевич прокомментировал полученные нами данные.
"Прежде всего, очевидно, что это чисто лабораторные испытания, призванные ответить всего на два вопроса: соответствуют ли вязкостные свойства масел заявленным на этикетках и нет ли среди них грубых подделок? Ну что ж, это понятно, ибо исчерпывающие моторные испытания всех пятнадцати образцов обошлись бы журналу не в одну сотню тысяч долларов.
А теперь – выводы. Во-первых, все представленные масла соответствуют требованиям стандарта SAE J 300 (табл. 2). Достаточно высокие значения щелочного числа (от 5,99 до 10,59) указывают на обычное для масел такого качества содержание присадок. Иными словами, лабораторные испытания не выявили примитивных подделок, чего, впрочем, и следовало ожидать – зачем фальсифицировать дорогой товар ограниченного спроса, когда гораздо выгоднее разливать индустриальную "веретенку" по банкам с надписью 10W40 – такие расходятся вагонами.
Во-вторых, не подтвердилось расхожее мнение, будто бы все масла определенной вязкости и качества в Европе наливают из "одной бочки – лишь торговые марки разные". В таблице – ни одной пары образцов с близкими значениями всех параметров, а значит – не только пакеты присадок, но и основы масел у каждой фирмы свои".

Таблица 1

ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МОТОРНЫХ МАСЕЛ
Марка масла,
класс
вязкости
Вязкость
кинематическая,
сСт
Индекс
вязкости.
Вязкость
динамическая
при холодном
пуске по SAE,
сПз
Щелочное
число,
мгКОН/г
100oC
40oC
Mobil 5W50
17,61
102,95
189
3250
9,92
ELF 5W50
18,10
107,85
187
2825
7,66
Valvoline 5W50
18,31
107,23
190
2700
7,05
Chevron 5W50
17,67
109,68
178
3000
10,59
Quaker State 5W50
20,87
115,07
208
3200
6,02
Agip 5W50
17,61
111,56
174
3450
7,42
Fuchs Titan 5W50
17,34
109,64
174
3100
7,37
Spectrol 5W50
19,35
100,73
215
1775
5,99
Motul 15W50
16,41
117,39
151
3300
8,27
Castrol 10W60
23,70
161,75
177
3050
6,60
Liqui Moly 10W60
22,90
153,27
179
2600
10,21
Mannol 10W60
22,37
151,39
177
2550
7,60
Спектрол 10W50
19,99
131,99
174
3250
6,29
Liqui Moly 20W50
16,61
142,28
125
3550
9,52
Shell 20W50
19,16
167,79
130
3500
7,85

Таблица 2

ТРЕБОВАНИЯ SAE J 300 (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
Класс
вязкости
Вязкость при отрицательных
температурах, сПз при oC
Кинематическая
вязкость
при 100oC, мм2
провора-
чиваемость
прокачивае-
мость
min
max
5W
3500 при -25
60000 при -35
-
3,8
10W
3500 при -20
60000 при -30
-
4,1
15W
3500 при -15
60000 при -25
-
5,6
20W
4500 при -10
60000 при -20
-
5,6
50
-
-
16,3
21,9
60
-
-
21,9
26,1

Валерий СОБОЛЕВ
Фото Владимира Князева


Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
© 1997-2000 All rights reserved