Общие сведения о карбюраторах 2108 ( Тюфяков А.С.)
Назад
Общие сведения о карбюраторах 2108

Карбюраторы ДААЗ серии 2108 производятся на Димитровградском автоагрегатном заводе с середины восьмидесятых годов, одновременно с началом выпуска на Волжском автозаводе переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108. Эти карбюраторы выпускаются у нас на основе лицензии фирмы «SOLEX».

Карбюраторы ДААЗ-2108 по своей компоновке и конструкции существенно отличаются от карбюраторов ДААЗ прежних выпусков, таких как «Вебер» и «Озон». Одной из причин, потребовавших применения карбюраторов «Солекс» на автомобилях ВАЗ-2108, является невозможность расположения ранее выпускавшихся карбюраторов ДААЗ на поперечно установленном двигателе поплавковой камерой вперед, по направлению движения. Это необходимо для исключения переобеднения состава смеси при резких поворотах автомобиля, движении на крутой подъем, а также при максимальном ускорении. В отличие от этого, необычная для других отечественных карбюраторов компоновка ДААЗ-2108 с двухсекционной поплавковой камерой позволяет устанавливать его как на переднеприводных, с поперечным или продольным расположением двигателя автомобилях (ВАЗ-2108, 2109, АЗЛК-21412, ЗАЗ-1102),так и на автомобилях классической компоновки (ВАЗ-2104, 2105, 2121).

Следует отметить, что карбюраторы серии 2108 не имеют деталей, взаимозаменяемых с деталями других моделей карбюраторов ДААЗ. Карбюраторы 2108 базового исполнения, с ручным управлением воздушной заслонкой, выпускаются в нескольких модификациях (Таблица 1), отличающихся только параметрами (регулировками) нескольких дозирующих элементов (диаметрами диффузоров, жиклеров, эмульсионными трубками) и профилем рычага управления пусковой системы. Большинство других деталей этих модификаций карбюраторов (кроме рычагов привода дроссельных заслонок на ВАЗ -2104, -2105, -2121 и АЗЛК-21412) полностью взаимозаменяемы. Практически одинаковы по конструкции с карбюраторами серии 2108 и карбюраторы 21073-1107010, предназначенные для установки на автомобили ВАЗ 2121 "Нива" с двигателем 1,7 л, а также карбюраторы 21051, для заднеприводных автомобилей ВАЗ и карбюраторы 21412 для автомобилей Москвич-2141.

Несмотря на некоторые различия в регулировках, при необходимости, каждая из модификаций карбюраторов может быть установлена на любой из указанных автомобилей без заметных отрицательных последствий. При этом необходимо обратить внимание на штуцер возврата топлива в бензобак модификаций карбюраторов от переднеприводных автомобилей ВАЗ, устанавливаемых на автомобили АЗЛК, ЗАЗ и заднеприводные ВАЗ, не имеющие топливовозвратной магистрали: он должен быть надежно заглушен резино- вой маслобензостойкой трубкой с пробкой и хомутом. При обратной перестановке карбюраторов (от автомобилей АЗЛК, а также заднеприводных ВАЗ на переднеприводные) целесообразно заглушить пробкой свободный конец топливовозвратной магистрали у двигателя. В последние годы на отечественном рынке появились автомобили ВАЗ в так называемой «экспортной» комплектации, с нейтрализатором отработавших газов в системе выпуска и адсорбером (поглотителем испарений топлива). Такие автомобили оборудуются непривычным для отечественного потребителя вариантом карбюраторов модификации 62 с автоматическим пусковым устройством и, самое главное, с электронной системой управления составом приготавливаемой карбюратором горючей смеси, необходимой для работы установленного на автомобиле нейтрализатора отработавших газов.

Существуют также варианты карбюраторов 21083 модификаций "31" и "35" оборудованные автоматическим пусковым устройством, и не имеющие системы электронного управления составом смеси. На автомобилях с такими карбюраторами нейтрализатор отработавших газов отсутствует. Такие карбюраторы, несмотря на кажущуюся сложность и бросающиеся в глаза внешние отличия от привычных моделей «Солексов», имеют много взаимозаменяемых с ними деталей и во многом одинаковую конструкцию, определяющую сходные приемы технического обслуживания и ремонта. Поэтому даже тем читателям, кого интересуют прежде всего именно эти новые карбюраторы, нелишне внимательно изучить то, что будет сказано здесь о «классических» моделях карбюраторов 2108. Наиболее существенные конструктивные отличия карбюраторов базовой серии 2108 и ее модификаций приведены в табл.2.

Таблица 1. Параметры дозирующих систем карбюраторов "Солекс"

ПАРАМЕТРЫ

Модели к арбюраторов

2108

21083

21073

21051 -30

21083 -31/35

21412 -1107010

21083 -62
  камера камера камера камера камера камера камера
  1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2
Диаметр диффузора 21 23 21 23 24 24 23 23 23 23 21 23 21 23
Диаметр смесительной камеры 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32 32
Производит.главного топл. жиклера 97,5 97,5 95 97,5 107,5 117,5 105 100 95 100 95 95 80 100
Производит, главного воздушного жиклера 165 125 165 125 150 135 150 135 150 125 160 100 165 125
Производит.т.ж.ХХ и переходн.сист. 2 кам. 39-44 50 39-44 50 39-44 70 39-44 50 35-41 80 35-41 80 50 50
Производит.воздуш-ных жиклеров XX и переходн.сист. 2 кам. 170 120 170 120 140 140 140 120 170 150 150 120 170 120
Производит, т.ж. эконостата 1 кам. и экономайзера 2 кам. 60 40 60 40 70 40 70 40 70 40 70 60 70 нет
Производит, жиклера актюатора главн. до-зир.систем 1 камеры нет   нет   нет   нет   нет   нет   85  
Диам. распылит.уско-рит. насоса, мм/100 35 40 35 40 45 нет 35 40 35 40 35 40 35 40
Подача топлива ускорит. насосом,
CM3/10 ХОДОВ
11,5   11,5   14   11,5   11,5   11.5   11,5  
Пусковые зазоры: воздушной и дроссельной заслонок 3,0 1,0 3,5 1,1 3,0 1.1 2,5 1,1 2,2/5.5 1.1 2,2/1.6 1,6 2,5/5,5 1,1




Таблица 2. Особенности карбюраторов семейства "Солекс"
Модель карбюратора Автоматическое пусковое устройство Двухступенчатое управление воздушной заслонкой Система управления составом смеси
2108-1107010
21081-1107010
21083-1107010
21051-1107010
21073-1107010
21412-1107910
21083-1107010-31
21083-1107010-35 21083-1107010-62
нет
нет
нет
нет
нет
нет
есть
есть
есть
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
есть
есть
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
нет
есть


 


Назад