Диалектика совершенствования общества и человека

Диалектика совершенствования общества и человека

В современном мире преобладает мнение, что при совершенствовании общества происходит и совершенствование самого человека. Социализм развивается именно на этой основе. Тем не менее з обществе, которое именует себя свободным, манипуляция информацией и система управления проникают во все сферы деятельности.

Развитие психоаналитики и психологии, а также использование средств массовой информации позволяют власть имущим с легкостью управлять душами людей. Пока еще нельзя сказать, что такое управление осуществляется в полной мере, однако, особенно в высокоразвитом обществе, все больше растет опасность того, что подобное манипулирование душами легко осуществимо.

Позиция, в соответствии с которой благодаря изменению общества изменяется и человек, усиливает опасность того, что несознательные люди будут управляться волею других. Я говорю о такой опасности, исходя из того, что необходимой основой достоинства человека является его способность совершенствовать самого себя, следуя своей собственной воле. Опасность, таким образом, заключается в угрозе человеческому достоинству.

Тенденция к усилению роли управления, например в Японии, становится все более и более заметной даже в процессе обучения в средних школах, где наблюдается введение единообразия во всем — вплоть до одежды и причесок. Такая же картина унификации в учебном процессе: если при проведении теста ученик дает ответ, не соответствующий объяснению учителя, то в большинстве случаев ему снижается за это оценка, хотя объективно этот ответ иногда бывает и правильным. Это неизбежно ведет к подавлению способности самостоятельного мышления.

Наблюдается также тенденция к соотношению человеком своих действий с окружающими условиями, к соблюдению норм, определенных обществом, уменьшению противоречий между интересами общества и отдельного индивида. Следовательно, нередко перемены в обществе ведут к изменению самого человека. Однако немало людей, которые не признают существующие нормы поведения, нередко некоторые из них становятся изгоями, их жизнь несчастна. Но, как это ни странно, среди таких людей нередко рождаются гении. Чрезмерные ограничения могут подавить в человеке даже то лучшее, что могло бы выделить его среди других людей.

Безусловно, общество следует предельно совершенствовать, но не за счет постоянного ограничения человека. Мне кажется, акцент нужно делать на развитии самосознания человека как субъекта, на самостоятельности мышления, которое стимулирует движение по восходящей — к самовоспитанию и самопреобразованию. В результате и произойдет совершенствование общества. Что вы об этом думаете?

Рекомендуем:

News.online.ua — новини україни та світу. Актуальная информация от новостных агенств. Будь в курсе самых важных событий!

Вы призываете, чтобы гуманизм стал непреложной нормой, определяющей человеческие отношения. Этот призыв можно только приветствовать. Однако я не считаю правомерным жестко разделять общество и человека, общественный контроль и самоконтроль, правовые и моральные нормы. Такое разделение «легального» и «морального», на котором настаивали некоторые последователи Канта, разумеется, имеет смысл, но оно не абсолютно. Дело в том, что нормы самоконтроля, морали не являются вневременными, абстрактными положениями и во многом определяются исторически выработанными нормами, которые фактически регулируют различные отношения в обществе. Поэтому вряд ли стоит стремиться к тому, чтобы моральные нормы, о которых шла речь, не зависели от реальных условий, в которых человек живет. Это, по-моему, абсолютно невозможно.

В связи с этим я хотел бы заметить, что идеи Маркса и Ленина часто трактуются таким образом, что в них приоритет отдается изменению общества. Однако в действительности приоритет отдается человеку, основополагающим является его самосовершенствование на принципах гуманизма.

Абсолютно верно. Прежде всего, совершенствование человека неразрывно связано с окружающим его миром. По моему мнению, совершенствование и перестройка общества представляют собой не созерцательные размышления о средствах, а активное преобразование окружающей действительности, что мы наблюдаем, анализируя процессы, происходящие в настоящее время в Советском Союзе. Безусловно, человек не может достичь полного совершенства. Если человек полностью удовлетворен достигнутым, значит, он остановился в своем развитии, следовательно -обречен...

Мы, советские люди, прилагаем усилия для создания такой гармоничной общественной структуры, в которой бы этические, юридические, социальные нормы и личные ограничения, социальные критерии и личная совесть не вступали бы в противоречие.

Я знаю, что на протяжении человеческой истории провозглашаемые нормы часто расходились с оценками собственной совести, но отсюда не следует, что такое противоречие неизбежно. Все дело в том, что в условиях несправедливо устроенного общества на моральных и этических нормах возможна спекуляция. В таких условиях могут господствовать проповеди «не укради», «не убий», и эти проповеди будут внедряться в сознание масс людей именно для того, чтобы обеспечить социальное благополучие и престиж той группе людей, чья совесть позволяет и украсть, и убить.

Таким образом, хотя и важно обеспечение самоограничений каждого индивида, но еще более важным является обеспечение движения нашего общества к такому состоянию, при котором совесть и средства самоконтроля находились бы в гармонии с общественными нормами и правилами.

В настоящее время мы строим общество, которое заинтересовано во всестороннем развитии каждого его члена, в таком обществе каждый человек должен обладать достоинством и стремиться уважать достоинство других. Еще много нерешенных проблем, которые сейчас вскрываются в условиях гласности и решаются усилиями всего общества путем дальнейшей его демократизации. Думаю, что в этом процессе очень важно, чтобы каждый человек научился понимать свои недостатки и слабые стороны и имел бы мужество бороться за их устранение. Только таким образом можно обеспечить плодотворное поступательное движение.

При жизни человек не может достичь состояния законченного совершенства. Тем не менее он должен к нему стремиться. Я, как это утверждает и Кант, считаю, что существование человека должно преследовать цель самосовершенствования. В связи с данным выше определением понятия «достоинство» можно сказать, что это понятие не может существовать в чистом виде, само по себе, в каждом отдельном отрезке времени. Важнейшей задачей в жизни человека должна стать борьба за проявление его человеческого достоинства.

В реальной жизни даже если человек стремится встать на путь добродетели, отказавшись от корыстных желаний и низменных побуждений, то, поскольку эти желания и побуждения порождены его же сознанием, отказ от них делает невозможным само существование. Например, если человек попытается подавить в себе желание есть, то он просто не сможет жить. Для человека важнее другое — не попасть во власть низменных желаний. Имея перед собой идеал, отвечающий понятию «достоинство», необходимо стремиться к этому идеалу и таким образом подчинить ему свои желания и побуждения.

В буддистском учении проповедуется понятие десяти миров во внутреннем состоянии человека: мир ада, мир голода, мир скотов, мир демона Ашура, мир человека, мир неба, мир слушающих голос, мир идущих к просветлению, мир бодисатвы, мир Будды. В мире ада господствуют силы ненависти и гнева; мир голода погружен в неудовлетворенные желания; в мире скотов человек находится во власти страха и неустойчивости; в мире демона Ашуры человек подчинен инстинктам борьбы. В мире неба царит радость удовлетворенных желаний и побуждений, однако эти радости носят временный характер.

Глубокое познание непоколебимых истин открывает путь к вечному счастью в мире слушающих голос и в мире идущих к просветлению. На этих двух этапах происходит переход индивида от стремления к радости только для самого себя к отказу от эгоистического индивидуализма. Будда наряду с проповедью глубины этих истин учит, что путь людей через реальные трудности и лишения к практическому их осознанию является единственно верным путем, путем к миру бодисатвы. После достижения мира бодисатвы создаются окончательные условия для перехода в мир Будды.

Человек, то есть человек материальной цивилизации, находится в рамках мира ада, мира голода, мира скотов, мира демона Ашура и мира неба, в которых властвуют желания и инстинктивные побуждения, но вместе с тем он не остается в них навсегда. Поставив перед собой цель достичь наивысшей степени самосовершенствования Будды, он открывает для себя возможность жить в мире слушающих голос, мире идущих к просветлению и мире бодисатвы.

Другими словами, человек, куда бы он ни попал в современной материальной действительности, находится на стадии незавершенного развития, но, в случае если он ставит перед собой цель достичь совершенства и стремится идти вперед, для него открывается истинная жизнь.

Если прохождение десяти миров является завершенным циклом совершенства, то этапы от ада до неба существуют в реальном мире, где живут несовершенные люди, с этапа же слушающих голос живут те, кто поставил перед собой цель достичь совершенства, живут совершенные люди. Таким образом, в этом смысле «состояние совершенства» не означает состояние успокоенной стабильности — это непрерывный процесс движения вперед к намеченной цели. (Подобно тому как волчок благодаря стремительному вращению обеспечивает себе устойчивость и не падает.)

Но здесь возникает вопрос: а какими же чертами и особенностями должен быть наделен идеальный образ на уровне Будды? Для того чтобы легче понять это, необходимо обратиться к содержанию шести условий погружения в нирвану, которые в буддистском учении указывают путь к бодисатве.

Шесть этапов погружения в нирвану означают переход от мира ада до мира неба, затем совершение «хигана», то есть переход через границу, отделяющую «сансары» от «хигана». Этот путь делится на шесть этапов: пожертвование, соблюдение заповедей, терпение, отказ от зла и сосредоточение всех помыслов на добре, созерцание, высший разум.

Если то же выразить терминами буддистского учения, то возникнут трудности в понимании, однако если понятие Будды объяснять в простых, доступных для восприятия выражениях как этап законченного высшего совершенства человека, то это будет означать: сострадание к слабым, самоограничение, терпение, усилия, сила мышления, рассудительность.

Я полагаю, что содержание шести условий погружения в нирвану как раз и передает условия совершенствования человека.

В ваших вопросах затрагивается целый ряд проблем, касающихся личности: что такое человек, каким должно быть его отношение к окружающему миру, к другим людям, в чем суть человеческого достоинства, как влияет на человека представление о смерти, роль контроля и самоконтроля в деятельности людей, пути совершенствования человека и т. д. Об этом мы уже с вами детально говорили. Вы даете свою трактовку всем этим философским понятиям. Думаю, все эти проблемы объединяются рядом общих моментов — общностью судеб людей, человечества и всего мира.

В современном мире особенно возрастает важность самоконтроля отдельных людей, независимо от их принадлежности к различным по своей сути политическим структурам и социальным системам, независимо от исповедуемой ими религии.

Я согласен с вами, что в своем гипертрофированном виде негативные эмоции и связанные с ними побуждения нередко приводят к деконструктивному асоциальному поведению. Однако вообще отменить их, исключить их из жизни человека невозможно. Ведь мир, окружающий нас, вовсе не спокоен и не безразличен, он противоречив и наполнен борьбой. А отсюда негативные эмоции — это инструменты, воздействующие на волю, необходимые для ориентации человека в этом мире. Ведь если предположить, что мы никак не реагируем на зло, то тем самым мы своим безучастным отношением способствуем гибели людей. Если же мы будем реагировать на неприятное, на зло, тогда естественно, что причинение обиды вызовет ощущение обиды, причинение зла — ощущение зла. Здесь следует оговориться, что я вовсе не имею в виду необходимость однозначных реакций на события, вызывающие негативные эмоции: мать хотя и сердится на малыша, разбившего чашку, но не мстит ему за это. Люди, обиженные несправедливым решением, должны стремиться исправить его, а не спешить в свою очередь наносить обиду и оскорбление.

Таким образом, негативные эмоции — это неизбежный и полезный спутник, сопровождающий человека в его жизни. В непременном сочетании с позитивными они составляют диалектическое единство, определяющее богатство внутренней жизни человека. Ведь нет радости от успеха, если нет досады от неудачи. Нельзя положительно оценивать лучший вариант, если не оценивать отрицательно худший. Жизнь человека состоит из постоянного выбора между имеющимися альтернативами, и оценка их как хороших и плохих всегда будет сопровождаться не только голой рассудочностью, но и живыми эмоциями.

История человечества — это бесконечный спор людей, ценностей, мнений. Новое спорит со старым, отжившее с нарождающимся. Пусть этот спор не имеет конца, важным является взаимное уважение, отсутствие нетерпимости.

Должен сказать, что терпимость — это исключительно емкое понятие. С моей точки зрения, оно как минимум предполагает: 1) осознание необходимости, 2) стремление, 3) готовность и 4) умение по крупицам собирать то, что способствует не разобщению, а сближению между людьми. Это всегда трудно, всегда означает, что надо делать какие-то уступки, в чем-то идти против сиюминутных желаний собственного «я». Но выбора нет — без этого невозможно никакое человеческое общежитие, будь то самая маленькая ячейка общества — семья — или наше с вами общечеловеческое сообщество. Так же как в каждой хорошей, доброй и культурной семье родители хотят сохранить полученное от старших и, приумножив его, передать в целости и сохранности своим детям, так же и каждый народ стремится сохранить свои традиции, историческое наследие, приумножить достижения в различных областях, передать все это своим потомкам. А перед нами всеми — Человечеством — сегодня встала еще более животрепещущая задача — сохранить прекрасную планету Земля, передать ее в целости и сохранности нашим детям: живите в мире и радуйтесь.

Сегодня мы, все Человечество, переживаем, может быть, самый критический момент в своей истории. «У нас нет иного выбора, кроме как между выживанием или всеуничтожением». Думаю, что большинство людей Земли уже пришли к осознанию этого. Теперь от нас требуется действенное стремление, готовность внести каждому свой вклад в дело сохранения жизни на Земле, требуется умение кропотливо собирать не семена раздора — зерна мира.

Здание мира строится из отдельных кирпичей. Капитал разрядки собирают по крупицам. За то время, пока продолжался наш с вами диалог, я многое понял и узнал о вашей стране, о Японии и японцах. Многое заставило меня вновь обратиться мыслями к себе — к моей стране, к советским людям. Так бывает всегда, когда общение радует, когда оно плодотворно. Взаимное узнавание неизмеримо обогащает человека, раскрывает перед ним возможность иного взгляда на мир, иного восприятия сущего. Беседы с вами как я надеюсь, позволили мне проникнуть в особую атмосферу японской духовности, сопоставить ее с духовностью русского, советского человека. Ближе и понятнее стал для меня мир японца. Вновь пришло острое осознание того, сколь неразрывно связаны мы все, люди Земли, прошедшим, настоящим и будущим. Так не дадим же разорвать связующие нас нити, сохраним мир, сохраним жизнь на Земле! Мы так богаты, а можем потерять все.

Могу здесь только повторить слова, сказанные Михаилом Сергеевичем Горбачевым на форуме «3а безъядерный мир, за выживание человечества» в Москве: «Новое политическое мышление призвано поднять цивилизацию на качественно новую ступень. Уже по одному этому оно — не одноразовая корректировка позиции, а методология ведения международных дел».



Начало   |    Моя "Таврия"   |    Тюнинг   |    Вопрос-Ответ   |    История авто "Таврия"   |    Неисправности   |    Карбюраторы"СОЛЕКС"   |    Автоссылки   |    Архив