Замена направляющих втулок клапанов и седел

Замена направляющих втулок клапанов и седел

Очень часто автовладельцы сталкиваются с повышенным расходом масла и шумностью работы двигателя. Некоторые списывают это на плохое масло, другие — на выработку успокоителей цепи, кто-то говорит об износе цилиндропоршневой группы. Но довольно часто причина кроется в головке блока цилиндров. Особенно это касается направляющих клапанов. Дело в том, что со временем они вырабатываются, что приводит к увеличению зазора в паре трения. Далее клапан начинает люфтить и при этом очень сильно изнашивает маслосъемные колпачки и седла клапанов. На самом деле эта поломка не является критической, и в большинстве случаев все чинится без особого труда. Ниже описана последовательность этапов ремонта головки блока цилиндра.

Разборка и дефектовка

После первичного осмотра и установления причины неисправности головка блока цилиндра (ГБЦ) демонтируется с двигателя и разбирается. После разборки и очистки необходимо осуществить дефектовку всех деталей и распланировать объем работ. Для начала измеряются клапаны, после них — направляющие. Полученные размеры помогут установить фактический зазор в паре трения и сравнить его с данными автопроизводителя. Чаще всего клапаны изнашиваются незначительно, а вот направляющие — более существенно. После обмера следует исследовать седла клапанов. В случаях сильного износа направляющих втулок клапан существенно разбивает седло. Обычно хватает простой механической обработки седел, но иногда требуется и их замена.

Выпрессовка направляющих втулок

Данная операция производится с помощью оправки. Она должна иметь ступеньку для центровки и быть при этом меньше канала направляющей. Чаще всего втулки выходят после нескольких ударов, однако в том случае, если они были установлены некачественно, их может заклинить. Это является следствием либо повреждения канала при прошлом демонтаже, либо очень высокого натяга при установке. В таких случаях направляющая втулка стачивается до толщины стенки в 0,5—1мм и выходит без проблем.

Рекомендуем:

НПО «ПищМаш» — купить насос самовсасывающий, пищевое технологическое оборудование и запасные части на территории Российской Федерации.

Измерение и дефектовка канала

После демонтажа втулок необходимо проверить состояние каналов. Если они не повреждены — проводятся измерение и подбор новых направляющих. Для нормального неповрежденного канала отлично подойдут стандартные втулки. Если же канал уже разбит, его необходимо расточить под размер ремонтной направляющей.

Монтаж направляющих клапана

Для проведения данной операции головку блока нагревают до 150 градусов, а втулки охлаждают, благодаря чему удается установить их быстро, точно и без повреждения каналов. Далее необходимо обработать направляющие разверткой, контролируя фактический размер. Обычно зазор между втулкой и клапаном колеблется в пределах 0,2—0,4 мм — для впускных и 0,3—0,5 мм — для выпускных.

Восстановление седел клапанов

После замены направляющих клапана нарушается соосность клапанов и их седел, а также требуется механическая обработка из-за износа последних. Седло обрабатывается на станке либо вручную с использованием угловых фрез. Основная уплотняющая фаска делается шириной 1—1,5мм и имеет угол в 45 градусов. В современных двигателях седло имеет сложный профиль, и, помимо основной, изготавливаются примыкающие фаски с углом 30 и 60 градусов. Это помогает улучшить пропускную способность седла и тем самым повысить мощностные характеристики и экономичность мотора.

Обработка клапанов

После произведенной обработки седла клапан садится в нем глубже, чем был до этого, из-за чего увеличивается выход его ножки со стороны толкателя. Необходимо измерить зазор между толкателем и в случае необходимости произвести торцовку. Тарелка клапана обрабатывается подобно седлам с профилированием фасок.

Окончательная сборка ГБЦ

При ремонте с использованием правильного оборудования притирки клапанов к седлам не требуется. Головку блока цилиндров необходимо тщательно вымыть от металлической стружки, иначе оставшиеся мелкие фрагменты могут заблокировать масляный канал и привести к существенным повреждениям деталей ГБЦ. Сборку необходимо проводить с обильным использованием масла на всех деталях, подвергающихся трению, четко следуя инструкциям автопроизводителя.

В случае своевременного, а главное, качественно выполненного ремонта ГБЦ и замены направляющих втулок двигатель сможет вернуть большую часть своих характеристик и служить своему владельцу многие десятки, а то и сотни тысяч километров, без необходимости вмешательства во внутренние узлы.



Начало   |    Моя "Таврия"   |    Тюнинг   |    Вопрос-Ответ   |    История авто "Таврия"   |    Неисправности   |    Карбюраторы"СОЛЕКС"   |    Автоссылки   |    Архив