РАЗБОРКА И СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
к оглавлению
предыдущая страница
РАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Инструмент, приспособления, оборудование: поворотное приспособление для двигателя М9832-345 ( рис. 2-7 ), ручная таль или электротельфер грузоподемностью 100...150 кг; динамометрический ключ с набором головок 13, 17, 19, 30 мм, плоскогубцы комбинированные, отвертки, ключи торцовые 10, 12, 13 мм, ключи 9 х 9 и 8 х 8 мм.

Перед разборкой тщательно вымойте двигатель и насухо протрите.
Разборку производите в следующей последовательности:
Установите двигатель на приспососбление М9832-345 для разборки и сборки ( рис. 2-8 ), проверьте и при необходимости слейте остатки масла из масляного картера и охлаждающую жидкость из блока.
Снимите генератор: отверните гайку крепления натяжной планки и снимите ремень привода генератора; отверните болт крепления генератора к кронштейну, выньте болт и снимите генератор; отверните болты, снимите кронштейн генератора и натяжную планку.
Снимите карбюратор ( рис. 2-9): снимите шланг от вакуум-корректора; ослабьте хомуты и снимите шланги подачи бензина от бензинового насоса к карбюратору и подогрева смесительной камеры карбюратора; отверните гайки и снимите промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок, карбюратор, проставку, топливосборник и прокладки.
Отверните гайки и снимите бензиновый насос с проставкой, штангой и прокладками.
Отверните гайки крепления корпуса датчика-распределителя и, проворачивая вокруг оси за вакуумкорректор, выньте его из гнезда.
Выверните свечи и датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Отверните болты и снимите с блока цилиндров трубопровод подвода охлаждающей жидкости к водяному насосу.
Приспособлением или ключом М9811-325 отверните и снимите масляный фильтр с прокладкой ( рис. 2-10).
Выверните из блока цилиндров датчик указателя минимального давления масла, выньте маслоизмерительный щуп.
Отверните болт и гайки ( рис. 2-11), снимите заборник теплого воздуха, снимите впускной и выпускной коллекторы и прокладку.
Отверните два болта и снимите верхний кожух плоскозубчатого ремня.
Закрепите маховик стопором М9840-878 ( рис. 2-12) для предотвращения проворачивания коленчатого вала ( рис. 2-13), отверните гайку, снимите шайбу и универсальным съемником ведущий шкив привода генератора ( рис. 2-14).
Отверните два болта и снимите упор 5 верхнего кожуха ( рис. 2-15).
Отверните два болта 1, снимите распорные втулки, кронштейн с натяжным роликом 2, натяжную пружину 3 и плоскозубчатый ремень 4.
Отверните на 4...5 оборотов болт 2 ( рис. 2-16) крепления ведомого шкива 3 распределительного вала, съемником М9832-393 сдвиньте с места и снимите ведомый шкив распределительного вала.
Отверните три болта, снимите упор пружины натяжного ролика и водяной насос с прокладкой.
Отверните два установочных болта 3 ( рис. 2-17) и еще два болта, снимите внутренний кожух 2 плоско- зубчатого ремня.
Съемником М9832-377 снимите ведущий шкив коленчатого вала ( рис. 2-18). Отверните пять винтов и снимите крышку головки цилиндров и прокладку.
Отверните шесть болтов и снимите с крышки головки цилиндров крышку, отражатель маслоотделителя и прокладку.
Ключом М9811-292 отверните десять болтов и снимите головку цилиндров.
Отверните шесть болтов, снимите кожух сцепления с нажимным диском и ведомый диск сцепления ( рис. 2-19).
Застопорите маховик стопором ( рис. 2-12), отверните шесть болтов, снимите шайбы болтов и маховик.
Отверните два болта и снимите защитный кожух.
Переверните двигатель масляным картером вверх, отверните болты крепления масляного картера к блоку, держателю манжеты, масляному насосу и снимите масляный картер с прокладкой и маслоприемник.
Отверните гайки шатунных болтов, снимите крышки шатунов с нижними вкладышами и осторожно выньте через цилиндры поршни с поршневыми кольцами, шатунами и верхними шатунными вкладышами.
Внимание. Перед выемкой поршней с шатунами из цилиндров очистите нагар в верхней части цилиндров для свободного продвижения поршней и особенно поршневых колец из цилиндров, пометьте порядковый номер цилиндра на днище поршня, на шатуне и его крышке, чтобы при сборке установить их в соответствующие цилиндры. Раскомплектовывание шатунов (замена крышек нижних головок) не допускается.
Отверните болты и снимите: держатель манжеты с прокладкой и масляный насос в сборе ( рис. 2-20).
Отверните болты крепления крышек всех коренных подшипников, снимите крышки вместе с нижними вкладышами, снимите коленчатый вал, верхние вкладыши и упорные полукольца из средней опоры.
Внимание. Проверьте метки на крышках коренных подшипнков и блоке цилиндров, при необходимости пометьте, чтобы при последующей сборке установить крышки на прежние места в блоке. Крышка подшипника со стороны маховика метки не имеет. Замена крышек не допускается.

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

После полной разборки двигателя тщательно промойте все детали, осмотрите и замерьте детали основных сопряжений, сравнив данные с ( табл. 2).
Выполнив необходимый ремонт и определив детали, подлежащие замене, приступайте к сборке двигателя в обратном порядке, начиная с установки коленчатого вала.
Установите коленчатый вал:
— смажьте вкладыши моторным маслом;
— уложите в гнездо среднего коренного подшипника и в его крышку вкладыши без проточек на внутренней поверхности;
— уложите в гнезда остальных коренных подшипников и их крышек вкладыши с выточкой на внутренней поверхности;
— уложите в коренные подшипники коленчатый вал;
— вставьте в гнезда среднего коренного подшипни ка два упорных полукольца, направляя их выемками к упорным поверхностям коленчатого вала;
— установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками ( рис. 2-21) так, чтобы метки на крышках находились с правой стороны двигателя,(сторона установки генератора и стартера);
— установите на блок цилиндров магнитную подставку с индикатором и, перемещая отвертками коленчатый вал, проверьте осевой зазор между упорными:полукольцами и упорными поверхностями коленчатого вала; установите в цилиндры поршни с шатунами и кольцами в сборе;
— установите блок плоскостью под головку цилиндров вверх;
— смажьте моторным маслом поверхности цилиндров и поршней;
— с помощью оправки М9840-738 ( рис. 2-22) вставьте в цилиндры поршни с шатунами, подобранные и собранные в соответствии с указаниями раздела "Шатунно-поршневая группа".Стрелки на поршнях должны быть обращены в сторону привода распределительного вала.
Смажьте шатунные вкладыши моторным маслом и установите их в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала и установите крышки шатунов так, чтобы номер цилиндра на крышке находился против номера цилиндра на нижней головке шатуна.
Примечание. Для предупреждения подтекания жидкости и масла смажте, обезжирив поверхность, герметизируюшей пастой КЛТ-75T (ТУ 38. 103606-86) резьбовые соединения, стыки поверхностей, уплотняемые прокладками (кроме резиновых и асбостальных) и по наружному диаметру манжеты.
Установите держатель манжеты коленчатого вала; установите прокладку держателя манжеты; смажьте рабочую кромку манжеты и оправку смазкой (Литол-24), наденьте держатель с манжетой на оправку М9840-736 ( рис. 2-23) и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку четырьмя болтами с пружинными шайбами.
Установите масляный насос; установите прокладку; залейте в маслоприемную полость насоса моторное масло, прокручивая ведущую шестерню насоса до полного заполнения впадин зубьев; смажьте рабочую кромку манжеты 2 ( рис. 2-24) и оправку М9840-737 смазкой Литол-24, наденьте масляный насос 3 на: оправку; установите оправку на носок коленчатого ~ вала 4;
— совместите штифты на блоке и отверстия в корпусе насоса, сдвиньте насос с оправки на шейку коленчатого вала и закрепите масляный насос на блоке;
— установите резиновое кольцо и закрепите маслоприемник к корпусу насоса.
Примечание. При установке прокладок ( рис. 2-46) держателя манжеты 4 и болта крепления маховика 8 ( рис. 2-45) масляного насоса, утопание прокладок от плоскости разъема блока и масляного картера не допускается. Выступающую часть прокладок над плоскостью разъема аккуратно срежьте.
Установите защитный кожух и закрепите его двумя болтами.
Установите маховик на фланец коленчатого вала, совместите отверстия (одно отверстие на фланце коленчатого вала и маховика смещено), подложите шайбу под болты, закрепите маховик болтами.
Установите масляный картер с прокладкой, прикрепив его болтами к блоку цилиндров, держателю манжеты и к масляному насосу.
Установите головку цилиндров; переверните блок цилиндров; установите на блок цилиндров две центрирующие втулки;
— по центрирующим втулкам установите прокладку и головку цилиндров, собранную, как указано в разделе «Головка цилиндров»;
— прокладку головки цилиндров рекомендуется натереть графитовым порошком, чтобы она не прилипала к блоку и головке цилиндров;
— затяните в определенной последовательности,( рис. 2-25), болты головки цилиндров предварительно, усилием 45...55 Н . м (4,5...5,5 кгс • м), окончательно усилием 81,3...84 Н . м (8,3...8,6 кгс . м).
Установите водяной насос ( рис. 2-81), при этом отверстие для слива жидкости направьте вниз и отрегулируйте, подбором прокладок 10 необходимой толщины, зазор 0,5...0,9 мм между торцом крыльчатки 1 и расточкой блока цилиндров.
Установите нижний кожух плоскозубчатого ремня и закрепите болтами и установочными болтами.
Установите на коленчатый вал ведущий шкив 5, шкив привода генератора 13, шайбу 4 и затяните гайку 3 ( рис. 2-45).
Установите на распределительный вал ведомый 4 шкив ( рис. 2-26), шайбы, закрепите болтом 18 и отогните шайбу на грани гайки.
Совместите метку 11 шкива привода генератора 9 и метку 3 ведомого шкива распределительного вала 4 с установочными болтами 7 и 2.
Установите натяжной ролик 16 с кронштейном (при этом болты 14 не затягивайте), пружину 15 натяжного ролика и наденьте плоскозубчатый ремень.
Проверните 2...4 раза коленчатый вал двигателя, еще раз проверьте совмещение меток на ведущем и ведомом шкивах с установочными болтами и затяните болты крепления натяжного ролика.
Установите упор верхнего кожуха.
Переверните блок цилиндров, натрите графитовым порошком прокладку под впускной и выпускной коллекторы, установите ее на шпильке, установите впускной и выпускной коллекторы, заборник подогретого воздуха и закрепите их гайками.
Установите на шпильки впускного коллектора проставку с прокладками, топливосборник, карбюратор, промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок и закрепите гайками.
Заверните в блок цилиндров датчик давления масла и сливную пробку охлаждающей жидкости.
Отрегулируйте зазоры в клапанном механизме, как указано в разделе «Регулировка зазоров в механизме привода клапанов». Зазор между наконечником регулировочного винта и торцом стержня клапана на холодном двигателе должен быть 0,15 + 0,015 мм для впускного и 0,30 + 0,03 мм для выпускного клапанов.
Заверните в головку цилиндров датчик указателя температуры охлаждающей жидкости.
Установите бензиновый насос в соответствии с указаниями раздела «Бензиновый насос». Присоедините бензопровод к бензиновому насосу и карбюратору и закрепите его хомутами.
Установите ведомую шестерню привода распределителя зажигания.
При установке шестерни коленчатый вал установите в положение ВМТ хода сжатия в первом цилиндре. Для этого совместите метки 3 и 11 ( рис. 2-26) на ведомом 4 и ведущем 9 шкивах с установочными болтами 2 и 7.
Выставьте ведомую щестерню меньшим сектором поводка 1 ( рис. 2-27) вверх, а ось паза поводка для сопряжения с выступом муфты распределителя поверните вниз под углом 22' + 13 к продольной оси двигателя.
Введите ведомую 6 шестерню ( рис. 7-14) в зацепление с ведущей шестерней 1 на распределительном валу.
После установки ведомой шестерни паз на поводке должен располагаться под углом 13' к продольной оси двигателя ( рис. 2-27), допустимое отклонение + 13', а меньший сектор вверху.
Проверьте боковой зазор в зацеплении шестерен приспособлением ( рис. 2-28), который при монтаже равен 0,05...0,25 мм, максимально допустимый зазор в эксплуатации не должен превышать 0,45 мм.
Установите датчик-распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания, как указано в разделе «Система зажигания>.
Заверните свечи зажигания в головку цилиндров.
Соедините проводами датчик-распределитель со свечами зажигания.
Установите в крышку головки цилиндров прокладку, крышку и отражатель маслоотделителя и закрепите болтами, установите крышку головки цилиндров с прокладкой на головку цилиндров и закрепите крышку винтами, затягивая их моментом 14...18 Н . м (1,4...1,8 кгс. м).
Установите масляный фильтр; смажьте резиновую уплотнительную прокладку моторным маслом, заверните его на штуцер в блоке цилиндров вручную, а после касания прокладки доверните его еще на 3/4 оборота.
Установите воздушный фильтр; наденьте на корпус воздушного фильтра шланг системы вентиляции картера и шланг подачи горячего воздуха к воздушному фильтру и закрепите их хомутами.
Присоедините шланг системы вентиляции картера и шланги подогрева смесительной камеры к карбюратору.
Установите на блок цилиндров подводящую трубу от радиатора и отопителя с прокладкой.
Установите верхний кожух плоскозубчатого ремня.
Установите генератор; прикрепите болтами кронштейн генератора к блоку цилиндров; установите генератор на кронштейн и закрепите болтом, не затягивая окончательно гайку 2 ( рис. 2-29); — прикрепите болтами натяжную планку к блоку цилиндров; сдвиньте генератор к блоку и без помощи механических приспособлений наденьте ремень на шкивы коленчатого вала и генератора; отрегулируйте натяжные ремни, прогиб ремня при приложении усилия 80...100 Н (8...10 кгс) между шкивами должен быть 8...10 мм, закрепите генератор на натяжной планке болтом 1 и затяните болты 6 крепления генератора к кронштейну.

следующая страница
к оглавлению
Авто и Мото