ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
к оглавлению
предыдущая страница
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна, составляет одно целое с цилиндрами ( рис. 2-31). Высокая жесткость блока обеспечивается тем, что плоскость разъема картера блока с масляным картером расположена ниже оси коленчатого вала на 53 мм. Расстояния между осями первого — второго, третьего — четвертого цилиндров равны 81 мм, а между вторым и третьим 86 мм и между ними по всей высоте цилиндров выполнены протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла, улучшается охлаждение поршней и поршневых колец, снижается температура моторного масла и уменьшается деформация блока от неравномерного нагрева.
Передний обработанный торец блока имеет:
слева - кронштейн для крепления подвески двигателя,
справа — в верхней части развитый прилив с полностью водяного насоса.
Непосредственно к нижней части переднего торца блока крепится масляный насос с манжетой для уплотнения переднего носка коленчатого вала.
Слева в передней части блока выполнен прилив для крепления масляного фильтра, в задней части блока с резьбой для датчика давления масла.
Справа на блоке в передней части расположены приливы с резьбовыми отверстиями для крепления кронштейна и натяжной планки генератора, блока с резьбой для пробки слива охлаждающей жидкости, ниже в средней части прилив с отверстием для трубки маслоизмерительного щупа.
Задняя часть блока имеет развитые кронштейны и отверстия для крепления картера сцепления, который фиксируется относительно блока двумя установочными втулками, входящими в крайние боковые отверстия и крепится к нему тремя болтами и одной шпилькой.
Непосредственно к обработанному торцу задней части блока привернут держатель с манжетой, уплотняющей фланец коленчатого вала.
В нижней части блока цилиндров выполнено пять опор для вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатывают окончательно под вкладыши совместно с блоком и поэтому они невзаимозаменяемы. Для обеспечения их правильного расположения при сборке необходимо учесть, что на них нанесены метки ( рис. 2-21) соответствующих опор.
Крышка 1 подшипника со стороны маховика метки не имеет. Каждая крышка крепится двумя болтами. В блоке и крышках коренных подшипников выполнены кольцевые канавки для подвода масла к коренным вкладышам. Счет опор подшипников и соответствующих им крышек и номеров цилиндров ведется от переднего торца блока цилиндров.
По периметру нижней части блока идет обработанный фланец, к которому болтами прикреплен литой масляный картер (поддон). Герметизация внутренней полости блока в местах стыка передней и задней крышек и масляного картера осуществляется прокладками.
В зависимости от фактического диаметра цилиндра, полученного в процессе его доводки, для более точного обеспечения оптимальной величины зазора между цилиндрами и поршнями (0,05...0,07 мм) цилиндры по диаметру делятся на пять размерных групп А, Б, В, Г, Д через 0,01 мм. При изготовлении нового двигателя поршни нормального диаметра подбирают к соответствующим цилиндрам по группам. Группы обозначены буквами в середине верхней части блока с левой стороны ( рис. 2-31).
В процессе эксплуатации блок цилиндров требует периодической проверки затяжки болтов и гаек, наблюдения за герметичностью в манжетных уплотнениях коленчатого вала и соединениях, уплотняемых прокладками.
Проверка технического состояния и peмонт блока цилиндров двигателя. Блок цилиндров является базовой деталью двигателя и обычно требует ремонта при износе зеркала цилиндров.
После полной разборки двигателя тщательно промойте блок цилиндров, обратив особое внимание на промывку масляных каналов.
Для этого погрузите блок на 20 мин в ванну, содержащую содовый раствор, нагретый до температуры 75...85' С.
Затем струей того же раствора под давлением промойте блок цилиндров для устранения засорения внутренних масляных каналов.
Для качественной очистки водяной рубашки и масляных каналов при ремонте блока цилиндров выньте, а затем вновь установите заглушки, смазав их водостойким герметиком (заглушки лучше устанавливать оправкой).
Тщательно продуйте и просушите весь блок цилиндров сжатым воздухом, в особенности систему масляных каналов.
После этого осмотрите блок и произведите обмеры посадочных мест под вкладыши коренных подшипников.
Несоосность опор коренных подшипников допускается не более 0,02 мм.
Несоосность можно проверить оправкой ( рис. 2-32), установив коренные вкладыши и затянув болты крышек.
Проверьте плоскость разъема блока цилиндров с головкой. Неплоскостность не должна быть более 0,14 мм.
Проверка производится на поверочной плите или при помощи линейки и щупа.
При неплоскостности разъема блока цилиндров с головкой более 0,14 мм пришабрите или прошлифуйте плоскость.
Шлифование и шабрение допускается при деформации не более 0,14 мм. При большей деформации, наличии в опорах, а также в других местах блока трещин, проходящих через масляные каналы, блок замените.
Зеркало цилиндров проверьте вначале визуально на отстутствие рисок и задиров.
Пригодность цилиндра для дальнейшей работы по своим геометрическим размерам определяют, замеряя индикаторным нутромером ( рис. 2-33) в указанных (на рис. 2-31) местах: S1,... S4, 1...III.
Изношенность цилиндра характеризуется величиной износа в 1 поясе (средняя величина от замера в четырех направлениях S1,...S4). В этом поясе износ обычно наибольший, кроме того, от размера в этом поясе зависит зазор в стыке первого компрессионного кольца.
Для определения зазора между юбкой поршня и цилиндром принимается средний диаметр от замера в четырех направлениях по П поясу.
При увеличении диаметра цилиндров более 72,10 мм при замерах по I поясу цилиндры подлежат ремонту. Технология операции расточки и хонинговки цилиндров практически не отличается от аналогичных операций ремонта цилиндров других автомобильных двигателей.
В случае, если цилиндры имеют износы меньше предельных и блок цилиндров не нуждается в ремонтной расточке, при применении новых поршней и поршневых колец зачистите мелкие риски мелкой наждачной шкуркой, затертой мелом и покрытой маслом.
После зачистки цилиндры тщательно промойте, чтобы не осталось следов абразива. Мелкие риски, не мешающие дальнейшей работе, выводить не следует. При наличии уступа в верхней части зеркала цилиндра (на границе работы верхнего компрессионного кольца) рекомендуется снять уступ серповидным шабером или специальным абразивным инструментом. Эту работу выполняйте аккуратно, чтобы не снять металл ниже уступа.
Ремонтная расточка цилиндров производится под специальные ремонтные поршни и кольца, имеющие увеличение против номинального размера на 0,25 и 0,5 мм, то есть 72,25+o,os и 72,50+o os мм ) (табл. 1).
Максимально допустимое увеличение диаметра цилиндра при расточке не должно быть более 0,5 мм. Поршни ремонтного увеличения изготавливаются с контрольным размером юбки 72,25 '," и 72,50 '," мм на расстоянии 53 мм от верхнего торца без разбивки на группы.
Поэтому при ремонтной расточке и хонинговке цилиндров необходимо подгонять размер диаметра цилиндра по имеющемуся диаметру юбки поршня так, чтобы зазор между юбкой поршня и цилиндром был 0,05...0,07 мм, и поршни одного двигателя должны быть одного ремонтного увеличения.
Обработка зеркал цилиндров после ремонта должна удовлетворять следующим требованиям: нецилиндричность не более 0,010 мм); неперпендикулярность оси цилиндров оси коренных подшипников не более 0,025 мм; несимметричность зеркал цилиндров с осями коренных подшипников не более 0,15 мм; шероховатость поверхности зеркала цилиндров не выше 0,8 мкм (рис. 2-31).
После ремонта поверхность зеркала цилиндров тщательно промойте щеткой, смоченной в мыльном рас- творе, и протрите сухой салфеткой.
Нужно иметь в виду, что промывка зеркала цилиндров бензином и керосином не дает должного эффекта, так как эти жидкости плохо смывают со стенок частицы металла и абразивной пыли.
При необходимости замены блока цилиндров в запасные части поставляется блок цилиндров в сборе с номинальными размерами цилиндров.

следующая страница
к оглавлению
Авто и Мото