СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ двигателя автомобиля Таврия ЗАЗ-1102 DAEWOO АВТОЗАЗ. Тосол. Антифриз. Термостат.
к оглавлению
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ автомобиля Таврия ЗАЗ-1102

Особенности конструкции и проверка технического состояния
Система охлаждения закрытого типа, т.е. сообщение ее с атмосферой происходит только через специальный клапан, который открывается при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит расширительный бачок (рис. 2-79).
Рис. 2-79 Рис. 2-80
Тепловой режим двигателя контролируется по температуре охлаждающей жидкости, датчик которой становлен на головке цилиндров, а указатель температуры — на панели приборов.
Применение системы жидкостного охлаждения подобного типа обеспечивает наивыгоднейший тепловой режим двигателя, при котором повышается его долговечность и улучшается экономичность.
Система охлаждения (рис. 2-80) состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса 6, радиатора 1, термостата 14, электровентилятора 3, датчика включения вентилятора 2, расширительного бачка 10 с предохранительным клапаном, соединительных трубопроводов, сливных пробок 11 на блоке двигателя и 4 на радиаторе, датчика температуры ТМ-100А, плоскозубчатого ременного привода насоса. К ней подключен также теплообменник 13 отопителя салона кузова, циркуляции жидкости через который регулируется краном 12. Заполняется система водяным раствором специальной жидкости «ТОСОЛ-А», обладающей антикоррозийными свойствами. Кроме того, она не склонна к вспениванию, отложению и испарению, а при низких температурах не превращается в лед, температура его кипения при нормальном атмосферном давлении около 108 С. В теплое время года (при температуре окружающего воздуха выше 0' С) можно использовать воду. Емкость системы охлаждения (вместе с теплообменником отопителя кузова) 7 л. Заправка охлаждающей жидкости производится через пробку расширительного бачка до уровня, превышающего (при холодном двигателе) отметку «мин», сделанную на стенке бачка.
При работе системы охлаждения, жидкость в зави- симости от положения клапанов термостата и крана включения отопителя может циркулировать по трем кругам А, В, С. Водяная рубашка двигателя состоит и полостей и протоков, получаемых при отливке. Эни расположены в блоке цилиндров, головке цилиндров и впускном коллекторе. В прокладках, уплотняемых местах соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости.
Охлаждающая жидкость уносит выделяемое тепло от наружных поверхностей стенок цилиндра, камере сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов.
Выходящая из головки цилиндров жидкость служит для подогрева воздуха в салоне, при открытом кране теплообменника и во впускной трубе подогревает ее :тенки и смесительную камеру карбюратора для улучшения смесеобразования. Жидкость, попав в теплообменник радиатора, охлаждается, отдавая свое тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через него воздуху.
Ремонт системы охлаждения
Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе при температуре 15...25' С должен быть на 15...20 мм выше нижней метки, нанесенной на расширительном бачке.
При необходимости проверьте денсиметром плотность охлаждающей жидкости, (см. табл. 3).
При низкой плотности и при высокой (больше 1,095 г/см') повышается температура начала кристаллизации жидкости, это может привести к ее замерзанию в холодное время года. Если уровень в бачке ниже нормы, необходимо долить дистиллированную воду.
Если плотность нормальная, долить жидкость той марки, какая находится в системе охлаждения.
Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.

Таблица 3

Показатель

Тосол-А40

Тосол-Аб5

Цвет красителя

голубой

красный

Плотность при 20° С, г/см3

1,078... 1,085

1,085...1,095

Температура   кристаллизации, °С,

 

 

не более

минус 40

минус 65

Температура кипения, °С, не менее

108

115

Массовая доля компонентов, %:

 

 

эти лен гликоль, не менее

53

63

вода, не более

44

33

антивспенивающая присадка

0,05

0,08

антикоррозийная присадка

2,55

2,95

 

Заправка системы охлаждения жидкостью
Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполните в следующем порядке:
— снимите пробку и блок клапанов с горловины расширительного бачка и откройте кран отопителя;
— залейте охлаждающую жидкость (7 л) в горловину расширительного бачка до уровня между верхней и нижней метками, нанесенными на боковой поверхности бачка;
— закройте горловину бачка, установите на место блок клапанов и пробку;
— пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1...2 мин для удаления воздушных пробок.
После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов подтекания, долейте жидкость.
Водяной насос системы охлаждения (рис. 2-81) установлен на передней части правой стороны блока цилиндров. Насос приводится в действие плоскозубчатым ремнем от ведущего шкива коленчатого вала, передаточное число ведущего и ведомого шкивов 1: 1.
Насос лопастного типа центробежный. Чугунные ведомый шкив 6 и крыльчатка 1 с семью спиральными лопастями напрессованы на вал 7 с натягом. Корпус 3 водяного насоса отлит под давлением из алюминиевого сплава.
Насос крепится через прокладку 10 к картеру тремя болтами М6. Вал 7 вращается в двухрядном неразборном подшипнике 8, который имеет влаго и грязезащиту и не требует пополнения смазки в процессе эксплуатации. От продольного перемещиня относительно корпуса водяного насоса подшипник зафиксирован винтом 9.
Рис. 2-81 Рис. 2-85
Манжета (рис. 2-82), препятствующая вытеканию жидкости в подшипник, состоит из корпуса 1, резиновой уплотнительной манжеты 2, разжимной пружины 3 и графитового кольца 4.
Трущейся парой, в, манжете является графитовое кольцо и торец крыльчатки.
Для предохранения подшипника 8 (рис. 2-81) от случайно просочившейся через уплотнение жидкости на валике насоса между манжетой и подшипником сделана кольцевая канавка 4, с которой при его враще.- нии жидкость сбрасывается и вытекает наружу через отверстие 5 в корпусе насоса.
Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности насоса. Необходимо помнить, что его закупорка может привести к выходу из строя подшипника насоса.
Разборка водяного насоса. Закрепите корпус в тисках, используя мягкие прокладки и снимите под прессом или при помощи сьемника с валика шкив 2 и крыльчатку 5 (рис. 2-83); выверните стопорный винт 9 (рис. 2-81) и выньте подшипник 8 с валиком 7; выпрессуйте из корпуса 3 манжету 2.
Сборка водяного насоса. Сборка насоса производится в следующем порядке:
— установите оправкой 1 манжету 2 (рис. 2-84), не допуская перекоса в корпус 3;
— запрессуйте подшипник с валиком 7 (рис. 2-83) в корпус так, чтобы гнездо стопорного винта 9 совпало с отверстием в корпусе 3 насоса;
— заверните стопорный винт 9 подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;
— напрессуйте на валик шкив 6, выдержав размер (54,5+- 0,2) мм;
— напрессуйте крыльчатку 1 на валик, выдержав размер между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 40 34 мм.
Проверка технического состояния водяного насоса. Проверьте осевой зазор в подшипнике, который не должен превышать 0,13 мм при осевой нагрузке 50 Н (5 кгс). При необходимости подшипник замените.
Манжету насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменить.
Осмотрите корпус крыльчатки насоса — деформации или трещины не допускаются.
Проверьте состояние поверхности зубьев шкива насоса (как бывшего в работе, так и нового), поверхность должна быть гладкой и чистой.
Обнаруженные забоины и заусенцы зачистите и заполируйте. Даже незначительные заусенцы и забоины на зубьях вызывают ускоренный износ плоскозуб- чатого ремня.
Термостат
Для обеспечения нормального теплового режима двигателя в системе охлаждения применен термостат типа ТС103-04. Установлен термостат между резиновыми патрубками, соединяющими двигатель с радиатором. Устройство термостата показано на рис. 2-85.
Температура начала открытия основоного клапана (87 + 2)' С. При температуре охлаждающей жидкости ниже указанной основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора, байпасный клапан при этом открьгг и соединяет выход жидкости из двигателя со входом в насос.
Если температура охлаждающей жидкости повышается, твердый наполнитель термочувствительного элемента расширяется и, преодолевая сопротивление пружины, перемещает вверх стакан с основным клапаном. Байпасный клапан 7, поджимаемый пружиной 6, донышком стакана раскрывает проход жидкости от двигателя к водяному насосу. При температуре охлаждающей жидкости более 94' С основной клапан 2 полностью открыт и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.
При промежуточных температурах жидкость циркулирует как через основной клапан, так и через байпас- ный клапан. Это обеспечивает постепенное подмешивание холодной жидкости к более горячей, чем дости- гаются наилучшие условия по температурному режиму для работы двигателя.
Проверка работы термостата. Проверьте температуру начала открытия основного клапана и ход байпас- ного клапана. Для этого термостат поместите в бак с техническим глицерином или охлаждающей жидкостью и закрепите на кронштейне. К донышку байпасного клапана 7 рис. 2-85 установите ножку индикатора. Начальная температуражидкости должна быть 78...80С.
Температуру жидкости постепенно увеличивайте со скоростью примерно 1' С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы температура во всем объеме жидкости была одинаковой.
За температуру начала открытия клапана принимается температура, при которой ход байпасного клапана составит 0,1 мм. Эта температура должна быть (87+ 2)' С. При температуре 102 С ход байпасного клапана должен быть не менее 8 мм.
Термостат необходимо заменить, если температура начала открытия клапана не находится в переделах (87 + 2)' С или ход байпасного клапана менее 8 мм при температуре 102' С.
Радиатор и его крепление
Радиатор изготовлен из алюминиевых трубок с на прессованными на них алюминиевыми шайбами. Кон цы трубок развальцованы в металлических опорных пластинах и уплотнены резиновыми уплотнителями. Боковые бачки радиатора пластмассовые и плотно закреплены к опорным пластинам отгибными усиками и уплотнены резиновыми уплотнителями. В правый бачок радиатора ввернут датчик включения двигателя электровентилятора системы охлаждения и пробка для слива охлаждающей жидкости. Левый бачок отлит совместно с тремя патрубками для соединения шлангами с деталями системы охлаждения. В бачках имеются три бобышки с резьбой. К этим бобышкам через резиновые амортизационные втулки болтами крепится кожух электровентилятора. Радиатор установлен в передней части моторного отсека на поперечную траверсу. Для фиксации радиатора на траверсе имеются два отверстия, в которых через резиновые втулки (амортизаторы) фиксируется радиатор. В верхней части радиатор крепится болтом, через кожух электровентилятора, к полке облицовки радиатора.
При снятии радиатора с автомобиля:
— снимите с расширительного бачка пробку и блок клапанов, откройте кран отопителя;
— отверните сливные пробки из радиатора и блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость;
— отсоедините от радиатора шланги и провода от датчика включения электровентилятора и двигателя электровентилятора;
— отверните болты крепления кожуха электровентилятора к бачкам радиатора и к полке облицовки радиатора;
— аккуратно, стараясь не повредить радиатор, снимите электровентилятор с кожухом и выньте радиатор из моторного отсека. Установку радиатора произведите в обратной последовательности.
Для проверки герметичности радиатора заглушите патрубки в бачках, а к одному из них подведите воздух под давлением 0,15 МПа (1,5 кгс/см') и опустите радиатор в ванну с водой не менее чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться пузырьков воздуха. Если радиатор не герметичный, замените его новым.

к оглавлению
Почта Авто и Мото