Система питания двигателя автомобиля Таврия ЗАЗ-1102. КАРБЮРАТОР ДААЗ 21081-1107010 "Солекс". Карбюраторы для автомобиля ВАЗ, ЗАЗ, 2108, 1102, 2109, 21099, АЗЛК, 2141, 110216, ДААЗ Solex Сойлекс
к оглавлению
Система питания двигателя автомобиля Таврия ЗАЗ-1102
КАРБЮРАТОР ДААЗ 21081-1107010 "Солекс"

Карбюратор "Солекс" ДААЗ 21081-1107010 (рис. 2-93) эмульсионного типа, двухкамерный, с последовательным открытием дроссельных заслонок. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, подогрев дроссельной заслонки первой камеры, блокировку второй камеры.
В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер мощностных режимов, эконостат, диафрагменный ускорительный насос, пусковое устройство. На принудительном холостом ходу включается экономайзер принудительного хода. Тарировочные данные карбюратора приведены ниже.
Тарировочные данные
Примечание. Маркировка жиклеров определяется расходом, который замеряется с помощью микроизмерителей. Настройка микроизмерителей осуществляется по эталонным жиклерам.
Рис. 2-94 Рис. 2-95

Главная дозирующая система. Топливо через фильтр 4 (рис. 2-94) и игольчатый клапан 6 подается в поплавковую камеру. Из поплавковой камеры топливо поступает через главные топливные жиклеры 9 в эмульсионные колодцы и смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок 1, которые изготовлены заодно с главными воздушными жиклерами.
Через распылители 2 топливовоздушная эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.
Дроссельные заслонки 8 и 10 соединены между собой таким образом, что вторая камера начинает открываться, когда первая уже открыта на 2/3 величины
. Система холостого хода забирает топливо из эмульсионного колодца, после главного топливного жиклера 7 (рис. 2-95). Топливо подводится к жиклеру 2 с электромагнитным запорным клапаном 1, на выходе из жиклера смешивается с воздухом, поступающим из проточного канала и из расширяющейся части диффузора (для обеспечения нормальной работы карбюратора при переходе на режим холостого хода). Эмульсия выходит под дроссельную заслонку через отверстие, регулируемое винтом 9 качества (состава) смеси, винтом 10 регулируется количество смеси.
Переходные системы. При открытии дроссельных заслонок карбюратора до включения главных дозиру- ющих систем топливовоздушная эмульсия поступает:
— в первую камеру — через жиклер 2 холостого хода и вертикальный канал 8 переходной системы, находящейся на уровне дроссельной заслонки в закрытом положении;
— во вторую камеру — через выходное отверстие 6, находящееся чуть выше дроссельной заслонки в закрытом положении. Топливо поступает из жиклера 4 через трубку, смешивается с воздухом из жиклера 5, поступающим через проточный канал.
Экономайзер мощностных режимов срабатывает при определенном разрежении за дроссельной заслонкой 8 (рис. 2-96). Топливо забирается из поплавковой камеры через шариковый клапан 11. Клапан 11 закрыт, пока диафрагма удерживается разрежением во впускном трубопроводе. При значительном открытии дроссельной заслонки разрежение несколько падает и пружина диафрагмы 10 открывает клапан. Топливо, проходящее через жиклер 12 экономайзера, добавляется к топливу, которое проходит через главный топливный жиклер 5, обогащая горючую смесь.
Рис. 2-96 Рис. 2-97

Эконостат работает при полной нагрузке двигателя на скоростных режимах, близких к максимальным, при полностью открытых дроссельных заслонках. Топливо из поплавковой камеры через жиклер 6 поступает в топливную трубку и высавывается через впрыскивающую трубку 3 во вторую смесильную камеру, обогащая горючую смесь.
Ускорительиый насос с механическим приводом, с диафрагмой 3 (рис. 2-97), срабатывающей от рычага 5 и кулачка 6, закрепленного на оси дроссельной заслонки первой камеры. При закрытой дроссельной заслонке пружина отводит диафрагму назад и это приводит к заполнению топливом полости насоса через шариковый обратный клапан 8. При открытии дроссельной заслонки кулачок действует на рычаг 5, а диафрагма 3 нагнетает топливо через шариковый клапан 2 и распылители 1 в смесительные камеры карбюратора, обогащая горючую смесь.
Подача ускорительного насоса не регулируется и зависит только от профиля кулачка.
Пусковое устройство. Рычаг 4 (рис. 2-98) управления воздушной заслонкой имеет три профиля. Его наружная кромка М воздействует на рычаг 11 управления дроссельными заслонками через регулировочный винт 10 и обеспечивает запуск холодного двигателя и необходимое далее повышение частоты вращения коленчатого вала двигателя. Внутренние профили К и А воздействуют на рычаг 6 воздушной заслонки и допускают ее открытие при промежуточных положениях рычага 4 на определенную величину.
Рис. 2-98 Рис. 2-99

При повороте рычага 4 управления воздушной заслонки против часовой стрелки расширяющийся паз освобождает штифт рычага 6 воздушной заслонки и за счет возвратной пружины 7 воздушная заслонка будет удерживаться полностью закрытой. Одновременно рычаг 4 кромкой М приоткрывает дроссельную за слонку первой камеры.
Ось воздушной заслонки 5 смещена, поэтому воздушная заслонка после запуска двигателя может при- открываться потоком воздуха, растягивая пружину 7, что приводит к обеднению смеси.
Разрежение из задроссельного пространства воздействует на диафрагму 1 и штоком 3 приоткрывает воздушную заслонку.
Регулировочный винт 2 позволяет регулировать величину приоткрывания воздушной заслонки.
Максимальная величина приоткрывания воздушной заслонки при запуске и прогреве двигателя зависит от промежуточных положений рычага 4 управления воздушной заслонкой или от ширины паза этого рычага.
Экономайзер принудительного холостого хода отключает систему холостого хода на принудительном холостом ходу (во время торможения ав- томобиля двигателем, при движении под уклон, при переключении передач), исключая выброс окиси углерода в атмосферу.
На режиме принудительного холостого хода при частоте вращения коленчатого вала более 1900 мин ' и при замкнутом на массу концевом выключателе Sl карбюратора (педаль отпущена) запорный электромагнитный клапан 1 (рис. 2-95) выключается, подача топлива прерывается.
При снижении частоты вращения коленчатого вала на принудительном холостом ходу до 1650 мин ' блок управления включает электромагнитный запорный клапан (хотя концевой выключатель включен на массу), при этом начинается подача топлива через жиклер холостого хода и двигатель постепенно выходит на режим холостого хода.
Блокировка второй камеры. Дроссельная заслонка второй камеры может открываться только при открытой воздушной заслонке рычагом блокировки второй камеры, установленным шарнирно на рычаге 17 (рис. 2-93). При открывании дроссельных заслонок рычаг блокировки воздействует через рычаг 15 привода дроссельной заслонки второй камеры на рычаг 14 дроссельной заслонки второй камеры.
При закрывании воздушной заслонки ее рычаг 5 наружной кромкой воздействует на штифт 2 рычага блокировки второй камеры и разобщает его рычагом 15. При этом дроссельная заслонка второй камеры блокируется.
Снятие и установка карбюратора
Снятие и установку выполняйте только на холодном двигателе. Для этого снимите воздушный фильтр. Отсоедините от привода дроссельных заслонок трос и возвратную пружину, а также отсоедините от карбюратора тягу и оболочку тяги привода воздушной заслонки.
Отсоедините от карбюратора электрические провода экономайзера принудительного холостого хода.
Отверните гайки крепления карбюратора, снимите промежуточный рычаг привода дроссельных заслонок, карбюратор и закройте заглушкой входное отверстие впускного трубопровода.
Установку карбюратора выполняйте в обратном порядке. Перед установкой проверьте плоскость и чистоту плоскости соединения впускного трубопровода с карбюратором.
Не допускается крепление и подтягивание гаек крепления нагретого карбюратора.
После установки отрегулируйте привод управления карбюратором, а также холостой ход двигателя.
Привод управления карбюратором должен работать без заеданий.
Разборка карбюратора
Рис. 2-100 Рис. 2-101

Выверните винт и снимите блок 28 (рис. 2-100) подогрева смесительной камеры карбюратора.
Выверните винты крепления крышки карбюратора и осторожно снимите ее, чтобы не повредить прокладку, поплавок, трубки эконостата и переходной системы второй камеры.
Разберите крышку карбюратора, для чего:
— оправкой осторожно вытолкните ось 12 (рис. 2-99) поплавка 13 из стоек и, не повреждая зычков поплавка, снимите его;
— снимите прокладку 14 крышки, выверните седло игольчатого клапана 11, отверните патрубок 1 подачи топлива и выньте топливный фильтр 4;
— выверните корпус топливного жиклера холостого хода с электромагнитным запорным клапаном 20 и выньте жиклер 19;
— выверните ось 9, выньте шарик 7 с пружиной, снимите рычаг 8 управления воздушной заслонкой, отсоедините пружину рычага управления возлушной заслонкой. При необходимости выверните винты крепления воздушной заслонки, выньте заслонку 5 и ось 6;
— разберите диафрагменное устройство, сняв крышку 18 в сборе с регулировочным винтом 17. Выньте пружину 16 и диафрагму 15 со штоком.
Разберите корпус карбюратора, для чего:
— снимите крышку 30 (рис. 2-103) ускорительного насоса с рычагом 29 и диафрагмой 31;
— выньте распылители 7 ускорительного насоса и распылители 8 первой и второй камер. Распылители 7 ускорительного насоса вынимайте только за корпус распылителей;
— отверните гайку оси дроссельной заслонки первой камеры, снимите кулачок 32 привода ускорительного насоса и шайбу;
— выверните винт крепления, снимите электрический привод 27 с регулировочного винта 26 количества смеси холостого хода и выверните винт 26;
— выньте штопором пластмассовую заглушку 23 и выверните регулировочный винт 25 качества (состава) смеси холостого хода;
— снимите крышку 1 экономайзера мощностных режимов, диафрагу 2 и пружину;
— выверните топливный жиклер 3 экономайзера мощностных режимов;
— выверните главные воздушные жиклеры 9 с эмульсионными трубками и главные топливные жиклеры 10 главных дозирующих систем.
При необходимости выверните винты крепления дроссельной заслонки 21 первой камеры, снимите заслонку и выньте ось 22 в сборе с рычагами привода. Сняв стопорную шайбу и вывернув винты крепления дроссельной заслонки 20 второй камеры, снимите заслнку и выньте ось 19 заслонки. Выньте подшипники осей дроссельных заслонок первой и второй камер.

Очистка и проверка технического состояния деталей карбюратора
Топлвный фильтр. Промойте фильтр в топливе и продуйте сжатым воздухом. Проверьте состояние фильра. Если фильтр или патрубок подвода топлива повреждены, замените их новыми.
Поплавковый механизм. Промойте детали в топливе, проверьте их состояние. Поплавок не должен иметь повреждений. На уплотняющей поверхности игольчатого клапана и его седла не допускается повреждений, нарушающих герметичность клапана. Клапан должен свободно перемещаться в своем гнезде, а шарик не должен зависать. Масса поплавка не должна быть более 6,23 г. Неисправные детали замените новыми.
Крышка карбюратора. Очистите от грязи и масла крышку и все отверстия и каналы. Промойте крышку в ацетоне или топливе и продуйте сжатым воздухом.
Осмотрите уплотняющие поверхности крышки. Если имеются повреждения, замените крышку новой.
Пусковое устройство. Все детали пускового устройства очистите, промойте топливом и продуйте сжатым воздухом. Осмотрите детали, поврежденные замените новыми.
Жиклеры и эмульенонные трубки. Очистите жиклеры и эмульсионные трубки от грязи и смолистых соединений, промойте их ацетоном или топливом и продуйте сжатым воздухом.
Нельзя прочищать жиклеры металлическим инстументом или проволокой, а также протирать жиклеры и другие детали карбюратора ватой, тканью или ветошью так как ворсинки могут засорить топливо-эмульсионный тракт. При сильном засорении можно очистить жиклеры иглой из мягкого дерева, смоченного ацетоном
. Корпус карбюратора. Очистите корпус от грязи и масла. Промойте его каналы ацетоном или топливом и продуйте сжатым воздухом. При необходимости каналы и эмульсионные трубки очистите специальными развертками. Осмотрите уплотняющие поверхности корпуса, при их повреждениях или деформациях корпус замените новым.
Ускорнтельный насос. Очистите детали насоса, промойте их в топливе и продуйте сжатым воздухом. Проверьте легкость перемещения шарика в распылителе и движение подвижных элементов насоса (рычага, деталей диафрагмы). Заедания не допускаются. Диафрагма должна быть целой, без повреждений. Проверьте состояние уплотняемых поверхностей и прокладок. Поврежденные детали насоса замените новыми.
Экономайзер мощностных режимов. Проверьте пол- ную длину толкателя диафрагмы, включая головку толкателя. При длине менее 6,0 мм замените диафраг- му в сборе с толкателем.

Сборка карбюратора
Карбюратор собирайте в последовательности, обратной разборке. При этом все прокладки замените и обратите внимание на следующее:
— поплавок должен свободно вращаться на своей оси, не задевая стенок камеры;
— игольчатый клапан должен свободно скользить в своем гнезде, без перекосов и заеданий; момент затяж- ки седла игольчатого клапана должен быть 15,0 Н • м (1,5 кгс . м);
— момент затяжки электромагнитного запорного клапана должен быть 3,75 Н . м (0,375 кгс . м).
Чтобы при сборке не перепутать местами жиклеры обращайте внимание на их маркировку.
После завертывания винтов крепления дроссельных заслонок зачеканьте винты на специальном приспо- соблении, не допуская деформации осей заслонок.
При сборке ускорительного насоса наживите винты крепления крышки, нажмите на рычаг привода до упора, заверните винты и отпустите рычаг.

Регулировка и проверка карбюратора.
Установка уровня топлива в поплавковой камере. Необходимый для нормальной работы карбюрато- ра уровень топлива обеспечивается правильной установкой исправных элементов запорного устройства (рис. 2-101).
Расстояние между поплавком 1 и прокладкой 4, прилегающей к крышке 5 должно составлять (4,5+ 1,0) мм. Этот зазор регулируйте подгибанием язычка 2. При этом опорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана 3 и не должна иметь вмятин и забоин.
При регулировке крышку карбюратора держите горизонтально поплавком вверх.
Регулировка пускового устройства. При повороте рычага 4 (рис. 2-98) управления воздушной заслонкой 5 до отказа против часовой стрелки воздушная заслонка должна быть полностью закрыта под действием пружины 7. Если заслонка не закрыта, устраните причину заедания.
При полностью закрытой воздушной заслонке нажмите вручную на шток 3 пускового устройства до упора. При этом воздушная заслонка 5 должна открываться на (2 + 0,2) мм (пусковой зазор В). При необходимости отрегулируйте зазор винтом 2. Дроссельная заслонка 12 первой камеры при полностью закрытой воздушной заслонке должна быть приоткрытой на 1,0 мм (пусковой зазор С) Отрегулируйте этот зазор винтом 10.
Регулировка холостого хода двигателя. Элементы регулировки холостого хода включают регулировочный винт 2 (рис. 2-102) качества (состава) смеси и регулировочный винт 1 количества смеси. Регулировочный винт 2 закрыт заглушкой 4. Для доступа к винту необходимо вынуть заглушку штопором.
Регулировку холостого хода необходимо выполнять на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости 90 С) с отрегулированными зазорами в механизме газораспределения, с правильно установленным моментом зажигания и при полностью откры- той воздушной заслонке.
Регулировочным винтом 1 количества смеси установите по тахометру частоту вращения коленчатого вала двигателя в пределах 700...950 мин '.
Регулировочным винтом 2 качества (состава) смеси доведите содержание окиси углерода (СО) в отработавших газах в пределах 0,5...1,2% при данном положении винта 1.
Примечание. Содержание СО приведено к 1 = 20 С и Р = 101,3 кПа (760 мм рт. ст.).

Винтом 1 восстановите частоту вращения коленчатого вала до 700...950 мин '.
При необходимости регулировочным винтом 2 восctanovite содержание СО в пределах 0,5-1,2%.
По окончании регулировки резко нажмите на педаль привода дроссельных заслонок и отпустите ее, двигатель должен без перебоев увеличить частоту вращения коленчатого вала, а при уменьшении ее — не заглохнуть. В случае остановки двигателя винтом 1, увеличьте частоту вращения коленчатого вала в пределах 700...950 мин-1.
Установите в отверстие для регулировочного винта 2 качества смеси пластмассовую заглушку 4.
Проверка работы механизма блокировки второй камеры. Поверните рычаг управления воздушной заслонкой против часовой стрелки до полного закрытия заслонки. Затем поверните ось 22 (рис. 2-100) за рычаг привода до полного открытия заслонки первой камеры, при этом дроссельная заслонка второй камеры должна остаться в закрытом положении.
Поверните рычаг управления воздушной заслонкой по часовой стрелке, а рычаг управления дроссельными заслонками до полного открытия заслонок. Если дроссельная заслонка второй камеры при этом не откроется, устраните неисправность. Причиной может быть заедание рычага 17 блокировки второй камеры или отсоединение пружины 18 рычага блокировки.

Приводы к заслонкам карбюратора
Дроссельная заслонка карбюратора (рис. 2-103) имеет механический тросовый привод, который состоит из педали, тяги, изготовленной совместно с направляющей оболочкой и соединителя тяги с педалью со встроенным компенсационным устройством.
Рис. 2-102 Рис. 2-103
Педаль акселератора при помощи пластмассовых опор крепится к щиту передка двумя гайками.
Тяга управления акселератором крепится к педали следующим образом. На верхний конец педали надевается пластмассовый корпус соединителя, внутри которого располагается компенсационная пружина, поджимающая соединитель к педали одновременно предназначенная для компенсации излишних усилий, в случае их применения к педали. Оболочка тяги акселератора одним концом упирается в резиновый упор на стенке щита передка, другим — в кронштейн, установленный на двигателе и крепится на нем регулировочными гайками.
На секторе карбюратора тяга крепится в специально изготовленном отверстии и фиксируется на нем наконечником тяги. Удерживание дроссельной заслонки в закрытом положении и возврат отпущенной педали в исходное положение осуществляется возвратной пружиной.
Воздушная заслонка карбюратора имеет механический привод, который состоит из ручки, кронштейна, тяги и оболочки. Привод заслонки осуществляется ручкой, расположенной на панели приборов, которая связана с тягой резьбовым соединением. Тяга привода от попадания пыли и влаги защищена оболочкой. Один конец оболочки с наконечником при помощи пластмассового фиксатора крепится к кронштейну, другой — крепится в упоре на карбюраторе специальной пластиной и болтом. Положение оболочки при креплении на карбюраторе показано на рис. 2-104.
Уход за приводами заслонок карбюратора заключается в проверке их крепления, четкости и надежности в работе. В случае заедания приводов разберите их, тщательно промойте оболочки и тяги в бензине и смажьте графитной смазкой. Поврежденные тяги и облочки замените новыми.
Снятие и установка привода дроссельной заслонки. Отверните гайки крепления резьбовой части акселератора и снимите тягу с упора кронштейна, затем снимите оттяжную пружину и выньте наконечник тяги из сектора управления дроссельной заслонкой. Потяните тягу со стороны резьбовой части до полного сжатия компенсационной пружины и выньте из пластмассового корпуса стержень педали. Отпустите тягу (освободив пружину от сжатия) и выньте запорный фиксатор с наконечника тяти, выньте тягу со стороны моторного отсека
. Отверните гайки крепления педали к щитку передка и снимите педаль с порами крепления (рис. 2-103).
Установка привода акселератора производится в обратной последовательности, при этом пластмассовые опоры крепления педали разверните на 180 относительно друг друга и установите их так, чтобы выступы «а» зафиксировались на пазах.
Регулировку привода дроссельными заслонками производите гайками крепления тяги на упоре кронштейна (рис. 2-104). при полностью нажатой педали управления дроссельными заслонками, дроссельная заслонка первой камеры должна быть полностью открыта и сектор управления заслонками не должен иметь дополнительного хода. При отпущенной педали дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. Если этого нет, отрегулируйте положение педали и дроссельной заслонки регулировочными гайками на резьбовой части оболочки тяги. После регулировки затяните гайки и проверьте легкость и четкость работы привода. Привод должен работать без заеданий, а рабочий ход тяги акселератора по верхнему концу должен быть 35 мм.
Снятие и установка привода воздушной заслонки. Отсоедините от карбюратора тягу и оболочку, для чего отпустите соответствующие болты. Потяните за ручку тягу и полностью выньте ее из оболочки. Отверните декоративную гайку крепления кронштейна и, утопив кронштейн в панель приборов, выньте из-под панели кронштейн в сборе с оболочкой.
Снимите фиксатор оболочки и отсоедините оболочку от кронштейна.
Установка привода воздушной заслонки производится в обратной последовательности.
Регулировку привода воздушной заслонки производите в следую
щем порядке:
— отпустите болты крепления оболочки и тяги на карбюраторе и установите ручку привода на панели приборов в положение «а» (рис. 2-104);
— не перемещая тяги в оболочке, закрепите оболочку на карбюраторе болтом, полностью откройте воздушную заслонку, и в таком положении закрепите болтом тягу.
При правильной регулировке привода должно обеспечиваться полное открывание и закрывание воздушной заслонки ручкой на панели приборов, при этом вытянутая ручка тяги должна удерживаться в любом промежуточном положении воздушной заслонки и тяги. полный ход ручки тяги воздушной заслонки должен быть 34 мм.

к оглавлению
Еще о карбюраторах семейства "Солекс"
Авто и Мото