УПРАВЛЕНИЕ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )

 

Рис. 14. Управление коробкой передач. 


1. Рукоятка;
2. Рычаг;
3. Чехол;
4. Шайба пружинная;
5. Шайба;
6. Пружина;
7. Чашка:
8. Опора;
9. Уплотнитель;
10. Крышка;
11. Муфта;
12. Кронштейн;
13. Гайка;
14. Болт;
15. Основание;
16. Чехол;
17. Пружина;
18. Гайка;
19. Болт;
20. Втулка амортизационная;
21. Вал управления;
22. Втулка амортизационная;
23. Болт;
24. Втулка шарнира;
25. Болт;
26. Хомут;
27. Вал переключений;
28. Чехол;
29. Упор;
30. Пружина;
31. Кронштейн упора;
32. Крышка:
33. Упор направляющий;
34. Втулка;
35. Шайба стопорная.

  

МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

 

Пятиступенчатая коробка передач выполнена трехходовой, ее шесть передач (включая задний ход) включаются с помощью трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения. Механизм собран в отдельном корпусе. Корпус механизма 71 (рис. 13) крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами (М8), усилие затяжки болтов 18...25 Н-м (1,8...2,5 кгс-м). Вал 74 переключения установлен в картере сцепления 57. В переднюю опору вала запрессована чугунная втулка. Для предохранения от попадания пыли внутрь коробки передач и утечки масла из нее во втулку установлена манжета 76 и одет резиновый чехол 77. На вал переключателя установлен поводок 75, закрепленный болтом. Болт затягивается усилием 50...56 Н-м (5...5,6 кгс-м), стопорится кернением или герметиком УГ-6, смазав перед заворачиванием его резьбовую часть. Поводок взаимодействует с шаровой головкой ползуна 65, который установлен на оси 64. Плоская головка ползуна заходит в пазы штоков переключения первой-второй передач 55, пятой передачи и заднего хода 49, а также в паз вилки 54 переключения третьей-четвертой передач. Штоки выключения передач параллельны друг другу, расположены в одном ряду и перемещаются одним концом в отверстиях корпуса 71 механизма переключения и другим в гнездах картера 57 сцепления. Для четкой фиксации рабочих положений штоков на их поверхности выполнены радиусные лунки, в которые входят шариковые фиксаторы 67, расположенные во втулках и поджимаемые пружинами 66. Втулки запрессованы в корпус механизма 71 переключения, перед запрессовкой втулок в гнезда устанавливаются стальные шайбы для упора торцов пружин. Поводок, закрепленный на валу переключения, при проворачивании вала вокруг оси передвигает ползун вверх или вниз и вводит его плоскую головку в пазы соответствующих штоков или вилки, а при движении вала с поводком вдоль оси вперед или назад включается необходимая передача. Вилки первой-второй, третьей-четвертой передач на штоках закреплены штифтами с натягом 0,152...0,400 мм, вилка пятой передачи на штоке закреплена стопором с моментом затяжки 36...50 Н-м (3,6...5 кгс-м), кроме того, стопор от отворачивания зафиксирован проволокой. Вилка включения заднего хода 59 в корпусе механизма переключения передач установлена на оси 62, которая закреплена пружинными шплинтами 63. Вилка включения заднего хода 59 взаимодействуют с шестерней 45 через полиамидный вкладыш 58. Для фиксации вилки включения заднего хода в нейтральном положении на оси 64 ползуна выполнено гнездо, в которое устанавливается пружина 70 и фиксатор 69. Для предотвращения включения одновременно двух передач предусмотрено блокирующее устройство.

 Блокирующее устройство состоит из двух замков 53 и толкателя 52. При включении передачи (например, заднего хода) шток 49, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок 53 из лунки на этом штоке в лунку штока 56 переключения третьей и четвертой передач, выталкивая толкатель 52. Толкатель, в свою очередь, выталкивает замок 53 в лунку штока 55 первой и второй передач, препятствуя тем самым их передвижению, а следовательно, и включению передач. Аналогично происходит "замыкание" штоков замками и толкателем при включении любой передачи. Для освещения дороги сзади при движении задним ходом и предупреждения о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода. Включение фонарей производится выключателем 48, установленным на картере коробки и включаемым при помощи штока 49 включения заднего хода пятой передачи, и шарика 50 ± 8 мм.