Ходовая часть / Задняя подвеска автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА

Задняя подвеска автомобиля независимая, рычаж ная «со связующей поперечиной» (рис. 4-13). Рычаги и связующая поперечина выполнены в форме балки из низколегированной стали, которая выполняет функцию стабилизатора при движении автомобиля. К балке на закруглениях приварены кронштейны, с помощью которых подвеска крепится шарнирно к кронштейнам кузова болтами с гайками и резино-металлическими сайлент-блоками. Для крепления ступиц задних колес к балке приварены две параллельные площадки с отверстиями, а также две трубчатые опоры для крепления нижних проушин амортизаторов. Амортизаторы в сборе с пружинами верхней частью крепятся к опоре приваренной к кузову. Нижними шарнирами амортизаторов являются резино-металлические сайлент-блоки, а верхними — резиновые подушки.
Ход колеса вверх ограничивается буфером сжатия, установленным на штоке амортизатора, а вниз— растянутым амортизатором, в котором расположен буфер отбоя.
Гидравлические амортизаторы двустороннего действия телескопического типа собраны совместно с пружинами, установленными между верхней и нижней чашками.
Снятие и устапов ей подвески. Для снятия задней подвески надеж поставьте под заднюю часть кузова подставки и выполните работы в такой последовательности:
1. Снимите держатели колпака, колпак колеса и, отвернув гайки, снимите колесо. Снимите колпак 21 (рис. 4-14) и отверните гайку ступицы 19, снимите тормозной барабан 22;
2. Отсоедините гибкие шланги гидропривода тормозов от трубок ((рис. 6-12) задней подвески. Для этого, удерживая рожковым ключом наконечник гибкого шланга, отверните вторым ключом гайку трубки, затем сняв скобу 4 крепления выньте наконечник шланга из кронштейна;
3. Снимите наконечник троса стояночного тормоза с разжимного рычага 8 (рис. 4-14). Для этого надо с помощью проволочного крючка зацепить разжимной рычаг 8 за отверстие в нижней части и, перемещая разжимной рычаг к передку автомобиля, освободить наконечник троса 3 от рычага. Такую операцию выполнить и на второй стороне тормоза;
4. Отверните гайки крепления верхней опоры амортизатора (рис. 4-13) (внутри багажника), затем отверните болт крепления нижнего шарнира, снимите амортизатор в сборе с пружиной и опорой. Таким же путем снимите второй амортизатор;
5. Отверните две гайки крепления подвески к кронштейнам кузова, выбейте болты и снимите подвеску с автомобиля. При этом необходимо запомнить распо ложение и количество компенсационных шайб между кронштейнами (щеками) и сайлент-блоками, если они, там были.
После разборки, ремонта и сборки задней подвески' установка на автомобиль производится в обратной последовательности. При установке подвески нужно выполнить следующие указания:
1. Заднюю подвеску в сборе стормозами и запрессованными в кронштейны сайлент-блоками, но без амортизаторов, подведите под кузов и закрепите болтами (завернув гайки на два-три оборота) к кронштейнам кузова, предварительно установив компенсационные шайбы, если они были установлены между сайлент- блоками и щеками кронштейнов кузова на те места, где они находились;
2. Собранный амортизатор закрепите тремя шпильками в отверстиях брызговика и заверните (со стороны багажника) на два-три оборота гайки, предварительно установив под них шайбы;
3. Наденьте нижний конец амортизатора с резиновым сайлент-блоком на трубчатую опору, наденьте на болт пружинную и плоскую шайбы, заверните на два- три оборота болт;
4. Введите в отверстие щита тормоза (рис. 4-14) наконечник троса стояночного тормоза.
При помощи проволочного крючка зацепите разжимной рычаг за отверстие и, перемещая его к передку автомобиля наденьте на него снизу наконечник стояночного тормоза. Отрегулируйте стояночный тормоз, как описано в соответствующем разделе;
5. Наденьте на ступицу тормозной барабан в сборе с сальником и подшипниками. Наденьте на ступицу шайбу и заверните гайку. Отрегулируйте подшипники ступицы как описано в разделе «Подшипники ступиц задних колес»;
6. Наденьте на тормозной барабан защитный колпачок, колесо, декоративный колпак с держателями;
7. Соедините гибкие тормозные шланги с тормозными трубками. Залейте тормозную жидкость в систему, проверьте плотность соединений, прокачайте систему, как описано в соответствующем разделе;
8. Опустите автомобиль на колеса и покачайте его за заднюю часть кузова несколько раз вверх-вниз. При статической нагрузке окончательно затяните: гайки крепления сайлент-блоков задней подвески; болты крепления сайлент-блоков амортизаторов; гайки крепления верхней опоры амортизатора. На автомобиле конструктивно заложен сход задних колес в пределах 0' + 20' для каждого колеса
. Под сходом заднего колеса принимается угол в горизонтальной плоскости, образованный плоскостью колеса и осью движения автомобиля. Этот угол устанавливается на заводе при сборке автомобиля и обеспечивает равномерный износ шин в течение длительной эксплуатации, однако, в результате естественного износа сайлент-блоков подвески, ослабления креплений, а также деформации деталей (от сильных ударов при движении с большой скоростью по плохой дороге сход может нарушиться, что повлечет за собой нераномерный износ шин).
Разборка и сборка задней подвески:
1. Отверните три болта крепления ступицы заднего колеса к балке, снимите тормоз в сборе и ступицу. Такую же операцию повторите на второй стороне балки.
2. С помощью приспособления 9849-013 выпрессуйте из кронштейнов балки сайлент-блоки.
Очистите от грязи и вымойте детали подвески. Осмотрите тщательно бапку, кронштейны. При обнаружении трещин — заварите электросваркой. Деформированные или поврежденные сайлент-блоки — замените.
После выпрессовки сайлентблока зачистите втулку в подвеске от налипшей резины, грязи, коррозии. При запрессовке сайлент-блок и втулку на рычаге подвески (для легкости запрессовки) смажьте мыльным раствором.
Подшипники стуниц задних колес
Подшипники ступицы заднего колеса роликовые, конические, наружные обоймы подшипников запрессованы в тормозной барабан. С внутренней стороны подшипники защищены манжетой, а с наружной— колпаком.
При необходимости разборки, подшипники снимала ются в следующей последовательности:
— специальную демонтажную лопатку с концом длиной 14-15 мм, загнутым под углом 90 введите между подшипником и корпусом манжеты. Покачивая лопатку и перемещая ее равномерно по всей окружности манжеты, осторожно выпрессуйте манжету;
— снимите с корпуса барабана внутренние обоймы подшипников с роликами, удалите по возможности из корпуса смазку;
— при помощи круглой оправки диаметром 39,2 мм выпрессуйте обойму наружного подшипника, предварительно подставив под наружную сторону барабана цилиндрическую подставку с внутренним диаметром 53 мм;
— поверните барабан на 180' и с помощью оправки 7, вставленной внутрь корпуса, осторожными ударами молотка через подставку, выпрессуйте наружную обойму внутреннего подшипника, предварительно поставив под барабан цилиндрическую подставку, применяемую для наружного подшипника.
Необходимость выпрессовки наружных колец подшипников может иметь место только в случае износа или разрушения подшипников. После разборки и промывки деталей определяется их пригодность к дальнейшей эксплуатации. Кольца подшипников не должны иметь питтингов, царапин и других повреждений беговых дорожек. Ролики не должны иметь питтингов, царапин, сколов и надиров торцов. Сепараторы должны удерживать ролики с малыми зазорами. Выступание металла по кромке окон сепараторов недопустимо. Сепаратор, провисающий на роликах за счет своей массы, не должен касаться внутреннего кольца подшипника. На деталях подшипников не должно быть цветов побежалости. Состояние посадочных поверхностей подшипников на валу ступицы и корпусе тормозного барабана определяется замером этих поверхностей.
Пригодность к дальнейшей эсплуатации манжеты определяется по сохранностй рабочей кромки и по эластичности резины. Если рабочая кромка неострая или резина манжеты затвердела, манжета должна быть заменена.
Сборка барабана выполняется в обратной последовательности: вначале запрессуйте наружные кольца (если устанавливаются новые подшипники, они должны быть очищены от консервационной смазки промывкой в керосине). Наружные кольца подшипников запрессовываются в корпус барабана с помощью специальной оправки 5, для наружного кольца диаметром 46 мм, для внутреннего — диаметром 51 мм. На прессе или ударами молотка по оправке запрессуйте кольца без перекосов до упора в буртики корпуса. Затем заполните сапараторы смазкой, обеспечив полное заполнение всего пространства вокруг роликов. Вложите в корпус внутренние кольца и запрессуйте со стороны внутреннего подшипника манжету с помощью оправки диаметром 51 мм.
После установки барабана в сборе в ступицу, закрепите барабан гайкой, предварительно подложив шайбу, установите на барабан колесо и отрегулируйте подшипники.
Регулировку подшипников выполняйте в такой последовательности:
— надежно установите на подставку кузов с нужной стороны, колесо при этом не должно касаться пола;
— отверните гайку крепления колеса до появления люфта, затем плавно без рывков, затягивайте гайку, с одновременным проворачиванием колеса и проверкой люфта;
— в момент исчезновения люфта прекратите затяжку гайки. Застопорите гайку путем вдавливания юбки гайки в пазы вала ступицы с двух сторон;
— заполните колпачок смазкой и установите его на барабан, окончательно закрепите колесо гайками и поставьте декоративный колпак.
Здесь "альтернативный" вариант описания, из другого руководства: Задняя подвеска.

к оглавлению
.