ПРИВОДЫ АГРЕГАТОВ ПРИВОДЫ АГРЕГАТОВ

Рис. 8. Двигатель (приводы агрегатов). 


1. Кожух наружный;
2. Штифт-указатель;
3. Метка МВТ на шкиве;
4. Болт;
5. Шайба стопорная;
6. Шкив распределительного вала;
7. Ремень плоскозубчатый;
8. Шкив привода водяного насоса;
9. Штифт-указатель;
10. Метка ВМТ на ведущем шкиве;
11. Шкив ведущий;
12. Шкив привода генератора;
13. Ремень;
14. Метка ВМТ внутренняя на шкиве;
15. Метка ВМТ на шкиве;
16. Метка ВМТ на наружном кожухе;
17. Метка МЗ (момент зажигания);
18. Болт;
19. Кронштейн натяжного ролика;
20. Пружина;
21. Гайка;
22. Ось;
23. Ролик;
24. Подшипники;
25. Кольцо стопорное;
26. Заглушка;
27. Датчик-распределитель зажигания;
28. Крышка;
29. Уплотнитель;
30. Шестерня ведомая привода распределителя зажигания;
31. Шайба;
32. Шестерня ведущая привода распределителя зажигания;
33. Прилив для установки октан-корректора;
34. Гайка крепления датчика-распределителя зажигания:
35. Гайка стопорная;
36. Планка;
37. Шкив генератора;
38. Гайка оси.

 

Головка цилиндров 8 (рис. 7), отлитая из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров. Головка крепится к блоку десятью болтами. Между блоком и головкой установлена металлоасбестовая прокладка толщиной 1,2 мм. Затяжку болтов головки производят на холодном двигателе при температуре 15...25 °С в два приема: вначале усилием 35...40 Н-м (3,5...4,0 кгс-м) и окончательно с усилием 83...86 Н-м (8,3...8,6 кгс-м), придерживаясь последовательности, указанной на рис. 6. Требуемое уплотнение обеспечивается только за счет некоторого предварительного натяга, учитывающего разницу коэффициентов линейного расширения стальных болтов и алюминиевой головки цилиндра. В головке цилиндров выполнены клиновые камеры сгорания, впускные и выпускные каналы, резьбовые отверстия для установки свечей зажигания и протоки для охлаждающей жидкости. Седла 51 (рис. 7) и направляющие втулки 53 клапанов изготовлены из специального жаростойкого чугуна. Седла запрессовываются в головку цилиндров, нагретую до температуры плюс 165...175°'С. С левой стороны головки расположены впускные и выпускные каналы, а с правой - резьбовые отверстия для свечей зажигания. Расположение клапанов, а следовательно, осей их седел и втулок, однорядное под углом 21°. В головке выполнены перемычки, в которых расточены гнезда под ось коромысел и опорные шейки распределительного вала. Опорные гнезда распределительного вала смазываются под давлением. В специальную расточку переднего гнезда установлена манжета 4 (рис. 6) для уплотнения шейки распределительного вала. Задняя часть головки обработана, и к ней через уплотнительную прокладку закреплен корпус 28 (рис. 8) привода датчика - распределителя и бензинового насоса. Прилегающая к блоку плоскость головки и клиновые камеры сгорания механически обработаны. Этим достигается необходимая чистота поверхности и практически одинаковый объем камер сгорания. Верхняя часть головки закрывается крышкой, закрепленной винтами. Необходимое уплотнение стыка обеспечивается прокладкой, зажатой между головкой и крышкой.

 Клапаны 52 (рис. 7) расположены в головке цилиндров под углом 21° к вертикальной оси цилиндров. Впускной клапан цельный, изготовлен из стали, а выпускной клапан состоит из двух частей, которые в заготовке соединены стыковой сваркой. Верхняя часть клапана - его стержень - изготовлена из стали, имеющей высокую износостойкость, нижняя же часть стержня и головка выпускного клапана сделаны из стали, сохраняющей высокие механические свойства при воздействии высоких температур. Рабочая поверхность выпускного клапана, примыкающая своим пояском к седлу клапана, наплавлена специальной наплавкой. Оба клапана термообработаны. В верхней части стержней имеются кольцевые канавки для размещения выступов сухарей. Номинальный диаметр стержней клапанов - 8 мм; головки клапанов - плоские, с углом рабочей фаски 45°30'±5'. Наружные диаметры головок клапанов: впускного - 34 мм, выпускного - 28,5 мм, ход впускного и выпускного клапанов - 8,5 мм. Каждый клапан снабжен двумя пружинами, опирающимися своими торцами снизу на стальную опорную шайбу 49, а сверху - на стальную цианированную опорную тарелку 45, которая на стержне клапана удерживается двумя стальными сухарями 44 с закругленными выступами для соединения их со стержнем клапана.

Направляющие втулки клапанов, в которых перемещаются стержни клапанов, запрессованы в головку цилиндров. Окончательная обработка отверстий втулок выполнена после их запрессовки с высокой точностью. Для лучшего уплотнения между втулками и стержнями клапанов поверхность отверстий втулок имеет резьбу специального профиля, выполняющую функцию лабиринтного уплотнения. Шаг этой резьбы 1,5 мм, глубина канавки трапециидального профиля около 0,25 мм. У втулок впускных клапанов резьба имеется только в верхней части, а у втулок выпускных клапанов по всей длине. На наружной части втулок прорезана кольцевая канавка, в которую устанавливается стопорное кольцо 50, ограничивающее их перемещение при запрессовке. От попадания избытка масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки служат маслоотражательные колпачки-манжеты 47, надеваемые на верхнюю часть втулки с натягом, и охватывающие стержень клапана. Маслоотражательные колпачки изготовлены из термостойкой резины.

 Пружины клапанов. Наружная 46 и внутренняя 48 пружины навиты из стальной проволоки (3,6 и 2,7 мм соответственно). Их витки направлены в противоположные стороны, чем устраняется возможность резонанса и попадания витков одной из пружин, в случае ее поломки, в витки другой. Плотность посадки клапанов в их седлах обеспечивается высокой точностью обработки седел после запрессовки и притиркой фаски клапанов к седлам.

Ось коромысел клапанов 1 (рис. 6) стальная, полая, с закалкой шеек под коромысла и отверстиями для подвода масла к коромыслам и к гнездам шеек распределительного вала. Ось в головке стопорится винтом, а отверстие под ось закрыто резьбовой пробкой.

Коромысла клапанов 6 (рис. 7) отлиты из специального чугуна. Места контактов с кулачками распределительного вала отбелены для получения высокой твердости и обработаны по цилиндрической поверхности, под регулировочный винт выполнена резьба М8х1. Осевое перемещение коромысла ограничивается шайбами и пружинами.

Регулировочные винты 41 изготовлены из стали. Их сферические рабочие поверхности, на которые опираются сферическими углублениями наконечники 43, закалены. Регулировка зазоров между наконечниками и торцом стержня впускного клапана, равного 0,15 мм, и выпускного, равного 0,30 мм, производится вращением винтов 41. Фиксация винтов осуществляется гайками 42.

Наконечники 43 регулировочных винтов изготовлены из стали, цианированы и закалены. Наконечники устанавливаются на ее регулировочные винты и предназначены для уменьшения износа торцов клапанов.

Распределительный вал 7 (рис. 6) двигателя чугунный, литой. Он устанавливается в специальные гнезда головки цилиндров. Вал имеет пять опорных шеек, наружные диаметры которых последовательно увеличиваются для облегчения установки вала на головку. Рабочая поверхность кулачков отбеленная. Диаметр затылка кулачка 27±0,105 мм, высота кулачка 5,709±0,025 мм. Фиксация вала от осевого перемещения осуществляется упорным буртиком, выполненным на задней шейке вала, и входящим в расточку гнезда головки цилиндров. Упорный буртик вала прижимается выступом корпуса привода датчика-распределителя и бензинового насоса 28 (рис. 8). Осевое перемещение вала находится в пределах 0,10...0,50 мм и определяется установкой прокладки необходимой толщины. Шкив распределительного вала устанавливается на передний цилиндрический выступ 036 мм, положение шкива на распределительном валу определяется штифтом 07 мм, а его крепление болтом MIOxl с усилием затяжки 28...36 Н-м (2,8...33,6 кгс-м). Болт стопорится отгибной шайбой. На задний конец вала на цилиндрический выступ 024 мм устанавливается шестерня 32 привода распределителя, которая крепится эксцентриковым кулачком привода бензинового насоса, вворачиванием его в резьбовое отверстие M10xl вала.