Ходовая часть / Привод передних ведущих колес автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
ПРИВОД ПЕРЕДНИХ ВЕДУЩИХ КОЛЕС

Привод передних ведущих колес состоит из двух шарнирных валов с шарнирами в сборе (правый и левый). Каждый из шарнирных валов с шарнирами в сборе состоит из вала, наружного и внутреннего шарниров равных угловых скоростей, обеспечивающих углы поворота и равномерность крутящего момента привода передних колес. Отличаются шарнирные валы с шарнирами в сборе только длиной шарнирного вала — правый длиннее левого.
Наружный шарнир (у колеса) состоит из корпуса (рис. 4-1), сепаратора, внутренней обоймы и шести шариков. При сборке наружного шарнира с валом обойма устанавливается на шлицевую часть вала и фиксируется стопорным кольцом. Количество специальной пластической смазки, закладываемой в наружный шарнир, должно быть 80 г. При этом большая половина закладывается в полость корпуса, а оставшаяся смазка — в защитный резиновый чехол. Герметичность внутренней полости шарнира обеспечивается целостностью защитного чехла, отсутствием смазки на посадочных поверхностях корпуса, шарнирного вала и чехла, а также качественной затяжкой стяжных хомутов.
Внутренний шарнир (у дифференциала) состоит из корпуса, трех роликов, собранных на цапфы трехшиповика, запрессованного на шлицевую часть вала до упора в буртик. От осевых перемещений трехшиповик на валу фиксируется плоским стопорным кольцом. Между внутренними поверхностями роликов и цапфами трехшиповика устанавливаются иголки, которые удерживаются от выпадания верхней шайбой и стопорным кольцом.
В случае разборки внутреннего шарнира необходимо предусмотреть меры, предупреждающие самопроизвольный демонтаж роликов с цапф трехшиповика, а именно, применить технологическую стяжку (клейкая или трикотажная лента, резиновое кольцо и т.п.). Поджимная пружина с опорной чашкой пружины обеспечивают необходимое положение корпуса внутреннего шарнира в дифференциале. При этом стопорное кольцо на хвостовике корпуса не устанавливается. Шайба предохранительная ограничивает перемещение роликов в осевом направлении во внутреннем шарнире до установки привода на автомобиль, обеспечивая тем самым отстутствие самопроизвольного демонтажа. Количество специальной пластической смазки, закладываемой во внутренний шарнир должно быть 100 г. Закладка смазки и обеспечение герметичности внутреннего шарнира аналогичны, как и в наружном шарнире (см. выше).
Шарнирные валы с шарнирами в сборе (рис. 4-3) шлицевой частью внутреннего шарнира входят в зацепление с полуосевой шестерней 5 главной передачи. Наружный шарнир шлицевой частью соединяется со ступицей 20 переднего колеса и крепится гайкой 23.
Шарнирные валы на протяжении 150 000 км пробега не требуют технического обслуживания. Необходимо только регулярно осматривать состояние резиновых чехлов, особенно при езде по пересеченной местности с неблагоустроенным дорожным покрытием, так как при поврежденном чехле в шарнир попадает вода и грязь, вызывая коррозию деталей и интенсивный износ и разрушение шарнира. Поврежденные чехлы немедленно заменяйте новыми с предварительной разборкой, заменой смазки и сборки шарнира.
Снятие и установка шарнирных валов. Для снятия шарнирных валов с автомобиля выполните следующие операции:
— установите надежно на подставки передок автомобиля и снимите колеса;
— включите передачу заднего хода и отверните гайку крепления наружного шарнира вала к ступице;
— отверните гайку болта 27 (рис. 4-3) крепления шарового пальца к поворотному кулаку, выньте болт и палец из клеммы.
Если необходимо снять левый шарнирный вал, поверните рулевое колесо вправо, при снятии правого шарнирного вала — поверните рулевое колесо влево. При этом повернувшийся поворотный кулак позволит снять шлицевую часть шарнирного вала со ступицы. Если шарнирный вал свободно не выходит из ступицы следует, ударяя по торцу вала, через выколотку из цветного металла, выбить его из ступицы. Чтобы шарнирный вал, при его снятии со ступицы, не упал на пол, его следует подвязать, зацепив любым проволочным крючком за перемычку окна, предусмотренного для рулевой тяги. После чего, удерживая вал за корпус внутреннего шарнира, демонтируйте его с дифференциала.

Внимание. Во избежание проворачивания полуосевых шестерен внутри дифференциала и падения их в картер (потеря соостности шестерни и отверстия в картере дифференциала) категорически запрещается одновременный демонтаж обоих шарнирных валов.

После демонтажа одного из шарнирных валов, необходимо сразу поставить транспортную заглушку (или пробку с удлинителем) для фиксации полуосевой шестерни (рис. 2-2).
Снятый с автомобиля шарнирный вал тщательно промойте, замените изношенные или поврежденные детали (разборка и сборка описана ниже) и установите в обратной последовательности на автомобиль.

Внимание. Перед установкой в ступицу вала наружного шарнира наденьте на вал промежуточную шайбу 16 (рис. 4-3) так, чтобы внутренняя фаска на шайбе была обращена в сторону шарнира.

После установки наружного шарнира в ступицу колеса, оденьте шайбу, заверните новую гайку, затяните и законтрите (см. «Подшипники ступиц передних колес»).

Разборка и сборка шарнирного вала. Шарнирный вал имеет сложную конструкцию и много точно изготовленных и собранных деталей. Разборку шарниров выполняйте только при появлении повышенных шумов в процессе езды, при разрушении чехлов и попадании в шарниры пыли и влаги. Перед разборкой тщательно промойте от пыли и грязи шарниры и насухо протрите чистой, сухой ветошью. При демонтаже и монтаже внутреннего шарнира сохраните первоначальное положения сопряженных деталей внутреннего шарнира: «ролик с иголками — цапфа трехшиповика — корпус шарнира». На трех цапфах могут находиться иглы различных сортировок. Ни в коем случае нельзя поменять (перепутать) иглы одного роликового узла с другим. При разборке внутреннего шарнира нанесите метки (краской на корпусе и цапфе трехшиповика, так, чтобы при монтаже ролики попали на свои дорожки. Чтобы ролики с иголками не выпали из цапф трехшиповика, закрепите их временно клейкой лентой. Наружный шарнир не рекомендуется разбирать, так как приработанные по месту шарики (корпус, сепаратор, обойма) при сборке могут попасть на другую направляющую дорожку.
Порядок разборки шарнирного вала следующий:
— закрепите в тисках шарнирный вал, подложив под губки защитные колодки;
— снимите с наружного шарнира хомуты (малый и большой) крепления чехла и сдвиньте чехол по валу;
— удалите с поверхности шарнира смазку, затем подставьте к торцу корпуса (со стороны шариков) пластину из цветного металла и, ударяя по пластине молотком, выпрессуйте шарнир из вала. При выпрессовке, шлицевую часть шарнира удерживайте соосно с валом, чтобы при ударах не повредить сепаратор;
— снимите с вала чехол наружного шарнира; затем, сняв с чехла внутреннего шарнира хомуты, сдвиньте чехол по валу, и, выполнив необходимые меры по удержанию роликов на цапфах трехшиповика и маркировке их положения (как описано выше), снимите корпус внутреннего шарнира.
Сняв с внутреннего чехла хомуты, сдвиньте чехол по валу, и выполнив необходимые меры по удержанию роликов на цапфах и маркировке их положения (как описано выше) снимите с вала корпус шарнира.
Тщательно промойте детали внутреннего шарнира, проверьте их состояние, поврежденные или слишком изношенные детали замените новыми.
При значительном износе или повреждении деталей наружного шарнира замените шарнир в сборе с заменой стопорного кольца новым.
При установке на вал чехлов, снимите стопорное кольцо, чтобы не повредить чехлы. При монтаже соблюдайте чистоту устанавливаемых деталей, применяйте смазку рекомендуемую заводом в количестве: для внутреннего шарнира — 100 г, для наружного — 80 г.
Если шарнирный вал разбирался только из-за повреждения резиновых чехлов, то в обязательном'порядке промойте шарниры и заложите в них свежую смазку. Надежно закрепите чехлы хомутами. Установленные на шарнирах хомуты — разового пользования; допускается применять большие хомуты вместо малых. Применение других типов стяжных хомутов допускается, если гарантирована высокая надежность уплотнения и целостность чехла при креплении. При установке защитных чехлов обратите внимание на правильную их посадку, складки на чехле не должны быть сдавлены и скручены. Не допускайте установку чехла внутреннего шарнира на наружный шарнир и наоборот. После сборки шарнирного вала проверьте прочность посадки внутренних грязеотражателей на корпусах шарниров. Грязеотражатель не должен проворачиваться, более плотная посадка грязеотражателя осу- ществляется нанесением мелкого кернения на посадочное место грязеотражателя, с последующей его запрессовкой на корпус.

к оглавлению