"Чайнику" на заметку. Как лучше прогревать холодный двигатель - на месте или в движении?
Как лучше прогревать холодный двигатель - на месте или в движении?
Сергей МИШИН
ЧТО ВСЕ-ТАКИ ЛУЧШЕ?

Как лучше прогревать холодный двигатель - на месте или в движении? Этот вопрос снова замелькал в нашей почте. Значит, наступает зима...
Начнем с самого насущного - износа холодного мотора. В свое время на ВАЗе провели испытания, показавшие, что определяющий фактор здесь - время выхода на нормальный тепловой режим. Интересный результат дали специальные дорожные испытания автомобилей по так называемому докторскому циклу. Представьте, что врач зимой целый день посещает больных: прогреваться некогда, и он выезжает почти сразу, пустив холодный мотор. Добравшись до очередного пациента, глушит двигатель, и тот за время посещения каждого больного остывает почти полностью...
Вопреки расхожим суждениям, повышенного износа двигателя при таком режиме не обнаружилось. Ведь при работе с нагрузкой, в движении, двигатель прогревается быстрее, чем на холостом ходу. Между прочим, быстрота прогрева - вопрос далеко не праздный и для конструкторов. Как они его решают, можно понять, сравнив темпы прогрева моторов "Жигулей" и "Самары" - у последней намного быстрее.
Другая сторона вопроса - финансовая. Прикиньте, сколько стоит бензин, потраченный на 10, 15, а то и 20 минут бесполезной работы двигателя на "подсосе". А если каждый день, да не по одному разу? К тому же при этом из-за переобогащения смеси чаще отказывают свечи, а их замена тоже чего-то стоит.
Еще один аспект - экологический: грешно травить атмосферу работающим двигателем! Да еще на богатой смеси, когда вредных веществ в выхлопе прямо-таки немерено.
Таким образом, ответ на поставленный в начале статьи вопрос очевиден - прогревать холодный двигатель лучше в движении. Но возникает другой: хорошо ли едется на непрогретом моторе? Оказывается, и карбюраторы с полуавтоматами пуска, и системы впрыска настраиваются (для последних есть специальный термин - "калибруются") так, чтобы ездовые свойства на холодном двигателе не отличались от номинального теплового состояния. На некоторых иномарках уже давно нет указателя температуры - вполне хватает контрольной лампы перегрева.
Единственное "но" в этой ситуации - холодному двигателю не следует давать больших нагрузок и раскручивать его до высоких оборотов. Мотор еще не способен выдать полную мощность, а загустевшая на морозе смазка хуже поступает к трущимся парам. Трогайтесь и разгоняйтесь плавно, на пониженных передачах. Если у автомобиля обычный карбюратор, то начинайте движение на "подсосе", а по мере прогрева постепенно открывайте воздушную заслонку. Ориентиром послужит приемистость машины - способность разгоняться без провалов. Если двигатель при троганье или разгоне норовит заглохнуть или чихает, обогатим смесь, потянув "подсос" на себя. Если работает уверенно, то можно утапливать ее небольшими порциями - избыточное обогащение смеси ни к чему. Лишний бензин, попадая на стенки цилиндров, смывает с них смазку - и двигатель изнашивается более интенсивно.
Распространенная ошибка водителей в таких ситуациях - включение электродвигателя отопителя на "максимум". Уж если включать его, то наоборот, на самую малую скорость, пока мотор не прогреется полностью. Во-первых, отопитель в меру своих сил охлаждает двигатель и тем замедляет его прогрев. Во-вторых, воздух, медленно проходящий через едва теплый радиатор отопителя, успевает чуть больше прогреться, а значит, и в салоне будет теплее. Кстати, на иномарках с системой рециркуляции (и на нашем ВАЗ-2110) на время прогрева двигателя лучше исключить подачу воздуха в отопитель снаружи. Но ненадолго, иначе стекла начнут запотевать.
Итак, чтобы после холодного пуска отправиться в путь, нужно лишь небольшое время для первоначальной стабилизации работы систем двигателя - особенно топливной и смазочной. Какое? Современному впрысковому мотору достаточно поработать после пуска около 30 секунд, этого хватит для последующего уверенного движения. У карбюраторного двигателя, в зависимости от его особенностей, "подготовительное" время может составить одну-две минуты. Так что после холодного пуска можно трогаться в путь на любом автомобиле уже через пару минут.

Вопрос:Автомобиль ВАЗ-21083 с карбюратором при температуре окружающего воздуха -5°С приходится прогревать не меньше 8-10 минут, чтобы достичь температуры "Тосола" 50°С. Если трогаться раньше, возникают "провалы" в работе двигателя и он глохнет. Если же на холостом ходу включить отопитель на максимум, "Тосол" остывает с 90 до 60 градусов. Термостат проверял на ощупь - работает нормально...
Ответ: Правильно отрегулированный карбюратор обеспечивает движение автомобиля даже с непрогретым двигателем. Правда, с прикрытой воздушной заслонкой. Теперь о термостате. Судя по всему, у термостата негерметичен основной клапан и часть жидкости циркулирует по большому кругу (через радиатор). Это значительно увеличивает время прогрева двигателя, а отбор тепла отопителем в условиях, когда исчерпаны "способности" такого термостата, приводит к падению температуры жидкости. У исправного термостата клапаны в закрытом состоянии герметичны! Проверка температуры шлангов на ощупь при описанном дефекте слишком груба.