ПРОДОЛЬНЫЙ РАЗРЕЗ

 

Рис. 6. Двигатель (продольный разрез). 


1. Ось коромысел;
2. Крышка головки блока цилиндров;
3. Карбюратор;
4. Головка блока цилиндров;
5. Пробка маслозаливного отверстия;
6. Насос бензиновый;
7. Вал распределительный;
8. Корпус привода датчика-распределителя и бензинового насоса;
9. Патрубок отводящий;
10. Блок цилиндров;
11. Диск нажимной сцепления;
12, Диск сцепления ведомый:
13. Болты крепления маховика;
14. Маховик;
15. Манжета;
16. Держатель задней манжеты;
17. Крышка;
18. Вал коленчатый;
19. Вкладыши коренных подшипников;
20. Картер;
21. Крышкасреднего коренного подшипника;
22. Упорное полукольцо коренного подшипника;
23. Вкладыш среднего коренного подшипника;
24. Маслоуспокоитель;
25. Приемник масляного насоса;
26. Вкладыш шатуна;
27. Шестерня масляного насоса:
28. Корпус масляного насоса;
29. Манжета;
30. Шкив привода генератора:
31. Шкив ведущий:
32. Шпонка;
33. Гайка;
34. Плоскозубчатый рамень;
35. Ремень привода генератора;
36. Шатун;
37. Поршень;
38. Палец;
39. Ролик натяжной;
40. Шкив распределительного вала;
41. Манжета;
42. Шайба стопорная;
43. Болт;
44. Внутренний и наружный кожухи зубчатого ремня;
45. Внутренний и наружный кожухи зубчатого ремня;

 

 

ДВИГАТЕЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

Модель двигателя и силового агрегата

МеМЗ-245

Тип двигателя

карбюраторный, четырехтактный, с распределительным валом в головке цилиндров, жидкостного охлаждения

Число и расположение цилиндров

4, в ряд, поперек автомобиля, в плоскости, отклоненной от вертикали на 10°

Диаметр цилиндра х ход поршня, мм

72х67

Рабочий объем, Л

1,091

Мощность, номинальная, кВт (л.с.)

39 (53)

Степень сжатия

9,5

Номинальная частота вращения коленчатого вала,  (об/мин)

5300 - 5500

Максимальный крутящий момент, Н-м (кгс-м)

80,4 (8,2)

Минимальная частота вращения холостого хода,  (об/мин)

700

Максимальная частота вращения,  (об/мин)

5600

Порядок работы цилиндров

1-3-4-2

 

  

Верхний   распределительный  вал  обеспечивает уменьшение масс, движущихся возвратно-поступательно в клапанном приводе, а следовательно, позволяет увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя. Привод распределительного вала и водяного насоса плоскозубчатым ремнем уменьшает шум двигателя и облегчает его техническое обслуживание. Система питания снабжена высокоэффективным воздушным фильтром со сменным бумажным фильтрующим элементом, который заменяется через каждые 15000 км пробега автомобиля при нормальных условиях его эксплуатации. Использование в системе смазки полнопоточного сменного масляного фильтра позволило увеличить пробег автомобиля без его замены до 15000 км. Высокие пусковые качества двигателя при низких температурах окружающего воздуха обеспечиваются мощным стартером, эффективным аккумулятором и стабильными вязкостными параметрами масел. Двигатель надежно пускается без предварительного подогрева при температуре до минус 30°С.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ И ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЛОКА ЦИЛИНДРОВ

 

Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна, составляет одно целое с цилиндрами 10 (рис. 6). Высокая жесткость блока обеспечивается тем, что плоскость разъема картера блока с масляным картером расположена ниже оси коленчатого вала на 53 мм. Расстояние между осями первого - второго, третьего - четвертого цилиндров равны 81 мм, а между вторым и третьим - 86 мм, и между ними по всей высоте цилиндров выполнены протоки для охлаждающей жидкости, благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла, улучшается охлаждение поршней и поршневых колец, снижается температура моторного масла, и уменьшается деформация блока от неравномерного нагрева. Передний обработанный торец блока имеет: слева кронштейн для крепления подвески двигателя, справа в верхней части развитый прилив с полостью водяного насоса. Непосредственно к нижней части переднего торца блока крепится масляный насос с манжетой для уплотнения переднего носка коленчатого вала. Слева в передней части блока выполнен прилив для крепления масляного фильтра, в задней части банки с резьбой для датчика давления масла и пробки слива охлаждающей жидкости из водяной рубашки блока цилиндров. Справа на блоке в передней части расположены приливы с резьбовыми отверстиями для крепления кронштейна и натяжной планки генератора, ниже в средней части прилив с отверстием для трубки маслоизмерительного щупа. Задняя часть блока имеет развитые кронштейны и отверстия для крепления картера сцепления, который фиксируется относительно блока двумя установочными втулками, входящими в крайние боковые отверстия, и крепится к нему тремя болтами и одной шпилькой. Непосредственно к обработанному торцу задней части блока привернут держатель с манжетой, уплотняющей фланец коленчатого вала. В нижней части блока цилиндров выполнено пять опор для вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатывают окончательно под вкладыши совместно с блоком, и поэтому они невзаимозаменяемы. Для обеспечения их правильного расположения при сборке необходимо учесть, что на них нанесены метки соответствующих опор. Каждая крышка крепится двумя болтами с усилием затяжки 70...85 Н-м (7...8,5 кгс-м). В блоке и крышках коренных подшипников выполнены кольцевые канавки для подвода масла к коренным вкладышам. Счет опор подшипников и соответствующих им крышек и номеров цилиндров ведется от переднего торца блока цилиндров. По периметру нижней части блока идет обработанный фланец, к которому болтами прикреплен литой масляный картер (поддон). Герметизация внутренней полости блока в местах стыка передней и задней крышек и масляного картера осуществляется прокладками. В зависимости от фактического диаметра цилиндра, полученного в процессе его доводки, для более точного обеспечения оптимальной величины зазора между цилиндрами и поршнями (0,05...0,07 мм) цилиндры по диаметру делятся на пять размерных групп А, Б, В, Г, Д через 0,01 мм. При изготовлении нового двигателя поршни нормального диаметра подбирают к соответствующим цилиндрам по группам. Группы обозначены буквами в середине верхней части блока с левой стороны.

ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА

Поршни 37 (рис. 6) отлиты из алюминиевого сплава с терморегулирующим кольцом, юбки поршней не разрезанные. Масса поршня (315±2) г. Днища поршней плоские, но в центре под углом 21° имеются два углубления 0 36 мм, глубиной 7,8 мм. Углубления в поршнях выполнены для исключения упирания поршней в клапаны при поворачивании коленчатого вала в случае, если плоскозубчатый ремень привода распределительного вала не установлен, а также при его проскальзывании или обрыве. Юбка поршня имеет бочкообразную эллипсную форму, большее основание которого расположено на расстоянии 53 мм от верхнего торца (контрольный размер юбки поршня), а большая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Поршни по наружному диаметру юбки разбиты на пять групп А, Б, В, Г, Д. Поршни ремонтных размеров с увеличенным диаметром юбки поршня на 0,25 и 0,5 мм маркируются на днище поршня нанесением действительного ремонтного увеличения. Ось отверстия под палец смещена относительно диаметральной плоскости поршня на 1,5 мм. При монтаже стрелка, расположенная на днище каждого поршня, на всех поршнях должна быть обращена к передней части двигателя, то есть в сторону носка коленчатого вала. Для установки поршневых колец служат три кольцевые канавки. В двух верхних находятся компрессионные кольца, а в нижней - сборное маслосъемное. Эта канавка соединена с внутренней полостью поршня отверстиями, через которые излишняя смазка, снимаемая маслосъемным кольцом, отводится в картер. В зависимости от диаметра отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три группы через 0,004 мм и маркируются краской на бобышке (красной, желтой, зеленой).