Подшипник Auto ЗАЗ 1102 Таврия модернизация тюнинг стартер карбюратор
к оглавлению

СТАРТЕР

Стартер 261.3708 или 26.3708 (рис. 7-10), предназначенный для пуска двигателя, представляет собой электродвигатель постоянного тока смешанного возбуждения.
Стартер включается с помощью электромагнитного тягового реле типа 26.37088, смонтированного нафланце крышки стартера. Установлен с правой стороны двигателя и крепится фланцем с двумя шпильками к картеру сцепления. Схема соединения стартера в общую схему автомобиля показана на рис. 7-11.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТАРТЕРА
Номинальное напряжение, В ........................................... 12
Номинальная мощность, кВт (л. с.) ............................ 1,13(1,54)
Пусковая-мощность хода, не менее, кВт (л.с.) ................. 0,8 (1,085)
Ток холостого хода, А,не более ....................................... 70
Частота вращения якоря:
при холостом ходе, мин ' (об/мин), не менее ... 5000
при пусковой мощности, мин ' (об/мин),
не менее ................................................................. 1730
Ток при тормозном моменте 10 Н . м (1,0 кгс . м) А,
не более ................................................................. 400
при напряжении на выводах, В, не более ................................... 7
Напряжение включения тягового реле в момент
соприкосновения шестерни привода с прокладкой
толщиной 19,5 мм (помещенной между шестерней и ее упором), В, не более ........ 9
Давление пружины щеткодержателя на щетки, Н (гкс)............ 9,5-12,5 (0,95...1,25)
Число зубьев шестерни привода стартера ..................................... 9
Модуль зубьев шестерен привода стартера, мм ..........................2,1116
Масса стартера, кг ..................................................... 4,53

Статор 21 (рис. 7-10) имеет четыре полюса, на которых расположены катушки возбуждения, три из которых соединены между собой последовательно, одна параллельно им. Каждая катушка имеет пять витков проволоки ПММ 1,8 х 4,75 изолированных внахлест хлопчатобумажной лентой 0,25 х 25.
Рис. 7-10
Рис. 7-10. Стартер: 1 — крышка реле; 2 - контактный диск; 3 - шток реле в сборе; 4 - пружина контактного диска; 5 - корпус реле; 6 - обмотка реле; 7 - пружина якоря; 8 — якорь реле; 9 — серьга якоря; 10 — рычаг; '11- прокладка; 12 — ось рычага; 13 - крышка со стороны привода; 14, 27 - втулки якоря; 15, 16, 23 - шайбы упорные; 17 — кольцо стопорное; 18 — кольцо упорное; 19 — роликовая муфта с шестерней; 20 — якорь в сборе; 21 - статор; 2~ - стяжной болт; 24 — прокладка изоляционная; 25 - винт; 26 — колпак; 28 — пружина щетки; 29 — пластмассовый щеткодержатель; 30 - крышка со стороны коллектора; 31 — контактные болты тягового реле; 32 - щетка неизолированная; 33 — щетка изо- лированная; 34 — катушка возбуждения; 35 - полюс; 36— полюсный винт; 37 - вывод от катушки возбуждения; 38 — вывод обмоток реле (штекер внутренний).

Якорь 20 статора из 23 секций провода ПЭТВ-2-2,24 длиной 375 мм, число коллекторных панелей 23, шаг по пазам 1...7, шаг по коллектору 1...12. Вал якоря вращается в двух бронзографитовых втулках 14 и 27, установленных в передней 13 (со стороны привода) и задней 30 крышках. Колпак 26, задняя 30 и передняя 13 крышки с расположенным между ними статором 21 стянуты двумя стяжными болтами 22. На задней крышке 30 винтами 25 закреплен пластмассовый щеткодержатель 29, имеющий фигурные гнезда под щетки.
Щетки поджимаются к коллектору цилиндрическими пружинами 28, которые находятся в отверстиях пластмассового щеткодержателя и упираются в изоляционную прокладку 24.
Все щетки имеют гибкие канатики; канатики массовых щеток к крышке крепятся теми же винтами 25, что и пластмассовый щеткодержатель.
Изолированные щетки соединены между собой и имеют общий вывод от одного из концов последовательно соединенных катушек обмотки возбуждения. Второй конец этих катушек присоединен к контактному болту 31 тягового реле.
На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из шестерни с роликовой муфтой 19 свободного хода.
При помощи привода, перемещающего по винтовым шлицам вала, осуществляется зацепление шестерни стартера с ободом маховика и передача крутящегося момента от стартера к двигателю. Наличие муфты свободного хода предохраняет обмотку и коллектор якоря от разноса.
Электромагнитное тяговое реле 26.37088 служит для перемещения привода по винтовым шлицам вала якоря и ввода шестерни в зацепление с ободом маховика. Реле прикреплено двумя винтами к крышке стартера.
Катушка реле имеет две обмотки: последовательную: II (рис. 7-11) и параллельную I, каждая из 167...170. витков намотанных в четыре слоя. Последовательная из проволоки ПЭТВ-2-0,9 и параллельная из проволоки ПЭТВ-2-0,8.
Сопротивление обмоток при 20' С соответственно 0,41...0,47 Ом и 0,67...0,73 Ом.
Внутри катушки находится передвигающийся якорь 8 реле с возвратной пружиной 7. На одном конце якоря имеется серьга 9, соединенная с рычагом 10 включения привода стартера, другой конец якоря упирается в шток с контактным диском 2.
При включении стартера напряжение от аккумуляторной батареи подается на обе обмотки реле, втягивающую П и удерживающую I. После замыкания контактов реле, втягивающая обмотка отключается, так как оба ее конца оказываются соединенными с «+» аккумуляторной батареи.
Рис. 7-11 Рис. 7-12


Возможные неисправности стартера и способы их устранения ч.1 (файл PDF 197K)
Возможные неисправности стартера и способы их устранения ч.2 (файл PDF 160K)


Снятие и установка стартера, ремонт стартера
Для снятия стартера выполните следующие операции:
— поставьте автомобиль над смотровой канавой, отсоедините провода от аккумуляторной батареи;
— отсоедините провода от стартера;
— отверните две гайки шпилек крепления стартера к картеру сцепления, сдвиньте на длину шпилек стартер в сторону генератора и снимите его;
— установку стартера производите в обратной последовательности.
Проверка стартера
Чтобы убедиться в эффективности работы стартера, проверьте на стенде его электрические и механические данные.
Электрическая схема соединений для проверки стартера на стенде показана на рис. 7-12. Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должен иметь сечение не менее 16 мм.
Стартер должен питаться от полностью заряженной аккумуляторной батареи автомобиля или от специального источника тока, характеристика падения напряжения которого при нагрузке соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи.
Температура при проверках должна быть (25 + 5) С, а щетки должны быть хорошо притерты к коллектору.
Проверка работоспособности
Замыкая выключатель Q (рис. 7-12), при напряжении источника тока 12 В произведите четыре включения стартера с разными условиями торможения. Например, при тормозных моментах: 2...2,4; 5,5...6,6; 9...10,5 Н .м (0,2...0,24; 0,55...0,66; 0,9...1,05 кгс . м). Длительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с, а промежутки между включениями не менее 5 с.
Если стартер не вращает зубчатый обод стенда или его работа сопровождается ненормальным шумом, то разберите стартер и проверьте его детали.
Испытания в режиме полного торможения
Затормозите зубчатый обод стенда, включите стартер, замерьте ток и напряжение в тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 400 А, не более 7 В и не менее ?О Н . м (1,0 кгс . м). Длительность включения стартера должна быть не более 2...3 с.
Если тормозной момент ниже, а сила тока выше указанных величин, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотках статора и якоря или замыкание обмоток на массу.
Если тормозной момент и потребляемая сила тока ниже указанных выше величин, то причиной может быть окисление или загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление крепления выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.
При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.
Для устранения неисправностей разберите стартер и замените или отремонтируйте поврежденные детали.
Испытание на режиме холостого хода
Выведите зубчатый обод стенда из зацепления с шестерней стартера. Включите стартер и замерьте потребляемый им ток и частоту вращения якоря стартера, которые должны быть соответственно не более 70 А и (5000 + 500) мин ' (об/мин) при напряжении на клеммах стартера 11,8...12,2 В.
Если сила тока и частота вращения якоря отличаются от указанных значений, то причины могут быть те же, что и в предыдущем испытании.
Проверка тягового реле 26.37088
Подключите реостат, реле и вольтметр в цепь как показано на рис. 7-12.
Установите между ограничительным кольцом 18 (рис. 7-10) и шестерней прокладку толщиной (19,5 + 0,65) мм и включите реле. Напряжение включения тягового реле не должно быть более 9 В, Если оно больше, то это указывает на неисправность обмотки реле или привода стартера.
Допускается проверка реле отдельно от стартера. При начальном зазоре между сердечником и якорем (8+ 0,45) мм и осевой нагрузке 90 Н (9 кгс) при поданном на катушку реле напряжении (9 + 0,2) В, якорь реле должен быть втянут до упора в сердечник, а главные контакты замкнуты.
Проверка механических данных
Осевой свободный ход вала якоря должен быть 0,07...0,7 мм. Если он не находится в этом пределе, то разберите стартер и подберите толщину и количество шайб 23 (рис. 7-10).
Привод стартера должен свободно без заеданий перемещаться по шлицевому валу и возвращаться из рабочего положения в исходное под действием возвратной пружины якоря реле. При повороте шестерни привода в направлении вращения якоря, он вращаться не должен. Шестерня должна проворачиваться относительно вала якоря под действием момента не более 17 Н . см (1,7 кгс . см).
Ремонт стартера
Неисправности или повреждения устраняют заменой деталей. Есдинственный вид ремонта, который может быть выполнен, это проточка торцевого коллектора.
Разборка стартера. Отверните гайку контактного болта 31 крепления провода и отсоедините провод 37 (рис. 7-10).
Отверните два винта крепления реле, снимите реле и разберите его в следующем порядке:
— от наконечника отпаяйте вывод обмотки реле;
— отверните винты крепления крышки реле и выньте их;
— снимите крышку реле 1, не нарушая вывода включающей обмотки, выньте шток 3 реле в сборе с контактным диском 2 и якорь 8 реле. Отверните гайку оси 12 рычага и выньте ее из крышки.
Отверните и выньте два стяжных болта 22 статора.
Снимите колпак 26, изоляционную фибровую прокладку 24 и пружины 28 щеток.
Снимите статор 21 в сборе с задней крышкой 30, легким постукиванием, снимите заднюю крышку со статора и выньте из гнезд крышки изолированные щетки 33.
На задней крышке отверните гайки винтов 25, крепящие изолированный щеткодержатель и выводы неизолированных щеток, снимите щеткодержатель 29 и щетки 32.
С вала якоря, со стороны коллектора снимите упорные шайбы 23.
Снимите с передней крышки резиновую уплотнительную прокладку 11, выньте якорь 20 вместе с приводом и рычагом 10.
При этом заметьте положение рычага в собранном стартере и при последующей сборке установите его в то же положение.
Снимите две шайбы 15 и 16 с шейки вала со стороны привода (одна упорная шайба, вторая специальная пружинная шайба).
Сдвиньте упорное кольцо 18, освободив при этом стопорное кольцо 17, снимите с вала стопорное и упорное кольцо и привод.
При снятии поврежденной обмотки катушки 34 возбуждения отпаяйте вывод, отметьте на полюсах обмоток и корпусе места установки полюсов и с помощью приспособления отверните полюсные винты 36. Выньте полюса 35 и обмотки 34 из корпуса статора 21.
Якорь. Проверьте мегомметром, нет ли замыкания обмотки якоря на «массу». При проверке мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с массой, заменить.
Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между секциями обмотки якоря или пластинами коллектора, а также, нет ли обрывов в месте припайки выводов секции обмотки к пластинам коллектора. Осмотрите рабочую поверхность коллектора и проверьте ее биение относительно цапф вала. Загрязненную или пригоревшую поверхностьзачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Если повреждение поверхности значительно или ее биение больше 0,05 мм, проточите коллектор на токарном станке, сняв как можно меньше металла. После проточки прошлифуйте коллектор мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Проверьте биение сердечника относительно цапф вала. Если оно больше 0,10 мм — замените якорь. Проверьте состояние поверхности шлиц и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности вала якоря появились следы желтого цвета от втулки, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой, так как они могут стать причиной заедания шестерни на валу.
Привод. Зубья шестерни не должны иметь значительного износа. Если на заходной части зубьев имеются забоины, то подшлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. Шестерня должна проворачиваться относительно ступицы муфты, но только в направлении вращения якоря при запуске двигателя.
Если детали привода повреждены или значительно изношены, замените привод новым.
Статор. Проверьте мегомметром, нет ли замыкания обмотки статора на «массу». Если мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также если обмотка имеет следы перегрева (почернение изоляции), замените обмотку. Для замены катушек обмотки статора снимите полюсы, выверните крепежные винты. Перед снятием полюсов сделайте метки на корпусе и полюсах, чтобы после сборки поставить их в прежнее положение. Обмотку перед установкой подогрейте примерно до 50 С, чтобы придать ей гибкость и облегчить укладку на полюсах. Полюсы затяните винтами до отказа, чтобы воздушный зазор между якорем и полюсами был равен 0,48...0,76 мм при проверке шумом. Винты после затяжки закерните. Расточка полюсов не допускается.
Крышки. Проверьте, нет ли на крышках трещин. Если они имеются, замените крышки новыми. Проверьте состояние втулок крышек. Если они изношены, то замените крышки в сборе или только втулки. Новые втулки после запрессовки необходимо развернуть, втулку со стороны привода до размера (12,015 + 0,03) мм, втулку со стороны щеток до размера 10+ 0.015 мм. Проверьте надежность крепления щеткодержателей на крышке со стороны коллектора. Щеткодержатели положительных щеток не должны иметь замыкание с «массой». Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателей. Щетки, изношенные по высоте до 9 мм, замените новыми, предварительно притерев их к коллектору.
Проверьте динамометром давление пружин на щетках, которое для новых щеток должно составлять 9,5...12,5 Н (0,95...1,25 кгс), при необходимости замените пружины новыми.
Тяговое реле. Проверьте легкость перемещения якоря реле и состояние контактов. Если они подгорели, зачистите их мелкозернистой шкуркой или плоским бархатным напильником.
При значительном повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной можно повернуть их на 180 .
Проверьте сопротивление обмотки реле, надежность соединения ее выводов со штекером 50 и с «массой», а также, нет ли следов перегрева обмотки. поврежденное реле замените новым.
Сборка стартера. Перед сборкой смажьте маслом для двигателя винтовые шлицы вала якоря и ступицы обгонной муфты. Втулки обеих крышек и шестерню смажьте маслом для двигателя, а подводковое кольцо привода — смазкой Литол-24. До начала сборки проверьте осевой свободный ход вала якоря, предварительно собрав вместе крышки, корпус и якорь и, затянув гайки стяжных шпилек. При этом якорь может быть без привода, а крышка 13 (рис.7-10) без рычага. Осевой свободный ход вала должен быть в пределах 0,07...0,7 мм. Изменение величины свободного хода достигается подбором количества или толщины регулировочных шайб 23. Подобрав регулировочные шайбы, приступите к сборке, которая производится в порядке, обратном разборке.
На вал якоря установите муфту 19 и упорное кольцо 18, а в выточку на валу якоря — стопорное кольцо 17 и надвиньте на него упорное кольцо. На шейку вала со стороны привода установите опорную шайбу 16 и пружинную 15.
Установите крышку 13 со стороны привода на шейку вала якоря. При этом рычаг должен войти в паз крышки, а его пальцы во втулку отводки. Вставьте ось 12 рычага, закрепите ее гайкой, установите уплотнительную прокладку 11.
На заднюю крышку 30 установите пластмассовый щеткодержатель 29, неизолированные (массовые) щетки 32 и закрепите их винтами 25.
Вставьте в гнезда пластмассового щеткодержателя изолированные щетки 33.
Установите на статор 21 заднюю крышку 30, совместив канавку на торце крышки со штифтом на статоре. Оденьте на шейку вала якоря со стороны коллектора. шайбу.
Оденьте статор с задней крышкой на якорь, совместив при этом штифт на статоре с канавкой передней крышки 13.
Установите пружины 28 щеток в их гнезда, уложите на них фибровую изоляционную прокладку 24, а затем колпак 26, вставьте и затяните два стяжных болта 22.
Соберите реле, в следующей последовательности: установите контактный диск 2 со штоком 3; поставьте крышку реле 1 и заверните винты крышки; припаяйте вывод обмотки реле к наконечнику; заведите серьгу 9 якоря на рычаг 10, вставьте якорь 8. с одетой на него пружиной 7 в катушку.
Установите и закрепите реле на крышке стартера. После сборки проверьте работу стартера на стенде.

к оглавлению
Почта Авто и Мото