ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
к оглавлению
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Рабочая тормозная система,

 

тип привода ....................................  

гидравлический, с разде­лением гидравлического привода по диагональной схеме на колесные тор­мозные механизмы, сиг­нализацией об аварий­ном состоянии тормоз­ной системы, с автома­тической регулировкой зазора между -колодкой и рабочей поверхностью

Тип тормозов:
передних ..........................................  

дисковые, с плавающей скобой с закрытыми на­правляющими

задних .........................................  

барабанные с плаваю­щими колодками

Передний тормоз:

наружный диаметр диска, мм ...  

235

средний радиус трения
1           диска, мм ...............................  

99

рабочая площадь передних
тормозов, см2 ................................  

120

толщина диска, мм .......................  

10

минимальная толщина диска
при эксплуатации, мм .................  

8

толщина фрикционной
накладки, мм
..................................  

11

минимальная толщина
фрикционной накладки
(при износе), мм
...........................  

1

Задний тормоз:

 

внутренний диаметр
барабана, мм
............................  

'                     180

ширина тормозной
накладки, мм
..................................  

30

рабочая площадь задних
тормозов, см2 ................................  

194

толщина фрикционных
накладок, мм
..................................  

 

минимальная толщина
фрикционной накладки
(при износе), мм ...........................  

5 1

Диаметр главного тормозного
цилиндра, мм .................................  

19

Диаметр колесного цилиндра
переднего тормоза, мм
...............  

45

Диаметр колесного цилиндра
заднего тормоза, мм
....................  

16

Заправочный объем рабочей
тормозной системы, л .................  

0,3

Стояночная тормозная система ....

..   с ручным механическим тросовым приводом, дей­ствует на колодки задних колес

В приводе ножного тормоза может устанавливаться вакуумный усилитель.

УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОРМОЗОВ
Тормозная система автомобиля оборудована двумя самостоятельными приводами: гидравлическим от ножной педали (действующим на все колеса) и механическим, от ручной рукоятки (действующим только на задние колеса).
Рабочая тормозная система с гидравлическим приводом обеспечивает регулирование скорости автомобиля и его остановку с необходимым замедлением. Состоит рабочая тормозная система из двух независимых контуров для торможения передних и задних колес по диагонали (левое переднее — правое заднее, правое переднее — левое заднее). Для этой цели в главном тормозном цилиндре имеются две независимые полости и с двумя поршнями. Бачок с двумя полостями и двумя шлангами питает каждую полость в отдельности.
Два независимых гидравлических контура с диагональным разделением значительно повышают безопасность вождения автомобиля. При отказе одного из контуров в качестве тормозной системы используется второй контур, с достаточной эффективностью обеспечивающий остановку автомобиля.
Стояночный тормоз механического действия с тросовым приводом действует на задние колеса. Стояночным тормозом пользуются только для удерживания автомобиля во время стоянки, но в крайних случаях его можно применять и как аварийный.
Тормозной механизм переднего колеса — дисковый, с подвижной скобой, смонтированной на поворотном кулаке (рис. 6-1).
В переднем тормозе вращающимися деталями являются: диск тормоза, фланец ступицы и ступица. Невращающимися — поворотный кулак, скоба, тормозные колодки и грязезащитный кожух.
Скоба тормоза гайками крепится к двум направляющим пальцам. В свою очередь, направляющие пальцы входят в глухие цилиндрические отверстия поворотного кулака и имеют вместе со скобой подвижность («плавание») относительно тормозного диска. В приливе скобы изготовлен рабочий цилиндр, в котором размещен поршень с двумя уплотнительными кольцами и защитным чехлом. В верхней части скобы (цилиндра) имеются два резьбовых отверстия, одно — для клапана выпуска воздуха, другое — для наконечника тормозного шланга.
Поворотный кулак — является основной деталью передней подвески, а также конструктивно входит в узел переднего тормоза. В поворотном кулаке выполнен специальный паз, через который проходит тормозной диск и два проема для размещения тормозных колодок. Конфигурация проемов выполнена по форме тормозных колодок. В средней части скобы тормоза имеется поперечный паз, в котором фиксируется плоская пружина, постоянно поджимающая тормозные колодки к упорам в поворотном кулаке. Все это обеспечивает плотную посадку тормозных колодок в проемах и не допускает их вибрации.
Тормозной диск с тремя закрепленными в нем болтами, входит в паз поворотного кулака. На болты тормозного диска устанавливается фланец ступицы. Фланец ступицы шестью болтами крепится к ступице, закрывая с наружной стороны тормоз. С внутренней стороны тормоз закрывается грязезащитным кожухом, который крепится тремя болтами к поворотному кулаку.
Тормозной механизм заднего колеса — барабанный с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. Он смонтирован на стальном штампованном щите и крепится к балке задней подвески совместно со ступицей тремя болтами. В нижней части щита одним из болтов крепления щита (длинный болт) крепится опора колодок. В верхней части щита двумя болтами крепится колесный цилиндр тормоза. Тормозные колодки стянуты верхней и нижней пружинами, которые поджимают колодки к упорам поршней колесного цилиндра и к нижней опоре. От бокового смещения в нижней части колодки удерживается пазами нижней опоры, а в средней прижимными пружинами. Вследствие нежесткого соединения колодок со щитом тормоза, они самоустанавливаются в момент касания с тормозным барабаном, что улучшает эффективномть торможения и приводит к более равномерному износу накладок колодок.
Гидравлический привод к тормозам передних и задних колес состоит из подвесной педали(рис. 6-9) тормоза 18, толкателя 8, соединенного с главным тормозным цилиндром 7 и выключателя стоп-сигнала 13, служащего одновременно верхним упором педали. Педаль тормоза крепится на одной оси 16с педалью сцепления в специальном кронштейне 19 и установлена на двух пластмассовых втулках 17. Для поперечной фиксации педали применяются пружинные защелки и фиксатор со специальным упором.
Толкатель 8 одним концом упирается в поршень главного тормозного цилиндра 7, другим — вилкой 10 в педаль 18, соединяющейся с педалью при помощи пальца 11 и шплинта. Резьбовое соединение толкателя с вилкой позволяет изменять его длину для осуществления регулировки свободного хода педали тормоза. Педаль постоянно прижата к выключателю стоп-сигнала 13 возвратной пружиной 12.
Главный цилиндр тормоза (рис. 6-2) крепится на двух шпильках к кронштейну педалей. В полости главного цилиндра 4 расположены последовательно два поршня 8 и 5, каждый из которых управляет своим контуром. Поршень передней полости 8 уплотняется в цилиндре 4 двумя резиновыми манжетами 9 и 6. С наружной стороны в канавку поршня установлена резиновая манжета низкого давления 9, а с внутренней стороны — плавающая манжета высокого давления 6. Уп-лотнительнпя манжета высокого давления поджимается пружиной 12 к торцу распорной втулки 11, другой конец пружины упирается в чашку 13. С противоположной стороны чашку 13 постоянно поджимает пружиной 12 к торцу распорной втулки 11, другой конец пружины упирается в чашку 13. С противоположной стороны чашку 13 постоянно поджимает возвратная пружина поршней 3, упираемая в шайбу упорную 7. Ход поршня в цилиндре ограничивается стопорным болтом 10, конец которого входит в паз поршня. Поршень передней полости 8 в цилиндре создает давление в контуре: правый передний — левый задний тормоз.
Поршень задней полости имеет аналогичное устройство по уплотнению и ограничению хода. Поршень задней полости создает давление в контуре: левый передний — правый задний тормоз.
На поршень 8 передней полости действует толкатель педали тормоза. Когда педаль тормоза не нажата, плавающая манжета высокого давления 6 удерживается от соприкосновения с поршнем распорной втулкой 11, упирающейся в установочный болт 10 поршня передней полости.
В таком положении главный цилиндр питается жидкостью от бачка через проходы, открываемые благодаря расположению манжеты, распорной втулки и поршня.
При нажатии на педаль тормоза поршень передней полости передвигается вперед и соприкасается с манжетой высокого давления 6, прижимаемой к поршню пружиной 12. С этого момента прекращается сообщение с питательным бачком и начинает возрастать давление перед поршнем передней полости. Это давление передается на поршень 5 задней полости, который, перемещаясь, также перекрывает сообщение с питательным бачком. Таким образом, в системе гидропривода повышается давление, которое приводит в действие поршни колесных цилиндров.
Манжеты высокого давления 6 имеют сечение тороидальной формы, наружный диаметр которых в свободном состоянии чуть превышает внутренний диаметр цилиндра, если кольца не подвергаются действию давления тормозной жидкости, то только средний наружный пояс манжет соприкасается с зеркалом цилиндра, а края не соприкасаются.
Под действием тормозной жидкости радиальное и осевое давление заставляет резиновые манжеты (кольца) расширяться, создавая таким образом уплотнение с заркалом цилиндра.
Сторона манжеты, обращенная к поршню, прижимается к зеркалу цилиндра, а противоположная сторона, омываемая жидкостью под давлением, сохраняет свою закругленную форму и остается отделенной от зеркала цилиндра даже при перемещении.
Площадь контакта манжет с зеркалом цилиндра сокращена до минимума и закругленная форма, со стороны зеркала цилиндра, обеспечивает вполне удовлетворительную смазку поверхности скольжения при особенно низком сопротивлении трению. Благодаря такой конфигурации манжеты улучшается торможение, так как манжеты движутся плавно, без рывков в начальной стадии во время выбора зазоров в тормозах.
Главный цилиндр тормоза имеет внутренний диаметр 19 мм. Манжеты высокого давления (тороидальной формы, три штуки) взаимозаменяемы.
Главный цилиндр тормоза (обе полости) питается тормозной жидкостью от одного тормозного бачка, разделенного на две полости. Тормозная жидкость от бачка подается в главный цилиндр в каждую полость отдельным шлангом. Шланги на штуцерах бачка и главного тормозного цилиндра обжаты хомутами.
Бачок главного тормозного цилиндра 11 (рис. 6-3) крепится хомутом 9 к кронштейну. Один конец хомута специальным вырезом фиксируется на кронштейне, а другой конец болтом крепится к этому же кронштейну.
На горловину бачка навертывается крышка 6, крепящая к бачку датчик аварийного уровня жидкости. Он состоит из основания и корпуса датчика, изготовленных из пластмассы. Корпус датчика надевается на цилиндрический поясок основания и вместе с ним и отражателем поджимается крышкой к торцу заливной горловины. Зазор между корпусом датчика и основанием уплотняется кольцом. Для фиксации крышки на верхней части основания имеются две упругие лапки, которые защелкиваются при полном закрывании крышки. В корпусе датчика имеются две клеммы с приклепанными контактами, на которые надеваются наконечники проводов. Через отверстие основания проходит толкатель, на верхнем конце кторого крепится подвижный контакт. На нижнем конце толкателя через пластмассовую соединительную втулку крепится поплавок. Сверху контакты датчика закрываются защитным резиновым колпачком.
Стояночный тормоз (рис. 6-4) к колодкам тормозных механизмов задних колес состоит из рычага, в котором установлены стержень, кнопка, пружина, собачка и сектор. Рычаг качается на оси в секторе. Сектор также является и кронштейном крепления рычага (двумя болтами) на туннеле пола. В отверстиях нижней части рычага при помощи пальца и шплинта крепится передний трос с регулировочным наконечником. Регулировочный наконечник троса переднего соединен с уравнителем троса, в паз которого уложен трос задний стояночного тормоза. Задний трос состоит из двух оболочек, наконечников и уплотнителей. Каждая из двух ветвей заднего троса, находящаяся в оболочках, позволяет прокладывать трассу троса изгибами.
Наконечники заднего троса, через отверстие в щите тормоза надеваются на фигурные наконечники разжимных рычагов. Разжимной рычаг крепится на тормозной колодке с помощью болта-оси, на котором рычаг свободно поворачивается. При повороте разжимной рычаг перемещает распорную планку которая передвигает переднюю колодку до упора в тормозной барабан. При дальнейшем увеличении усилия, поворотный рычаг, опираясь на планку через болт-ось, отжимает заднюю колодку и прижимает ее к тормозному барабану. Таким образом тормозной барабан затормаживается двумя колодками, обеспечивая удержание автомобиля на стоянке.
Затормаживание автомобиля на стоянке, уклоне или в случае аварийной ситуации происходит при повороте рычага тормоза с усилием 30 кгс. При этом собачка рычага проскальзывает по зубьям сектора при перемещении вверх, фиксируется на зубе сектора и стопорит рычаг. Для растормаживания необходимо нажать на кнопку, слегка дернуть рычаг вверх и затем опустить рычаг вниз до упора. При этом стяжные и оттормажи-вающие пружины отводят колодки в исходное положение и растормаживаются тормозные барабаны.
РАЗБОРКА, ПРОВЕРКА И СБОРКА УЗЛОВ МЕХАНИЗМОВ ТОРМОЗОВ
Разборка переднего тормоза. Для разборки переднего тормоза необходимо надежно поставить на козлы переднюю часть автомобиля, снять колесо, затем, отвернув шесть болтов 19 крепления фланца ступицы 20 (рис. 6-1), снять с тормоза фланец. Снять из пазов поворотного кулака диск тормоза и тормозные колодки. Тормозные колодки снимаются довольно просто при выполнении следующих приемов.
Вначале снимается наружная колодка. Для ее снятия надо одной рукой слегка прижать колодку к ступице (рис. 6-6), а другой при помощи отвертки переместить колодку вдоль оси кулака по стрелке А.
При этом колодка выходит из пазов кулака по стрелке А и с небольшим поворотом по стрелке Б свободно вынимается. Таким же путем снимается и внутренняя колодка. Дальнейшая разборка тормоза, т.е. снятие скобы и направляющих пальцев возможна только при полном снятии поворотного кулака с автомобиля. Снятие и установка поворотного кулака описана в разделе «Передняя подвеска».
Для снятия скобы (рис. 6-5) отверните две гайки крепления скобы к направляющим пальцам, снимите скобу с пальцев, затем аккуратно, стараясь не повредить защитные чехлы, снимите с кулака пальцы. Разборку колесного цилиндра в скобе производите при обнаружении в защитных чехлах повреждений, а также при наличии течи жидкости (рис. 6-7). Для разборки закрепите скобу в тисках так, чтобы был доступ к цилиндру, затем полностью утопите поршень в цилиндр и при помощи специально изготовленного крючка из проволоки d=3 мм, с закругленным и гладким концом, выведите из проточки (углубления) в цилиндре торец защитного чехла по всей окружности. Далее аккуратно, стараясь не повредить чехол, выведите его из канавки поршня. Затем введите лезвие отвертки в канавку поршня и, упираясь стержнем отвертки в цилиндр, выведите поршень из цилиндра. Если поршень из цилиндра выходит с затруднением, надо, нагнетая струю сжатого воздуха в отверстие для тормозной жидкости, вытолкнуть поршень из цилиндра. Снимите с цилиндра уплотнительные кольца. Внимательно проверьте все детали, промыв их предварительно теплой водой с моющим средством и высушив струей сжатого воздуха. Проверьте, нет ли на поршне и на зеркале цилиндра задиров, проверьте состояние пылезащитных чехлов. Чехлы с трещинами, разрывами, а также потерявшие эластичность замените новыми.
Проверьте состояние тормозных колодок. Колодки со слоем фрикционной накладки 1 мм и менее, замените новыми.
Проверьте состояние диска тормоза; допускается износ диска, но окончательная его толщина должна быть не менее 8 мм. Небольшие царапиныирискинадиске можно удалить шлифовкой, выдержав толщину диска.
Сборка переднего тормоза выполняется в обратной последовательности с выполнением следующих особенностей. Детали цилиндра (рис. 6-7), поршень и уплотнительные кольца должны быть идеально чистыми и сухими. Перед сборкой уплотнительные кольца и цилиндр смажьте чистой тормозной жидкостью. Полностью посадите уплотнительные кольца в канавки цилиндра. Наденьте на поршень чехол, внутреннюю поверхность чехла и наружную поверхность поршня на участке А смажьте пастой ДГ-1, состоящей из касторового масла, дисульфида молибдена и графита. Остальную (внутреннюю) поверхность поршня смажьте тормозной жидкостью и установите в цилиндр. Полное уташгавание поршня в цилиндр через уплотнительные кольца требует значительного усилия (25 и более кгс). При утапливании необходимо поршень покачивать в стороны, пока он не пройдет через наружное кольцо, далее, таким же образом ввести поршень и во второе кольцо.
Полностью утопите поршнеь в цилиндро и введите в канавку цилиндра по всей окружности уплотнитель. Для полной посадки уплотнителя в канавку надо при помощи стерженька 03,5 мм, с закругленным и гладким концом, прокатать его по всей окружности, прижимая уплотнитель в канавку цилиндра. Наденьте защитные чехлы направляющих пальцев на канавки цилиндрических отверстий в поворотном кулаке. Смажьте рабочую поверхность пальцев смазкой Литол-24 и введите их в цилиндрические отверстия поворотного кулака. Утапливая палец в отверстие и поворачивая его вокруг оси, наденьте на проточку пальца уплотнитель.
Проверьте надежность посадки уплотнителей, при перемещении пальца из цилиндра (отверстия), он должен удерживаться уплотнителем. Установите скобу в поворотный кулак и наденьте отверстиями на направляющие пальцы. Наверните на пальцы гайки и затяните. После затяжки гаек скоба должна без заеданий от руки перемещаться в поворотном кулаке. В случае заедания скобы, отпустите одну из гаек и сделайте несколько перемещений скобы и вновь затяните гайку. Если заедание не устранилось, проделайте такую же операцию со второй гайкой.
Установите в проемы поворотного кулака тормозные колодки, вначале внутреннюю, затем наружную, предварительно установив в скобу тормоза плоскую пружину, сориентировав ее в паз скобы.
Введите в проем поворотного кулака диск тормоза, наденьте на болты тормозного диска фланец ступицы. Закрепите фланец болтами к ступице.
Разборка и сборка заднего тормоза (рис. 6-8, рис. 4-14) . Разборка выполняется в последовательности.
Снимите колесо, колпак пылезащитный колеса и, отвернув гайку крепления тормозного барабана, снимите тормозной барабан в сборе с подшипниками и манжетой. Снимите с разжимного рычага стояночного тормоза наконечник троса, затем, сняв с троса пластмассовый упор, выведите трос со щита тормоза.
При помощи плоскогубцев или заостренного стального стержня 04 мм снимите обе стяжные пружины колодок, затем, приподнимая конец прижимной пружины, выньте тормозную колодку. Отвернув гайку, снимите с тормозной колодки разжимной рычаг стояночного тормоза.
Отсоедините от колесного цилиндра штуцер тормозной трубки, приняв меры, не допускающие утечки тормозной жидкости. Отвернув два болта, снимите колесный цилиндр тормоза.
Для снятия щита тормоза необходимо: отсоединить от балки задней подвески ступицу. Снятие и установка ступицы описана в разделе «Задняя подвеска». Сборку заднего тормоза выполняется в обратной последовательности. При установке троса стояночного тормоза вначале надо завести трос через щит тормоза, установить между распорной пружиной пластмассовый упор, а затем соединить наконечник троса с разжимным рычагом.
Разборка и сборка гидравлического привода к тормозам передних и задних колес производится в такой последовательности: отверните выключатель стоп-сигнала (рис. 6-9), предварительно отпустив контргайку 14 на величину, достаточную для отсоединения толкателя 8. Расшплинхуйте и снимите с педали палец 10 и толкатель в сборе.
Снимите с оси педалей 16 шплинт и защелку с внутренней стороны педали сцепления. Выньте ось педалей 16; со стороны педали сцепления) до упора во внутреннюю защелку педали тормоза. Снимите педаль тормоза. Для полной разборки привода педали тормоза и сцепления необходимо снять шплинт крепления троса привода сцепления, снять палец, затем снять вторую защелку с внутренней стороны педалей, полностью снять ось и педали.
Проверьте состояние пластмассовых втулок 17 (рис. 6-9), при необходимости замените изношенные втулки.
Установку педали тормоза на автомобиль производите в обратной последовательности. Перед сборкой внутреннюю поверхность втулок смажьте графитной смазкой или Литолом-24.
Величина полного хода педали тормоза до ее упора в стенку моторного отсека должна обеспечивать нормальное торможение автомобиля даже при выходе из строя одного из контуров тормозной системы, а также исключить возможность выпадания толкателя из поршня главного тормозного цилиндра. Величина полного хода педали тормоза устанавливается резьбовым соединением выключателя стоп-сигнала и должна составлять 150мм. После установки указанной величины хода педали контргайку 14 (рис. 6-9) на включателе 13 затяните.
Для нормального функционирования гидросистемы привода тормозов между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра должен быть зазор 0,3...0,9 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали тормоза 1,6...5 мм.
Величина свободного хода педали тормоза устанавливается изменением длины резьбового соединения толкателя 8 с вилкой 10. После установления указанной величины, контргайку 9 затяните.
Разборка и сборка главного тормозного цилиндра. Для разборки главного тормозного цилиндра выполните следующие операции. Очистите от пыли и грязи клапаны выпуска воздуха с правой или левой стороны автомобиля переднего и заднего тормоза, снимите резиновый защитный колпачок и наденьте на головку клапана переднего тормоза шланг для прокачивания гидропривода, опустите свободный конец шланга в стеклянный сосуд и, сняв пробку с горловины питательного бачка, произведите выкачку тормозной жидкости из системы одного контура. То же проделайте с задним тормозом на той же стороне автомобиля, для выкачки жидкости со второго контура.
Отсоедините от главного тормозного цилиндра трубки, идущие к тормозам и гибкие питательные шланга, идущие к бачку. Отверните две гайки крепления главного тормозного цилиндра, снимите цилиндр с автомобиля.
Очистите от пыли и грязи главный тормозной цилиндр и закрепите его в тисках так, чтобы был доступ для разборки. Снимите с цилиндра (рис. 6-10) защитный колпачок 1, выверните стопорные болты и пробку, затем выньте все детали, соблюдая последовательность, указанную на рис. 6-10.
После разборки цилиндра все детали и корпус тщательно промойте спиртом или свежей тормозной жидкостью, внимательно осмотрите и убедитесь в совершенной чистоте зеркала цилиндра и рабочей поверхности поршней, в отсутствии ржавчины, рисок и других повреждений или увеличенного зазора между поршнями и цилиндром. При обнаружении дефектов на зеркале цилиндра, устраните их притиркой, чтобы не было утечки жидкости и преждевременного износа манжет поршней. При дефектах, вызывающих значительное изменение величины внутреннего диаметра цилиндра, замените корпус цилиндра новым.
Рекомендуется при каждой разборке цилиндра заменять манжеты новыми, даже если они по виду еще в хорошем состоянии. Проверьте состояние защитного колпачка цилиндра и, если он имеет трещины или потерял эластичночть, замените новым. Проверьте, не утратили ли пружины поршня упругость.
Перед сборкой все детали главного тормозного цилиндра и внутреннюю полость цилиндра продуйте сжатым воздухом и смажьте касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью. Сборка цилиндра производится в последовательности, обратной разборке; не допускается попадание пыли, волокон от ткани и т. д.
После установки главного тормозного цилиндра на автомобиль и присоединения трубопровода гидропривода заполните систему жидкостью и удалите из нее воздух.
Разборка и сборка заднего колесного цилиндра. Снятие и установка колесного цилиндра описана выше в подразделе «Разборка и сборка заднего тормоза».
Разборку колесного цилиндра заднего тормоза производите в следующей последовательности: снимите защитные чехлы (рис. 6-11), снимите поршни. Для снятия поршня необходимо его повернуть на 90° (в любую сторону) и слегка покачивая, вынуть из фигурного паза упорного кольца. Упорные кольца снимаются из цилиндра только в случае крайней необходимости, с помощью деревянной или медной выколотки — выпрессовкой. Детали разобранного цилиндра тщательно промойте, осмотрите и установите пригодность к дальнейшей работе. Манжеты, в принудительном порядке земените новыми, копаки, при наличии трещин или потере эластичности, также замените новыми. Перед сборкой детали цилиндра промойте спиртом или свежей тормозной жидкостью, продуйте сжатым воздухом. Внутреннюю поверхность цилиндра, манжеты и поршни смажьте касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью. Если кольца были выпрессова-ны, то их установку в цилиндр (при запрессовке) надо сориентировать так, чтобы фигурный паз в кольце находился перпендикулярно щиту тормоза.
Устанавливая поршень в цилиндр, следует его слегка покачивать, чтобы он вошел в фигурный вырез кольца. После прохода поршня в паз кольца, его необходимо провернуть на 90°.
После установки цилиндра в тормоз, сборки тормоза и соединения трубопровода с цилиндром заполните систему тормозной жидкостью, как описано ниже.
Разборка и сборка стояночного тормоза. Для снятия с автомобиля привода стояночного тормоза выполните следующее: отверните с наконечника переднего троса 4 (рис. 6-4) контргайку и регулировочную гайку 9, удерживая трос от прокручивания ключом за квадрат 15. Снимите с троса заднего 11 уравнитель троса 10 и выведите упоры троса из отверстий кронштейна 12. Снимите тормозные барабаны (описана выше «Разборка и сборка заднего тормоза») и выньте с разжимных рычагов наконечники троса, далее, сняв с троса пластмассовые упоры на каждом щите тормоза, вытяните концы троса с отверстий на щитах;
Отверните два болта 3, снимите с туннеля пола кузова рычаг в сборе с передним тросом. Внимательно осмотрите детали привода, трос с поврежденными нитями замените. Осмотрите состояние зубьев на собачке и секторе. При смятии (износе) зубьев поврежденные детали замените. Сборку стояночного тормоза и установку на автомобиль производите в обратной последовательности. При сборке трущиеся поверхности привода смажьте графитной смазкой или Литолом-24. На заднем тросе отведите чехлы 13 от оболочек троса, смажьте трос и заложите в чехлы смазку и вновь наденьте их на оболочки. После установки привода стояночного тормоза, отрегулируйте натяжение троса. Регулировка натяжения троса осуществляется регулировочной гайкой 9. При регулировке рычаг привода установите в крайнее нижнее положение, поворотом регулировочной гайки отрегулируйте натяжение троса так, чтобы при перемещении рычага вверх с усилием 40 кгс он установился на 5...6 щелчке, после чего необходимо затянуть контргайку.
Замена тормозных шлангов и трубопроводов привода тормозов. При обнаружении каких-либо отклонений в работе тормозов, а также при ремонтных работах других узлов и механизмов внимательно осмотрите состояние тормозных шлангов и трубопроводов (рис. 6-12). Особенно внимание обратите на места перегибов шлангов, перехода трубопроводов через стенки в моторном отсеке, обжима трубок скобками на кузове и балке задней подвески. Тормозные шланги, на которых обнаружены трещины (даже незначительные), вздутия или следы тормозной жидкости на поверхности резины подлежат замене в обязательном порядке. На местах перехода трубопроводов через стенки в моторном отсеке могут быть перетиры трубок (при отсутствии резиновых уплотнителей). Под полом кузова трубки могут быть передавлены или сорваны с мест крепления при езде по плохим дорогам.
При снятии тормозных шлангов необходимо принять меры, предотвращающие утечку тормозной жидкости. Для этого надо со стороны снятия шланга выкачать жидкость через клапан выпуска воздуха. Для замены шланга необходимо плоскогубцами вытянуть скобу 4 крепления шланга (рис. 6-12), затем, удерживая одним ключом шланг от прокручивания, вторым ключом отвернуть от шланга гайку трубопровода, далее отвернуть шланг от колесного цилиндра (или трубки).
При установке нового шланга надо его установить так, чтобы исключить перекручивание. При замене трубопроводов соединительные гайки затяните. В местах обжатия (крепления) трубопроводов скобами установите резиновые уплотнители.
ЗАПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТЬЮ И УДАЛЕНИЕ ВОЗДУХА ИЗ НЕЕ
Для заправки гидравлического привода тормозов применяют специальную тормозную жидкость «Нева», обладающую высококипящими свойствами. Можно применять и жидкость «Томь».
Категорически запрещается смешивать тормозные жидкости разных марок, а также добавлять жидкость разных марок к той, которая уже находится в системе гидравлического привода.
В связи с тем, что тормозная система состоит из двух независимых контуров для торможения передних и задних колес по диагонали, заполнение системы жидкостью и удаление воздуха производится в следующем порядке:
— заполните бачок до нормального уровня жидкостью для гидравлических тормозов;
— тщательно очистите от грязи и пыли клапаны для удаления воздуха и снимите защитные колпачки;
— наденьте на головку клапана заднего правого колеса резиновый шланг для слива жид кости, а другой его конец опустите в прозрачный сосуд, частично заполненный жидкостью.
Дальнейшие операции выполняйте вдвоем:
— резко нажмите на педаль тормоза 3...5 раз с интервалом в 2...3 сек, удерживая педаль в нажатом положении, отверните на полоборота клапан. При этом жидкость вместе с вздухом при нажатии педали будет вытесняться в сосуд. Не отпуская педаль, клапан заверните;
— повторите такую операцию до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха с жидкостью. В процессе прокачки поддерживайте нормальный уровень жидкости в питательном бачке;
— удерживая педаль в нажатом положении, заверните клапан выпуска воздуха до отказа и снимите шланг. Очистите клапан от следов жидкости и наденьте защитный колпачок.
Все вышеуказанные операции проведите с тормозными механизмами других колес в последовательности переднего левого колеса, заднего левого колеса, переднего правого колеса.
Удалить воздух из системы можно также путем подачи в бачок воздуха под давлением не более 2 кгс/см2 при открытом клапане выпуска воздуха, не трогая при этом педаль тормоза.
При нормальных зазорах в тормозных механизмах и отсутствие в системе воздуха, педаль тормоза, при нажатии на нее ногой, не должна перемещаться более, чем на 80...85 мм ее хода. При этом нога должна ощущать сильное сопротивление (ощущение «жестко» педали). Если педаль перемещается дальше, но педаль «жесткая», то это указывает на величенный зазор между колодками, дисками и барабанами. В этом случае необходимо произвести несколько резких торможений на сухой свободной дороге, чтобы уменьшить указанные выше зазоры.
Если даже при продолжительном удалении воздух продолжает выходить в сосуд в виде пузырьков, значит он проникает в систему из-за повреждения трубопроводов, недостаточной герметичности соединений, а также вследствие неисправности главного или колесного цилиндров.
Примечание. Если установлен вакуумный усилитель — воздух из системы тормозов при прокачке удаляется только при неработающем двигателе.
Контроль за работой гидропривода тормозов осуществляется датчиком аварийного уровня тормозной жидкости, расположенном на крышке бачка гидропривода и сигнальной контрольной лампой, расположенной на щитке приборов.
При исправном гидравлическом приводе лампа контрольная не горит. Если гидропривод тормозов неисправен, а контрольная лампа из-за пониженного уровня жидкости загорается, то это может быть связано с предельным износом накладок тормозных колодок, особенно передних тормозов.
В этом случае надо заменить колодки. При установке новых колодок, поршни в колесных цилиндрах переместятся вглубь цилиндров, а выдавленная ими жидкость, заполнит бачок до уровня.
Понижение уровня тормозной жидкости с загоранием контролькой лампы, при новых или частично изношенных колодках, указывает на течь в системе и необходимости немедленного устранения неисправности. Нормальный уровень тормозной жидкости в бачке должен быть ниже верхнего края горловины. При проверке уровня или при доливке тормозной жидкости в бачок, необходимо проверить исправность датчика аварийного уровня, для чего надо нажать сверху на центральную часть защитного резинового колпачка. При включенном зажигании в комбинации приборов должна загореться контрольная лампа.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ
НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ, ДОПУСКИ, ЗАЗОРЫ И НАТЯГИ В ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЯХ

Тормозная система - из другого Руководства

к оглавлению
На свой авто всегда покупаю здесь колодки тормозные задние Лексус.