Двухрядные шариковые подшипники в современных автомобилях
к оглавлению

ДВУХРЯДНЫЕ ШАРИКОВЫЕ: ТАКИЕ ЛИ ВЕЧНЫЕ?

Двухрядные шариковые подшипники в современных автомобилях не только обеспечивают максимальную компактность ступиц колес, но весьма долговечны и не требуют регулировки и пополнения смазки в течение всего срока службы автомобиля - по крайней мере, так говорится о них в руководствах по эксплуатации машин. Валентин ГРИГОРЬЕВ иного мнения: эти подшипники приходится заменять и, увы, не так уж редко.


К заявлениям о "вечности" ступичных подшипников грамотный автомобилист должен относиться со здоровым скепсисом. Что считать сроком службы автомобиля и как учесть при этом печально знаменитые "особенности" российских дорог? Конечно, можно не обращать внимания на стуки и другие шумы со стороны передней подвески, явно идущие от подшипника. Но в этом случае процесс его износа завершается разрушением, выходом из строя ступицы, а то и ближайшего ШРУСа (на переднеприводных моделях).

Рис. 1 Рис. 1 Рис. 1. Запрессовка (а) подшипника в гнездо поворотного кулака (стойки): 1 - винт в сборе с верхней гайкой и подшипником; 2 - диск; 3 - стакан; 4 - подшипник; 5 - гайка.

Особенность этих двухрядных шариковых подшипников - тонкие кольца и сепаратор из специальной пластмассы, хорошо демпфирующей колебания шариков при их работе и тем самым способствующей увеличению срока службы. Материал сепаратора специально подобран и отличается высокой износостойкостью. И тем не менее при длительной работе с большими нагрузками (а иногда и при дефиците смазки, заложенной на заводе "на весь срок службы") подшипник изнашивается. На происходящие при этом сложные процессы отвлекаться не будем. Важно лишь понять: с подобными подшипниками следует обращаться очень деликатно, особенно при установке.

Кольца двухрядных подшипников помещены на ступице (внутреннее) и в поворотном кулаке стойки (наружное) с натягом. Величина натяга по ступице - до 0,03 мм, по поворотному кулаку - до 0,06 мм. Значит, при сборке узла, если хочешь обеспечить правильную посадку колец подшипника, требуется приложить к ним значительные силы.

Рис. 1 Рис. 1

Между тем при запрессовке подшипника в гнездо поворотного кулака (стойки) иной "мастер" стремится непременно нанести удар-другой также и по внутреннему кольцу - для верности! В результате на беговых дорожках колец и на шариках остаются следы - "лунки", вмятины. Они могут быть и не видны невооруженным глазом, но это не значит, что такая "операция" пошла подшипнику на пользу. Никогда нельзя быть уверенным в том, что кольцо не приобрело невидимых (пока!) микротрещин, которые в дальнейшем о себе заявят непременно, и подшипник "неожиданно" станет рассыпаться. Кстати, при ударах, случалось, его сразу раскалывали.

Именно поэтому при установке нового подшипника по его кольцам не рекомендуется стучать даже через оправку из мягкого металла. Запрессовывают статическим усилием. Конечно, не у каждого под рукой есть подходящий пресс (например, описанный в ЗР, 1997, № 3). Заменить же его вполне могут приспособления, которые показаны ниже. Те, что приведены на рисунках, рассчитаны для подшипников с размерами d x D x х B = 42 х 75 х 37 мм. Их применяют на очень многих иномарках, и они могут иметь различные обозначения: 309245А (Германия), ВАНВ633791 (Италия) и т. д.

Так что, если вы хотите несколько сэкономить при ремонте собственного автомобиля или даже подработать, помогая соседям по автостоянке, вам, скорее всего, предлагаемое приспособление не помешает. С учетом же того, что любые подшипники "в контакте" с нашей действительностью далеко не вечны, оно может послужить многократно. Важно лишь, чтобы его винт и силовые гайки были выполнены не из первой попавшейся стали, а, например, из легированной с соответствующей термообработкой. Заказывая детали, не забудьте об этом.

Рис. 2 Рис. 2

Рис. 2. Запрессовка ступицы колеса в подшипник: 1 - верхняя гайка; 2 - опора; 3 - винт; 4, 6 - стопорное кольцо; 5 - подшипник; 7 - поворотный кулак; 8 - нижняя гайка.

Рис. 2
Рис. 2 Рис. 2

Выпрессовать из подшипника ступицу не представляет особого труда. Следующая операция - извлечение подшипника из гнезда в поворотном кулаке (стойке). Сделать это можно так, как показано на рис. 1, б, предварительно удалив стопорные кольца.

Новый подшипник запрессовываем (рис. 1, а) в поворотный кулак до упора или до стопорного кольца - в зависимости от конструкции узла на автомобиле. При выпрессовке и запрессовке усилие прикладывается только к наружному кольцу подшипника, что исключает повреждение шариков и дорожек качения - это особенно важно для нового подшипника.

Процесс запрессовки ступицы в подшипник ясен из рис. 2. Здесь же показаны все детали приспособления. Винт 3 ввернут в гайку 1 - и это соединение стопорится штифтом. После установки упорного подшипника 8202 и опоры 2 нижнюю часть (юбку) гайки 1 нужно завальцевать в канавку опоры или хотя бы деформировать в трех точках.

Не забудьте перед запрессовкой смазать посадочные поверхности деталей моторным маслом. В отверстии поворотного кулака (стойки) недопустимы забоины или иные повреждения. Как при запрессовке нового подшипника, так и при выпрессовке старого нужно внимательно следить за тем, чтобы не происходило перекоса деталей, при котором посадочное гнездо можно повредить.

Если на вашем автомобиле установлены подшипники с другими размерами, внести изменения в приведенные рисунки нетрудно. (Размеры двухрядных подшипников наших автомобилей вы можете найти в ЗР, 1996, № 1).


Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
© 1997-98 All rights reserved

 

Подобрать шариковые подшипники