ЗУБЧАТЫЕ РЕМНИ ПРИВОДА РАСПРЕДВАЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ "Не перепутай!", "За рулем" N11-99 (стр.164-166)
ПЕРЕСЧИТАЕМ ЗУБЬЯ ("За рулем" N11-99 (стр.164-166))
Маленькая невнимательность при покупке зубчатого ремня может повлечь большие расходы.

Сегодня в магазинах изобилие ремней – можно подобрать для любой машины. Но вначале расскажем, какие они бывают вообще. Клиновые и многоручьевые ремни (о которых мы поговорим в следующий раз) применяют только для привода насосов системы охлаждения и навесных агрегатов (генератора, усилителя руля и т. д.). Механизм газораспределения (ГРМ) приводят зубчатым или, как его еще называют, синхронным ремнем, не проскальзывающим на шкивах.

Ремни современных иномарок исключительно надежны – возить с собой новый имеет смысл разве что с комплектом клапанов или, скажем, с запасным шатуном… Наше традиционное предпочтение цепного привода (а шестеренный – и подавно лучше!) воспитано ВАЗом. Именно владельцы “жигулей” удивили мир находчивостью: “Разрежьте ремень вдоль и передвиньте участки со срезанными зубьями друг от друга”… Да и сам завод, не слишком доверяя ремню, предусмотрел выемки под клапаны в поршнях большинства ныне выпускаемых “ременных” моторов и предписывает проверять его натяжение аж через каждые 10 тыс. км.

ПРОФИЛИ ЗУБЬЕВ СИНХРОННЫХ РЕМНЕЙ ПО СТАНДАРТУ ISO
1.
2.
3.
4.
1. Трапецеидальный серии 41 (форма C).
2. Полукруглый серии 58 (форма R).
3. Полукруглый усиленный с противошумным желобком серии 97 (форма BM).
4. Трапецеидальный высокий с закругленными ребрами серии 90 (форма LT).

Купив иномарку, пусть даже старенькую, можно расслабиться – фирменный ремень ГРМ служит 100 тыс. км, не требуя промежуточных осмотров и тем более подтяжек. И дело тут не столько в высоком качестве его самого (например, балаковские тоже вполне сносны), сколько мотора в целом. Шкивы вращаются в одной плоскости, профиль впадин их венцов идеально соответствует ремню – не создается пиковых концентраций давления на отдельных участках зубьев – да и натяжной механизм исключает перетяжку ремня. Однако страховочных выемок в поршнях на большинстве моторов не предусмотрено, а потому при обрыве неизбежна катастрофическая “встреча”… Заботливый или просто осторожный владелец иномарки меняет ремень загодя именно по этой причине.

Крупнейший производитель приводных ремней в мире – американская фирма “Гейтс” (Gates), а ее зубчатые ремни представлены под маркой Power Grip. Вторая по объему – итальянская “Дэйко” (Dayco), часть ее продукции идет под знаменитой маркой Pirelli. Третье место у немецкого концерна “Континенталь” – его ремни несут марку Contitech. Остальные, мелкие фирмы на нашем рынке ремнями не торгуют, но их продукция (как, впрочем, и часть ремней, сделанных “большой тройкой”) продается под известными марками фирм-упаковщиков, например Bosch, TRW и др.

Для автомобильных зубчатых ремней, как и для цепей, предусмотрено четыре шага зубьев (звеньев). Традиционный – 3/8 дюйма (9,525 мм). В последние годы все чаще применяют метрический – 8 мм. Остальные два – 8,22 мм и 5 мм – встречаются редко. Существует также 36 значений ширины ремня (от 8,6 до 36 мм), точное соответствие которой не менее важно, чем шаг и число зубьев. Более широкий ремень не влезет в ручей натяжного ролика, а более узкий будет гулять по шкивам, вызывая изгиб и ускоренный износ зубьев, а то и вовсе оборвется от нештатной нагрузки. И последнее, что определяет пригодность ремня для данной машины – профиль зубьев. Он должен соответствовать впадинам на венцах шкивов так, как было рассчитано конструкторами двигателя.

Ныне применяют около полутора десятков разновидностей профилей: четыре из них, разработанные в разные годы, показаны на рисунках. Освоенные ранее, как правило, трапецеидальные, причем вершины зубьев не доходят до дна впадин шкивов. Ремни для моторов последних моделей – с полукруглыми зубьями высокого профиля: они упираются в дно впадин, что позволяет распределить нагрузку на большей площади контакта.

Международное обозначение зубчатого ремня включает все упомянутые данные. Например: 58127х3/4 HSN. В первых двух цифрах (58) зашифрована серия зубьев, то есть их профиль и шаг – в данном случае полукруглый, без желобка, высотой 3,6 мм с шагом 3/8”. Следующие три цифры (127) – число зубьев (у ремней серии 40 оно условно). После знака умножения – ширина ремня в миллиметрах или дюймах (здесь 3/4” или 19 мм). Аббревиатура HSN в конце маркировки обозначает современный особо прочный материал ремня – “высоконасыщенный нитрил” (Highly Saturated Nitrile), а если ее нет – значит, ремень сделан из традиционного неопренового каучука.

Данные синхронных ремней для большинства распространенных в России автомобилей приведены в таблице. Не вошли в перечень ремни для устаревших машин 70-х–80-х годов, форсированных модификаций двигателей, редких и дорогих моделей. Не включены также короткие (45–70 зубьев), не предназначенные для привода распредвала и применяемые дополнительно к основному ремню для вращения балансировочных валов и дизельных топливных насосов на некоторых моторах. Не удивляйтесь, если не найдете в первой колонке таблицы американские машины, “мерседесы”, многие современные модели “Ниссана”, “Тойоты” и других фирм – их конструкторы предпочли цепь. В отличие от ремня (или, скажем, “жигулевской” цепи), ее практически никогда не придется заменять. Кроме того, цепь ставят, если очень важна компактность: ведь ременный привод, как ни крути, удлиняет мотор миллиметров на двадцать.

Случаи взаимозаменяемости зубчатых ремней достаточно редки. Какой ремень инженеры рассчитали – тот и закажут у “Гейтса” или “Конти”. Другое дело наш автопром, где опытные образцы агрегатов, да и самих машин всегда представляют собой причудливую смесь импортных комплектующих. Это потом на конвейер пойдут детали от балаковских, ставровских и прочих смежников, а сначала прилаживают “Дэйко”, “Солекс”, “Бош”, “Сакс” и т. д. Так, к ВАЗ-2105 подобрали ремень от старенького ФИАТа, к “Таврии” – от “Тойоты”, а к 16-клапанному мотору ВАЗ-2112 – от “Ситроена”. Остальные совпадения в таблице объясняются еще проще – одни и те же моторы (или аналогичные лицензионные) могут применять разные автомобильные фирмы. Скажем, ремни 41121х18 и 90152х25 HSN стоят на двигателях “Ауди” и “Фольксвагена”, 76092х29 HSN и 76163х1 HSN – “Мицубиси” и “Хёндэ”, а 58127х3/4 HSN – “Вольво” и “Рено”.

ЗУБЧАТЫЕ РЕМНИ ПРИВОДА РАСПРЕДВАЛА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Марка,
модель
автомобиля
Двигатель-
тип,
объем(л)
Годы
вы-
пуска
Штатный ремень ГРМ Обозначение
число
зубь-
ев
шаг
зубьев,
мм или
дюймы
шири-
на,
мм
номер
про-
филя
зубьев
международное
по стандарту ISO
по каталогу
Gates Dayco Contitech Bosch
“Ауди”:
80, 100
Б-1,8 72–91 121 3/8 18 41 41121х18 5016 121RX180 СТ637 1987 949 018
Б-2,3 90–94 147 8 19 92 92147х19HSN 5182XS 147RHP190 СТ926 1 987 949 141
Д-1,9 89–96 137 3/8 25,4 63 63137х1HSN 5223XS 137RHX260 СТ867 1 987 949 165
“Ауди”:
А4, А6
Б-1,8 94– 152 8 25 90 90152х25HSN 5425XS 152STP254 СТ849 1 987 948 828
Б-2,0 94–97 124 3/8 18 96 96124х18 5308 124RX180 СТ630 1 987 949 071
Б-2,6 94– 239 8 25,4 90 90239х1 5344XS 239STP254 СТ726 1 987 948 752
БМВ: 320, 520 Б-2,0; 2,5 85–90 127 8,22 25 40 40247х25 5077 127RPR254 СТ520 1 987 949 053
ФИАТ:
“Уно”,
“Пунто”,
“Типо”,
“Мареа”,
“Брава”
Б-1,0 85– 104 3/8 15 41 41104х15 5030 104RP150 СТ718 1 987 949 034
Б-1,3; 1,4; 1,6 88– 138 8 15 99 99138х15 5177 138RHP150 СТ605 1 987 949 055
Б-1,8 95– 168 8 24 99 99168х24HSN 5429XS 168RHPN240 СТ877
Б-2,0 96– 167 8 24 99 99167х24HSN 5423XS 167RHPN240 СТ880 1 987 948 786
“Форд”:
“Эскорт”,
“Сьерра”,
“Гранада”,
“Фиеста”,
“Транзит”
Б-1,3; 1,4; 1,6 80– 97 3/8 19,75 58 58097х19,75HSN 5225XS 097RP198 СТ690 1 987 949 047
Б-1,4 93– 97 3/8 21,6 58 58097х21,6HSN 5357XS 097RP216 СТ729 1 987 948 761
Б-2,0 72–85 122 3/8 19 84 84122х3/4 5069 122RX190 СТ687 1 987 949 019
Б-1,6 90–93 119 3/8 19 84 84119х3/4 5068 119RX190 СТ685 1 987 949 015
“Форд”:
“Мондео”
Б-1,6; 1,8; 2,0 93– 131 3/8 25 76 76131х1HSN 5360XS 131RP254 СТ728 1 987 949 090
“Форд”:
“Транзит”
Д-2,5 85– 130 3/8 25,4 98 98130х1HSN 5338XS 130RHD254 СТ747 1 987 949 079
“Хонда”:
“Аккорд”
Б-1,6; 1,8; 2,0 83–89 108 3/8 24 58 58108х24HSN 5082XS 108RP240 СТ559 1 987 949 109
90–93 113 3/8 24 76 76113х24HSN 5234XS 113RP240 СТ799 1 987 949 156
“Хонда”:
“Сивик”
Б-1,4; 1,5 88–95 106 3/8 24 76 76106х24HSN 5232XS 106RP240 СТ692 1 987 949 081
Б-1,5 VTEC 95– 103 3/8 24 76 76103х24HSN 5409XS 103RP240 СТ862 1 987 948 831
Б-1,6 VTEC 94– 104 3/8 24 76 76104х24HSN 5410XS 104SPR240 СТ863 1 987 948 829
“Хёндэ”:
“Акцент”,
“Пони”,
“Лантра”,
“Соната”
Б-1,5 96– 92 3/8 22 76 76092х22HSN 5283XS 1 987 949 142
Б-1,6; 1,8 95– 111 3/8 25 76 76111х25HSN 5309XS 1 987 948 803
Б-2,0 91– 153 3/8 29 76 76153х29HSN 5255XS 153RP290 СТ767 1 987 948 773
“Хёндэ”:
Н100
Б-2,4 1994– 123 3/8 19 63 63123х3/4HSN 5254XS 1 987 948 781
Д-2,5 94– 163 3/8 25,4 76 76163х1HSN 5435XS 1 987 948 850
“Мазда”: 626 Б-2,0 87–92 108 3/8 25,4 76 76108х1HSN 5317XS 108RP254 СТ765 1 987 948 774
Б-2,0 16V 87–92 168 8 25,4 77 77168х1HSN 5287SX 168RHP254 СТ790 1 987 948 784
Б-2,0 92– 135 8 25 77 77135х25HSN 5341XS 135AEA250 СТ787 1 987 948 833
“Мазда”: 323 Б-1,3; 1,5;
1,6; 1,8
Б-1,5
87– 107 8 22 77 77107х22HSN 5274XS 107RHP220 СТ751 1 987 949 148
94– 125 8 22 77 77125х22HSN 5421XS 125AE220 СТ899 1 987 948 849
“Мицубиси”:
“Кольт”,
“Лансер”
Б-1,3; 1,5
Б-1,6
88–90 92 3/8 19 40 40446х3/4HSN 5250XS 092RHX190 СТ715 1 987 949 054
90–96 92 3/8 22 76 76092х22HSN 5283XS 613UN700 СТ738 1 987 949 142
96– 107 8 25,4 77 77107х1HSN 5434XS 1 987 948 778
92– 117 8 29 77 77117х29HSN 5350XS 1 987 948 832
“Мицубиси”:
“Галант”,
“Спейс
Вэгон”
Б-2,0 88–92 122 3/8 24 76 76122х24HSN 5256XS 122RP240 СТ802 1 987 948 771
93–96 123 3/8 29 76 76123х29HSN 5373XS 123AE290 СТ839 1 987 948 825
97– 122 3/8 29 76 76122х29HSN 5481XS
“Мицубиси”:
“Паджеро”
Б-3,0 89– 149 3/8 25,4 76 76149х1HSN 5228XS 149RP254 СТ772 1 987 948 812
Б-3,5 94– 265 8 32 77 77265х32HSN 5442XS
Д-2,3; 2,5 83–93 163 3/8 25,4 63 63163х1 5222 163RHX254 СТ517 1 987 949 076
Д-2,5 94– 163 3/8 25,4 76 76163х1HSN 5435XS СТ921 1 987 948 850
“Ниссан”:
“Санни”
Б-1,3 82–89 102 3/8 19 41 41102х19 5090 102R190 СТ679 1 987 949 133
Б-1,4; 1,5; 1,6 82–90 106 3/8 19 41 41106х3/4 5067 106R190 СТ666 1 987 949 066
“Ниссан”:
“Террано”
Б-3,0 86–93 133 3/8 25,4 41 41133х1 5146 133RR254 СТ693 1 987 948 720
“Опель”:
“Аскона”,
“Астра”,
“Вектра”,
“Омега”,
“Калибра”
Б-1,4; 1,6 86–92 104 3/8 17 40 40427х17 5083 104RP170 СТ558 1 987 949 082
Б-1,6 91–96 111 3/8 17 40 40433х17HSN 5310XS 111RP170 СТ874
Б-1,8; 2,0 82–94 111 3/8 20 40 40433х20 5047 111RP200 СТ720 1 987 949 139
Б-1,8; 2,0 8V 91–94 146 8 20 40 40802x20HSN 5367XS 146AE200 СТ866 1 987 949 097
Б-1,8; 2,0 16V 94– 169 8 24 40 40812x24 5408XS 169STP240 СТ870
“Опель”:
“Омега”
Б-2,5 94– 225 8 30 40 40496х30HSN 5453XS 225AE300 СТ884 1 987 948 823
“Опель”:
“Монтерей”,
“Фронтера”
Б-3,2 92– 223 8 32 92 92223х32HSN 5377XS 223AE320 СТ844 1 987 948 837
Д-2,8; 3,1 92– 119 3/8 32 45 45119х32 5306 119АЕ320 СТ508 1 987 948 707
“Пежо”: 405 Б-1,8; 1,9; 2,0 87– 114 3/8 17 58 58114х17 5215XS 114RP170 СТ754 1 987 949 150
“Рено”: 19,
“Лагуна”,
“Меган”,
“Москвич-Святогор-F3R”
Б-1,4 88– 95 3/8 17 58 58095х17HSN 5192XS 095RP170 СТ709 1 987 949 080
Б-2,0 93– 127 3/8 19 58 58127х3/4HSN 5370XS 127AE190 СТ840 1 987 949 166
“Лендровер”:
“Дефендер”,
“Дискавери”
Б-2,0
Д-2,5
94– 132 3/8 23 40 40455х23HSN 5289XS 1 987 948 836
86– 128 8 25 90 90128х25 5303 128RHP254 СТ550
94– 118 3/8 30 40 40933х30HSN 5467XS
“Ситроен”:
“Ксара”,
“Ксантия”
Б-1,4 97– 108 3/8 17 58 58108х17HSN 5175XS 108RP170 СТ607 1 987 949 083
Б-1,6 97– 101 3/8 17 58 58101х17HSN 5347XS 101RP170H СТ744 1 987 949 146
Б-1,8; 2,0 95– 136 3/8 25,4 40 40934х1HSN 5468XS 136RPN254 СТ523
“Субару”:
“Импреза”,
“Легаси”
Б-1,6; 1,8; 2,0 89– 211 8 30 77 77211х30 5241 211RHP300 СТ792
Б-2,0 турбо 91– 281 8 30 77 77281х30HSN 5384XS
“Сузуки”:
“Балено”,
“Витара”
Б-1,6 91– 103 3/8 25,4 76 76103х1HSN 5318XS 103АЕ254 СТ757 1 987 949 151
“Тойота”:
“Королла”,
“Кэмри”,
“Карина”,
“Селика”,
RAV-4,
“Авенсис”
Б-1,3 86–92 123 8 24 39 39123х24HSN 5197XS 123RHP240 CT695 1 987 949 094
Б-1,6 88–92 94 3/8 19 41 41094х3/4 5027 094R190 CT536 1 987 949 107
Б-1,8 83–89 139 3/8 25,4 41 41139х1 5066 139R254 CT577 1 987 949 113
Б-2,0; 2,2 87– 163 8 26,7 90 90163х26,7 5202XS 163RHP267 CT730 1 987 948 732
Б-3,0 91– 191 8 32 92 92191х32HSN 5388XS 191AE320 CT852
Д-1,8 83–92 177 3/8 25,4 58 58177х1HSN 5057XS 177RP254 CT583 1 987 949 116
“Тойота”:
“Корол ла”,
“Авенсис”
Б-1,3 92– 124 8 26 39 39124х26HSN 5358XS 124AEH260 CT828
Б-1,6 92– 117 8 21,1 39 39117х21,1HSN 5403XS 117SHP211 CT827 1 987 949 158
“Тойота”:
“Лендкрюйзер”
Д-2,4 90– 129 3/8 31 58 58129х31HSN 5214XS 129RP310 CT723 1 987 949 087
Д-3,0 93– 102 3/8 25 58 58102х25HSN 5405XS
Д-3,5; 4,2 90– 94 3/8 25 58 58094х25HSN 5321XS 094AE250 CT818
Д-4,2 98– 105 3/8 25 58 58105х25HSN 5474XS
“Вольво”:
240, 740,
760, 940
Б-2,0; 2,1; 2,3 77–93 123 3/8 19 41 41123х3/4 5020 123R190 CT643 1 987 949 020
Д-2,0; 2,4 79–93 119 3/8 25 45 45119х25 5035 119RHX254 CT704 1 987 949 016
“Вольво”:
340, 360,
440, 460,
480
Б-1,7 88–96 125 3/8 19 58 58125х3/4HSN 5130XS 125RP190 CT684 1 987 949 032
Б-2,0 92–95 127 3/8 19 58 58127x3/4HSN 5370XS 127AE190 CT840 1 987 949 166
“Вольво”:
850, S40,
V40, C70,
S70, V70
Б-1,6; 1,8; 2,0;
Б- 2,3; 2,5
91– 148 3/8 23 76 76148x23HSN 5378XS 148RP230 CT759 1 987 948 843
“Вольво”:
S90, V90
Б-3,0 96– 152 3/8 28 76 76152x28HSN 5460XS
“Фольксваген”:
“Гольф”,
“Пассат”
Б-1,6; 1,8 74– 121 3/8 18 41 41121х18 5016 121R180 CT637 1 987 949 018
91– 121 3/8 18 96 96121x18HSN 5425XS 121RX180 CT848 1 987 949 170
“СЕАТ”:
“Кордова”,
“Ивиса”,
“Толедо”
Б-1,8 20V 96– 152 8 25 90 90152х25HSN 5425XS 152STP254 CT849 1 987 948 828
Б-2,0 91–96 124 3/8 18 96 96124x18 5308 124RX180 CT630 1 987 949 071
Д-1,6 80–91 135 3/8 25 97 97135x25 5176 135RНX254 CT513 1 987 949 023
Д-1,9 94– 137 3/8 25,4 63 63137x1HSN 5223XS 137RНX254 CT867 1 987 949 165
Б-1,6 97– 138 8 23 90 90138х23HSN 5489XS CT908
Б-1,8 97– 150 8 23 90 90150x23HSN 5491XS
“Шкода”:
“Фелиция”,
“Октавия”
Б-1,6 95– 137 8 19 92 92137х19 5428 137STP190 CT847 1 987 949 169
ВАЗ:
“Жигули”
Б-1,3 (2105) 79–91 122 3/8 19 41 41122х3/4 5002 122RX190 CT687 1 987 949 019
ВАЗ:
“Самара”,
“Ока”
Б-1,1; 1,3; 1,5;
Б-0,65; 0,75
84 111 3/8 19 58 58111х19 5124 111RP190 CT527 1 987 949 095
ВАЗ:
2112
Б-1,5; 16V 98– 136 3/8 25,4 40 40934x1HSN 5468XS 136RPN254 CT523
“Таврия” Б-1,1 89–97 94 3/8 19 41 41094х3/4 5027 094R190 CT536 1 987 949 107
Примечание. Б – бензиновый двигатель, Д – дизельный.
Прочерк означает отсутствие данного ремня в каталоге производителя или упаковщика.

Антон УТКИН


Web-сервер "За рулем"
Материалы сервера могут быть использованы только с разрешения ОАО "За рулем"
© 1997-98 All rights reserved