Фары в темноте могут оказаться не только
помощниками.
Изобилие, как мы убедились, имеет и обратную сторону: в магазинах полно
копеечных автомобильных ламп неизвестного производства. Значит, кто-то их
покупает. Зачастую, чтобы дешевая лампочка хорошо светила, берут помощнее, хотя
известно, что это запрещено. Не все, правда, знают, что даже очень мощная
подделка будет освещать дорогу хуже, чем качественное изделие стандартной
мощности. Подтверждение этому мы получили, подвергнув экспертизе несколько ламп
Н4 с разной родословной.
ПОЧЕМ ЛАМПОЧКИ? Разброс цен в магазинах и на
рынках на лампы Н4 оказался более чем десятикратным. Самая дорогая – модная
лампа Super Blue (фото 3) с клеймом General Electric в одном месте и Tungsram в
другом (вторая компания принадлежит первой) – обошлась нам в 280 рублей. Большая
часть этих денег, как видно, заплачена за голубоватый оттенок, похожий на свет
дорогих газоразрядных ламп D1. Но по светотехническим характеристикам между ними
пропасть. Примечание. При прочих равных условиях человек лучше
всего видит дорогу при смещении плотности светового потока в желтую часть
спектра. Недаром противотуманные фары или противотуманные очки часто делают
именно желтыми. Синий свет при одинаковой освещенности действует хуже.
Современные газоразрядные лампы класса D1, которые ставят на дорогие иномарки,
освещают дорогу лучше, но не от того, что они "синие": у этих ламп значительно
выше светоотдача. Применяют такие лампы только на машинах с автоматическими
корректорами светового пучка.
Наша
справка
Все современные лампы
должны обладать защитой от ультрафиолетового излучения. Это важно для
импортных машин с пластмассовыми рассеивателями. У отечественных
автомобилей стеклянные рассеиватели, задерживающие ультрафиолетовые лучи,
поэтому данное требование к лампам здесь менее
актуально.
Самый дешевый образец – лампочка в черной коробочке с надписью General Light
(фото 5) стандартной мощности 60/55 Вт. За эту отдали 25 рублей. Еще три похожих
шедевра неизвестного происхождения с надписями типа "японское качество"
уложились в 30–40 руб. Это лампы повышенной мощности Super Light 100/90 Вт (фото
6), Meek Light 130/90 Вт (фото 7) и General Light 200/80 Вт (фото 8) – да-да,
есть и такие! Мощность в данном случае указывает не на световой поток, а на
потребление электроэнергии. Примечание. Действующие Правила ЕЭК ООН
и приведенные в соответствие с ними отечественные стандарты не допускают
использование ламп Н4 повышенной мощности. То есть лампы 60/55 Вт использовать
можно, а вот 100/90 и т. д. – уже нет. И все же их делают, в том числе известные
фирмы. Наглядный пример – лампа Tungsram 140/100 Вт с хорошими показателями
светораспределения (кроме, естественно, ослепления встречных водителей). Такие
лампы можно использовать на спортивных автомобилях, но не на дорогах общего
пользования. На них нет значка европейской омологации – буквы "Е" с цифрой,
обозначающей код страны. В средней ценовой группе лампы довольно
известных производителей: Osram 60/55 Вт за 70 руб. (фото 2), Philips 60/55 Вт
за 115 руб. (фото 1) и Tungsram повышенной мощности 140/100 Вт за 80 руб. (фото
4). Последнюю применять в автомобиле нельзя, а сравнить с мощными, но дешевыми
лампами неизвестного производства любопытно. Ламп H4 отечественного производства
в продаже найти не удалось.
№1 Philips Производитель:
Германия Мощность: 60/55 Вт Цена: 115 руб. Не самая щадящая
для встречных водителей; вторая среди ламп стандартной мощности по
ближнему свету; лучшая среди стандартных по дальнему
свету.
№2 Osram Производитель:
Германия Мощность: 60/55 Вт Цена: 70 руб. Вторая среди ламп
стандартной мощности по дальнему свету; третья по ближнему; щадит
встречных водителей; самая дешевая из
фирменных.
№3 Super Blue Производитель: Tungsram,
Венгрия Мощность: 60/55 Вт Цена: 280 руб. Лучший ближний
свет при отсутствии тумана, дождя или снегопада; уступает лидерам по
дальнему свету; самая
дорогая.
№4 Tungsram Производитель:
Венгрия Мощность: 140/100 Вт Цена: 80 руб. Лидер по
обобщенной оценке работы в режимах ближнего и дальнего света;
беспощадно слепит встречных водителей; запрещено применять на
дорогах общего пользования.
№5 General Light Производитель: не
указан Мощность: 60/55 Вт Цена: 25 руб. Не выполняет
практически ни одного норматива; слепит встречных; лучшая из дешевых
подделок.
№6 Super Light Производитель: не
указан Мощность: 100/90 Вт Цена: 30 руб. Светит в лицо
встречным водителям сильнее, чем на дорогу; полный провал по всем
параметрам; худшая из всех ламп; к эксплуатации
запрещена.
№7 Meek Light Производитель: не
указан Мощность: 130/90 Вт Цена: 37 руб. Среди худших ламп
– твердый середняк; плохой дальний свет; рекордное ослепление
встречных; к эксплуатации
запрещена.
№8 General Light Производитель: не
указан Мощность: 200/80 Вт Цена: 35 руб. Сильно слепит
встречных; очень плохой ближний свет; нить дальнего света
перегорела; к эксплуатации запрещена.
НЕ ПРОДЕШЕВИТЕ!
Первое условие,
предъявляемое к характеристике светораспределения, – наличие явной
светотеневой границы. Второе – значение освещенности более чем в 20
контрольных точках. На схеме показаны четыре наиболее важные из
них.s
Характеристики головного освещения автомобиля определяются в первую очередь
светораспределением в режиме ближнего света – здесь больше всего сложностей (см.
рис.). Максимальный световой поток должен быть направлен на дорогу (точки 75R и
50R на схеме), а минимальный – в глаза встречному водителю (точка B50L на
схеме). Конечно, распределением света в основном заведует рассеиватель, но его
характеристики точно согласуются с установкой нити накала в лампе, расположением
внутри нее экрана и т. д. Поэтому, имея эталонный рассеиватель, легко сравнить
друг с другом несколько разных ламп. Эту работу по нашей просьбе проделали
специалисты НИИАвтоэлектроники. Результаты, приведенные в таблице,
красноречиво говорят о возможностях попавших на тест образцов. Четыре последних
наглядно демонстрируют слабости дешевой лампочки. Три из них вообще не дают
светотеневой границы как таковой. А даже самая лучшая из горе-лампочек (General
Light 60/55 Вт) освещает дорогу в режиме ближнего света в 3–5 раз хуже, чем
добротные изделия. Худшая – Super Light 100/90 Вт – светит в лицо встречному
водителю сильнее (!), чем на дорогу (точки В50L и 75R соответственно).
Освещенность в точке ослепления при этом более чем в 7 раз превышает допустимый
предел, а на дорогу света попадает в 4 раза меньше, чем требует стандарт, и в
7–9 раз меньше, чем от высококачественных ламп, хотя и не таких мощных. Даже в
режиме дальнего света, в котором требования к светораспределению менее жесткие,
дешевая 130-ваттная лампа освещает дорогу в 2–3 раза хуже фирменной 60-ваттной.
Кульминацией эксперимента стал выход из строя самой мощной лампы – у нее
перегорела 200-ваттная нить дальнего света.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЛАМП
Н4
Параметр
Требования ЕЭК ООН
Эталон НИИАЭ
Philips 60/55
Osram 60/55
Super
Blue (Tungsram) 60/55
Tungsram 140/100
General Light 60/55
Super Light 100/90
Meek Light 130/90
General Light 200/80
Освещенность в точке В50L, люкс
Ј0,4
0,3
0,6
0,56
0,54
1,3
0,6
3,0
1,36
0,82
Освещенность в точке 0-0, люкс
Ј0,7
0,7
1,0
0,9
0,9
1,76
1,1
2,0
3,2
1,2
Освещенностьв точке 75R, люкс
і12
12,6
12,8
11,2
14,0
13,0
4,0
2,5
8,7
6,7
Освещенность в точке 50R, люкс
і12
16,4
30
28,7
30,2
41,0
6,3
3,4
13,5
12,6
Освещенность в точке 0-0, дальний свет,
люкс
і29
51,8
113,8
104,8
69
124,2
24,7
55,6
41,0
перегорела
Максим. освещенность в точке 0-0, дальний свет,
люкс
і32
55,1
137,6
122,24
81,0
128,8
64,2
99,8
44,4
перегорела
Поток в режиме ближнего света, люмен
і1000
-
1470
1446
1500
>2200
970
820
1690
перегорела
Поток в режиме дальнего света, люмен
і1650
-
2000
1845
2110
>2200
1500
1140
1280
перегорела
Послесловие
СПРОСИМ
ЧИТАТЕЛЕЙ
После знакомства с результатами
экспертизы хочется еще раз спросить: как можно продавать лампы, сертификат на
которые теоретически невозможно получить законным путем? Как можно не понимать,
что ослепление встречных водителей не обеспечивает безопасности, даже если вам
кажется, что вы лучше видите дорогу? Но с другой стороны, ни одна из ламп – даже
"качественных" – не смогла полностью уложиться в стандарт (с учетом
20-процентного допуска на серийную продукцию). Специалисты предположили, что в
нашу страну поставляется преимущественно некондиция, ориентированная на страны
третьего мира. Возможно, мы еще не готовы платить за кондиционную фирменную
продукцию?..
Александр БУДКИН, Фото Александра Барабанова и
Александра Полунина