Основную массу автомобильных бензинов в России
вырабатывают по ГОСТ 2084–77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В
зависимости от октанового числа ГОСТ 2084–77 предусматривает пять
марок автобензинов: А-72, А-76, АИ-91, АИ-93 и АИ-95. Для
первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по
моторному методу, для последних — по исследовательскому. В связи с
увеличением доли легкового транспорта в общем объеме автомобильного
парка наблюдается заметная тенденция снижения потребности в
низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.
Бензин А-72 практически не вырабатывается ввиду отсутствия техники,
эксплуатируемой на нем.
Наибольшая потребность существует в
бензине А-92, который вырабатывается по ТУ 38.001165–97, хотя
доля бензина А-76 в общем объеме производства остается очень
высокой. Указанные ТУ предусматривают также марки бензинов А-80
и А-96 с октановыми числами по исследовательскому методу
соответственно 80 и 96. Эти бензины предназначены в основном для
поставки на экспорт. Бензин АИ-98 с октановым числом 98 по
исследовательскому методу производится по ТУ 38.401-58-122–95 и ТУ
38.401-58-127–95. Бензины А-76, А-80, АИ-91, А-92 и А-96 допускается
вырабатывать с использованием этиловой жидкости. Малоэтилированный
бензин АИ-91 с содержанием свинца 0,15 г/дм3 выпускается по
отдельным техническим условиям (ТУ 38.401-58-86–94). При
производстве бензинов АИ-95 и АИ-98 использование алкилсвинцовых
антидетонаторов не допускается.
Требования
ГОСТ 2084–77 к качеству автомобильных бензинов приведены в
таблице.Все бензины, вырабатываемые по ГОСТ 2084–77, в
зависимости от показателей испаряемости делят на летние и зимние.
Зимние бензины предназначены для применения в северных и
северо-восточных районах в течение всех сезонов и в остальных
районах с 1 октября до 1 апреля. Летние — для применения во всех
районах кроме северных и северо-восточных в период с 1 апреля по 1
октября; в южных районах допускается применять летний бензин в
течение всех сезонов.
Параметры автомобильных бензинов,
вырабатываемых по ГОСТ 2084–77, существенно отличаются от принятых
международных норм, особенно в части экологических требований. В
целях повышения конкурентоспособности российских бензинов и
доведения их качества до уровня европейских стандартов разработан
ГОСТ Р 51105–97 “Топлива для двигателей внутреннего сгорания.
Неэтилированный бензин. Технические условия”, который вводится в
действие с 01.01.99 г. Этот стандарт не заменяет ГОСТ 2084–77,
которым предусмотрен выпуск как этилированных, так и неэтилированных
бензинов. В соответствии с ГОСТ Р 51105–97 будут вырабатываться
только неэтилированные бензины (максимальное содержание свинца не
более 0,01 г/дм3).
Характеристики автомобильных бензинов (ГОСТ 2084–77) | |||||||
Показатели | А-72 | А-76 неэтил. | А-76 этил. | АИ-91 | АИ-93 | АИ-95 | |
Детонационная стойкость: октановое число, не менее: | |||||||
моторный метод | 72 | 76 | 76 | 82,5 | 85 | 85 | |
исследовательский метод | Не нормируется | 91 | 93 | 95 | |||
Массовое содержание свинца, г/дм3, не более | 0,013 | 0,013 | 0,17 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | |
Фракционный состав: температура начала перегонки бензина, °С, не ниже: | |||||||
летнего | 35 | 35 | 35 | 35 | 35 | 30 | |
зимнего | Не нормируется | ||||||
10 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
летнего | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 | 75 | |
зимнего | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | 55 | |
50 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
летнего | 115 | 115 | 115 | 115 | 115 | 120 | |
зимнего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 105 | |
90 % бензина перегоняется при температуре, °С, не выше: | |||||||
летнего | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | 180 | |
зимнего | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | 160 | |
Конец кипения бензина, °С, не выше: | |||||||
летнего | 195 | 195 | 195 | 205 | 205 | 205 | |
зимнего | 185 | 185 | 185 | 195 | 195 | 195 | |
Остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Остаток и потери, %, не более | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 4,0 | |
Давление насыщенных паров бензина, кПа: | |||||||
летнего, не более | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | 66,7 | |
зимнего | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | 66,7-93,3 | |
Кислотность, мг КОН/100 см3, не более | 3,0 | 1,0 | 3,0 | 3,0 | 0,8 | 2,0 | |
Содержание фактических смол, мг/100см3, не более: | |||||||
на месте производства | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |
на месте потребления | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 | |
Индукционный период на месте производства бензина, мин, не менее | 600 | 1200 | 900 | 900 | 1200 | 900 | |
Массовая доля серы, %, не более | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | 0,10 | |
Цвет | - | - | Желтый | - | - | - | |
Примечания. 1. Для бензинов всех марок: испытание на медной пластинке — выдерживают; содержание водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; плотность при 20 °С — не нормируется, определение обязательно. 2. Для городов и районов, а также предприятий, где Главным санитарным врачом запрещено применение этилированных бензинов, предназначаются только неэтилированные. 3. Допускается вырабатывать бензин, предназначенный для применения в южных районах, со следующими показателями по фракционному составу: 10 % перегоняется при температуре не выше 75 °С; 50 % перегоняется при температуре не выше 120 °С; 4. Для бензинов, изготовленных с применением компонентов каталитического риформинга, допускаемая температура конца кипения не выше 205 °С — для летнего и не выше 195 °С — для зимнего. |
В зависимости от октанового числа по
исследовательскому методу установлено четыре марки бензинов:
“Нормаль-80”, “Регуляр-91”, “Премиум-95”, “Супер-98”. Бензин
“Нормаль-80” предназначен для использования на грузовых автомобилях
наряду с бензином А-76. Неэтилированный бензин “Регуляр-91”
предназначен для эксплуатации автомобилей взамен этилированного
А-93. Автомобильные бензины “Премиум-95” и “Супер-98” полностью
отвечают европейским требованиям, конкурентоспособны на нефтяном
рынке и предназначены в основном для зарубежных автомобилей,
ввозимых в Россию.
С целью ускорения перехода на производство
неэтилированных бензинов взамен этиловой жидкости допускается
использование марганцевого антидетонатора в концентрации не более –
5 мг Мn/дм3 для марки “Нормаль-80” и не более 18 мг Мn/дм3 для марки
“Регуляр-91”. В соответствии с европейскими требованиями по
ограничению содержания бензола введен показатель “объемная доля
бензола” — не более 5 %. Установлена норма по показателю “плотность
при 15 °С”. Ужесточена норма на массовую долю серы — до 0,05 %. Для
обеспечения нормальной эксплуатации автомобилей и рационального
использования бензинов введено пять классов испаряемости для
применения в различных климатических районах по ГОСТ 16350 – 80.
Наряду с определением температуры перегонки бензина при заданном
объеме предусмотрено определение объема испарившегося бензина при
заданной температуре 70, 100 и 180 °С. Введен показатель “индекс
испаряемости”. В ГОСТ Р 51105–97 наряду с отечественными включены
международные стандарты на методы испытаний (ISO, EN, ASTM).
Нормы
и требования к качеству автомобильных бензинов и характеристики
испаряемости по ГОСТ Р 51105–97 приведены в
таблице.
Нормы и требования к качеству автомобильных бензинов по ГОСТ Р 51105–97 | ||||
Показатели | Нормаль-80 | Регуляр-91 | Премиум-95 | Супер-98 |
Октановое число, не менее: моторный метод | 76,0 | 82,5 | 85,0 | 88,0 |
Октановое число, не менее: исследовательский метод | 80,0 | 91,0 | 95,0 | 98,0 |
Содержание свинца, г/дм3, не более | 0,010 | |||
Содержание марганца, мг/дм3, не более | 50 | 18 | - | - |
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более | 5,0 | |||
Индукционный период бензина, мин, не менее | 360 | |||
Массовая доля серы, %, не более | 0,05 | |||
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | |||
Испытание на медной пластине | Выдерживает, класс 1 | |||
Внешний вид | Чистый, прозрачный | |||
Плотность при 15 °С, кг/м3 | 700-750 | 725-780 | 725-780 | 725-780 |
Примечания. 1. Содержание марганца определяют только для бензинов, с марганцевым антидетонатором (МЦТМ). 2. Автомобильные бензины, предназначенные для длительного хранения (5 лет) в Госрезерве и Министерстве обороны, должны иметь индукционный период не менее 1200 мин. |
По составу автомобильные бензины представляют собой
смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических
процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга,
каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля,
изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации
термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования.
Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и
определяется набором технологических установок на
нефтеперерабатывающем заводе.
Базовым компонентом для выработки
автомобильных бензинов являются обычно бензины каталитического
риформинга или каталитического крекинга. Бензины каталитического
риформинга характеризуются низким содержанием серы, в их составе
практически отсутствуют олефины, поэтому они высокостабильны при
хранении. Однако повышенное содержание в них ароматических
углеводородов с экологической точки зрения является лимитирующим
фактором. К их недостаткам также относится неравномерность
распределения детонационной стойкости по фракциям. В составе
бензинового фонда России доля компонента каталитического риформинга
превышает 50 %.
Бензины каталитического крекинга характеризуются
низкой массовой долей серы, октановыми числами по исследовательскому
методу 90–93 единицы. Содержание в них ароматических углеводородов
составляет 30–40 %, олефиновых — 25–35 %. В их составе практически
отсутствуют диеновые углеводороды, поэтому они обладают относительно
высокой химической стабильностью (индукционный период 800–900 мин.).
По сравнению с бензинами каталитического риформинга для бензинов
каталитического крекинга характерно более равномерное распределение
детонационной стойкости по фракциям. Поэтому в качестве базы для
производства автомобильных бензинов целесообразно использовать смесь
компонентов каталитического риформинга и каталитического
крекинга.
Бензины таких термических процессов, как крекинг,
замедленное коксование имеют низкую детонационную стойкость и
химическую стабильность, высокое содержание серы и используются
только для получения низкооктановых бензинов в ограниченных
количествах.
При производстве высокооктановых бензинов
используются алкилбензин, изооктан, изопентан и толуол. Бензины
АИ-95 и АИ-98 обычно получают с добавлением кислородсодержащих
компонентов: метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) или его смеси с
трет-бутанолом, получившей название фэтерол. Введение МТБЭ в бензин
позволяет повысить полноту его сгорания и равномерность
распределения детонационной стойкости по фракциям. Максимально
допустимая концентрация МТБЭ в бензинах составляет 15 % из-за его
относительно низкой теплоты сгорания и высокой агрессивности по
отношению к резинам.
Для достижения требуемого уровня
детонационных свойств этилированных бензинов к ним добавляют
этиловую жидкость (до 0,15 г свинца/дм3 бензина). К бензинам
вторичных процессов, содержащим непредельные углеводороды, для их
стабилизации и обеспечения требований по индукционному периоду
разрешается добавлять антиокислители Агидол-1 или Агидол-12. В целях
обеспечения безопасности в обращении и маркировки этилированные
бензины должны быть окрашены. Бензин А-76 окрашивается в желтый цвет
жирорастворимым желтым красителем К, бензин АИ-91 — в
оранжево-красный цвет жирорастворимым темно-красным красителем Ж.
Этилированные бензины, предназначенные для экспорта, не
окрашиваются.
Примерные
компонентные составы автомобильных бензинов различных марок
приведены в таблице.
Средние компонентные составы автомобильных бензинов | |||||||
Компонент | А-76 (А-80) | А-76* | АИ-91 | А-92 | А-92* | АИ-95 | АИ-98 |
Бензин каталитического риформинга: | |||||||
мягкого режима | 40-80 | 70-60 | 60-90 | 60-88 | 50-100 | - | - |
жесткого режима | - | - | 40-100 | 40-100 | 10-40 | 5-90 | 25-88 |
Ксилольная фракция | - | - | 10-20 | 10-30 | - | 20-40 | 20-40 |
Бензин каталитического крекинга | 20-80 | 10-60 | 10-85 | 10-85 | 10-85 | 10-50 | 10-20 |
Бензин прямой перегонки | 20-60 | 40-100 | 10-20 | 10-20 | 10-80 | - | - |
Алкилбензин | - | - | 5-20 | 5-20 | - | 10-35 | 15-50 |
Бутаны+изопентан | 1-7 | 1-5 | 1-10 | 1-10 | 1-7 | 1-10 | 1-10 |
Газовый бензин | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 | 5-10 | - | - |
Толуол | - | - | 0-7 | 0-10 | - | 8-15 | 10-15 |
Бензин коксования | 1-5 | 5-10 | - | - | - | - | - |
Гидростабилизированный бензин пиролиза | 10-35 | 10-20 | 10-30 | 10-30 | 10-30 | 10-20 | 10-20 |
МТБЭ | <=8 | - | 5-12 | 5-12 | - | 10-15 | 10-15 |
* - Этилированный. |
В последнее время ассортимент автобензинов
значительно пополнился за счет новых марок, выпускаемых по
техническим условиям. Это обусловлено резким ростом производства
неэтилированного бензина и сокращением производства бензина
этилированного.
При этом тетраэтилсвинец заменяется на различные
нетрадиционные присадки и добавки, ранее выпускаемыми химической и
микробиологической промышленности в иных целях.
К таким веществам
относятся различные эфиры, спирты, металлоорганические соединения и
т.д. Необходимость производства таких бензинов по техническим
условиям диктуется тем, что все присадки и добавки могут вводиться в
строго определенных концентрациях. Для контроля содержания этих
компонентов в технических условиях предусматриваются специальные
показатели и вводятся дополнительные методики контроля.
Все
бензины, выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать
требованиям
ГОСТ Р 51313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические
требования", который введен с 01 июля 2000г.
Соответствие
бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованием ГОСТ Р
51313-99 проверяется при их сертификации, которая является
обязательной.
Бензины автомобильные. Общие технические условия. | |||||
Наименование показателя | Значение показателя для типов бензинов | Метод испытания | |||
I | II | III | IV | ||
Детонационная стойкость: | |||||
октановое число по исследовательскому методу, не менее | 80 | 91 | 95 | 98 | по ГОСТ 8226 |
октановое число по моторному методу, не менее | 76 | - | - | - | по ГОСТ 511 |
Концентрация свинца, г/дм3, не более, для бензина: | |||||
неэтилированного | 0,013 | 0,013 | 0,013 | 0,013 | по ГОСТ 28828 |
этилированного | 0,17 | - | - | - | |
Давление насыщенных паров, кПа | 35-100 | 35-100 | 35-100 | 35-100 | по ГОСТ 1756 |
Фракционный состав: | |||||
90% бензина перегоняется при температуре, °С, не выше | 190 | 190 | 190 | 190 | |
конец кипения бензина, °С, не выше | 215 | 215 | 215 | 215 | |
остаток в колбе, %, не более | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |
Массовая доля серы, %, не более | 0,1 | 0,05 | 0,05 | 0,05 | по ГОСТ 19121 или ГОСТ Р50442 |
Объемная доля бензола, %, не более | 5 | 5 | 5 | 5 | по ГОСТ 29040 |