Газораспределителъный механизм и головка цилиндров автомобиля Таврия ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 ) АвтоЗАЗ - DAEWOO
к оглавлению
предыдущая страница
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ автомобиля Таврия ЗАЗ-1102

Газораспределителъный механизм двигателя служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя по- рядком работы цилиндров, фазами газораспреде- ления и частотой вращения. Диаграмма фаз газораспределения приведена на рис. 2-50. Величина фаз обеспечивается при зазорах между торцами стержней клапанов и наконечниками регулировочных винтов (0,45 + 0,015) мм.
Рис. 2-50 Рис. 2-51
Отклонение фаз газораспределения более + 5' до пускается при условии, что параметры двигателя соот ветствуют техническим характеристикам.
В двигателе применен клапанный распределитель- ный механизм с верхним однорядным, с наклонным, под углом 2Г, расположением клапанов и верхним расположением распределительного вала (рис. 2-51).
Чугунный ведомый шкив 4 (рис. 2-26) распределительного вала приводится в движение плоскозубчатым ремнем с числом зубьев 94 и шагом 9,525 мм . т чугунного ведущего шкива 8, установленного на носке коленчатого вала. Плоскозубчатый ремень одновременно приводит во вращение чугунный шкив 6, закрепленный на валу привода водяного насоса. Натяжение ремня осуществляется натяжным роликом 16, расположенным с наружной стороны ремня.
Направление вращения всех шкивов одинаковое, совпадающее с направлением вращения коленчатого вала. Количество оборотов ведомого шкива меньше, чем ведущего, так как отношение чисел зубьев шкивов равно 2: 1 (числа зубьев соответственно равны 42 и 21).
Головка цилиндров 5 (рис. 2-51), отлитая из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров. Объем камеры сгорания в головке 24,685 +/- 0,5 см, разность в объеме камер в одной головке не должна превышать 0,6 см3. Головка крепится к блоку десятью болтами. Между блоком и головкой установлена металлоасбесто- вая прокладка толщиной 1,15+/- 0,08 мм.
Требуемое уплотнение обеспечивается только за счет некоторого предварительного натяга, учитываю- щего разницу коэффициентов линейного расщирения стальных болтов и алюминиевой головки цилиндра.
В головке цилиндров выполнены клиновые камеры сгорания, впускные и выпускные каналы, резьбовые отверстия для установки свечей зажигания и протоки охлаждающей жидкости. Седла 10 (рис. 2-51) и направляющие втулки 8 клапанов, изготовленные из спе- циального жаростойкого чугуна. Седла запрессовываются в головку цилиндров, нагретую до температуры плюс 165...175' С.
С левой стороны головки расположены впускные и выпускные каналы, а с правой резьбовые отверстия для свечей зажигания. Расположение клапанов, а следовательно, осей их седел и втулок однорядное под углом 2Г. В головке выполнены перемычки, в которых расточены гнезда под ось коромысел и опорные шейки распределительного вала. Опорные гнезда распределительного вала смазываются под давлением.
В специальную расточку переднего гнезда установлена манжета 20 для уплотнения шейки распределительного вала. Задняя часть головки обработана, и к ней через уплотнительную прокладку 29 закреплен корпус 28 привода датчика-распределителя и бензинового насоса.
Прилегающая к блоку плоскость головки и клиновые камеры сгорания механически обработаны. Этим достигается необходимая чистота поверхности и практически одинаковый объем камер сгорания. Верхняя часть головки закрывается крышкой, закрепленной винтами. Необходимое уплотнение стыка обеспечивается прокладкой, зажатой между головкой и крышкой.
Клапаны расположены в головке цилиндров в ряд под углом 21 градус к вертикальной оси цилиндров. Впуск- ной клапан 9 цельный, изготовлен из стали, а выпус- кной клапан состоит из двух частей, которые в заготов- ке соединены стыковой сваркой. Верхняя часть клапана — его стержень — изготовлена из стали, имеющей высокую износостойкость, нижняя же часть стержня и головка выпускного клапана сделаны из стали, сохра- няющей высокие механические свойства при воздей- ствии высоких температур. Рабочая поверхность вы- пускного клапана, примыкающая своим пояском к седлу клапана, направлена специальной наплавкой. Оба клапана термообработаны. В верхней части стержней имеются кольцевые канавки для помещения выступов сухарей. Номинальный диаметр стержней клапанов 8 мм; головки клапанов — плоские, с углом рабочей фаски 45 30' + 5'). Наружные диаметры голо- вок клапанов: впускного — 34 мм, выпускного — 29 мм, ход впускного и выпускного клапанов 8,5 мм.
Каждый клапан снабжен двумя пружинами, опира- ющимися своими торцами снизу на стальную опорную шайбу 11, а сверху — на стальную цианированную опорную тарелку 16, которая на стержне клапана удерживается двумя стальными сухарями 17 с закруг- ленными выступами для соединения их со стержнем клапана.
Направляющие втулки клапанов, в которых пе- ремещаются стержни клапанов, запрессованы в головку цилиндров. Окончательная обработка от- верстий втулок выполнена после их запрессовки с высокой точностью.
Для лучшего уплотнения между втулками и стержнями клапанов поверхность отверстий втулок имеет резьбу специального профиля, выполняющую функцию лабиринтного уплотнения. Шаг этой резьбы 1,5 мм, глубина канавки трапециидального профиля око- ло 0,25 мм. У втулок впускных клапанов 9 резьбы имеются только в верхней части, а у втулок выпускных клапанов — по всей длине.
На наружной части втулок прорезана кольцевая канавка, в которую устанавливается стопорное кольцо 7 ограничивающее их перемещение при запрессовке. Для исключения попадания избытка масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки служат маслоотражательные колпачки-манжеты 15, надевае- мые на верхнюю часть втулки с натягом и охватываю- щие стержень клапана. Маслоотражательные колпач- ки изготовлены из термостойкой резины.
Пружины клапанов. Наружная 1 (рис. 2-52) и внутренняя 2 пружины навиты из стальной проволоки диаметрами 3,6 и 2,7 мм соответственно. Их витки направлены в противоположные стороны, чем устра- няется возможность резонанса и попадания витков одной из пружин в случае ее поломки в витки другой.
Плотность посадки клапанов в их седлах обеспечи- вается высокой точностью обработки седел после за- прессовки и притиркой фаски клапанов к седлам.
и пружинами 23. Регулировочные винты 3 изготовлены из стали. Их сферические рабочие поверхности, на которые опира- ются сферическими углублениями наконечники 18, закалены.
Регулировка зазоров между наконечниками и тор- цом стержня впускного клапана 9, равного 0,15 мм и выпускного, равного 0,30 мм, производится враще- нием винтов 3. Фиксация винтов осуществляется гайками 2.
Наконечники 18 регулировочных винтов изготовле- ны из стали, цианированы и закалены. Наконечники устанавливаются на все регулировочные винты и пред- назначены для уменьшения износа торцов клапанов.
РЕМОНТ ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА
Ремонт газораспределительного механизма производится в случае обнаружения неисправностей в работе, а также, если при общей разборке двигателя выявлены повышенные износы, обгары, поломки или дру- гие повреждения деталей.
Разборка и сборка головки цилиндров Снимите ось коромысел и распределительный вал,
как указано в разделах «Снятие и установка распределительного вала и оси коромысел без снятия двигателя с автомобиля».
Удалите нагар из камер сгорания металлической щеткой, приводимой в действие воздушной машинкой или электрической дрелью. Осмотрите и очистите выпускные каналы и каналы подвода масла к оси коромысел и распределительному валу.
Проверка герметичности головки цилиндров. Для проверки герметичности заглушите выходные каналы жидкостной рубашки головки. Подведите к внутренней полости головки сжатый воздух и поместите головку цилиндров в ванну с водой, нагретой до температу- ры 70...90' С. При давлении воздуха 0,15...0,20 МПа (1,5...2 кгс/ см') пропуск воздуха не допускается. При обнаружении негерметичности головку цилиндров замените.
Проверку плоскостности прилегания головки цилиндров к блоку цилиндров произведите на проверочной плите или линейкой и щупом. Неплоскостность допускается не более 0,08 мм. Если, вследствие деформации, неплоскостность головки более 0,08 мм прошлифуйте, пришабрите или притрите нижнюю плоскость головки. Шлифование, шабрение или притирка допускается при деформации не более 0,10 мм. При большой деформации головку цилиндров замените.
Проверка гнезд в головке цилиндров под шейки распределительного вала Внутренние поверхности гнезд должны быть гладкими, без задиров. Проверьте, нет ли трещин в гнездах под распределительный вал и ось коромысел.
к оглавлению
Авто и Мото