Рис. 13. Коробка передач.
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ, ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА, ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТЕХНИЧЕСКИЕ
ДАННЫЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА Тип коробки передач: шестеренчатая, двухвальная, трехходовая, с пятью передачами вперед и одной назад. Все шестерни, кроме шестерен заднего хода, косозубые с синхронизаторами. Тип привода: механический, дистанционный, с рычагом и механизмом, установленным на туннеле пола кузова. Передаточные числа:
УСТРОЙСТВО
КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ На автомобиле установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с пятью передачами вперед и одной назад, выполнена в одном картере с главной передачей. Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой 34 (рис. 13), второй 28, третьей 26, четвертой 20 и пятой 37 передач свободно вращаются на хвостовике ведущей шестерни 19 главной передачи. Ведущая 16, промежуточная 45 и ведомая 11 шестерня заднего хода прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются посредством скользящих муфт и синхронизаторов. Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках Картер коробки 6 отлит из магниевого сплава, наружное оребрение существенно повышает его жесткость. На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками 72 и 73 с резьбой М25х1,5. Верхнее для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого располагается по нижней кромке отверстия, нижнее - для слива масла из коробки передач. В нижнюю пробку вклеен магнит для сбора металлических частиц. Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках с резьбой М8 крепится литая из магния крышка 1. Между картером и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Гайки крепления задней крышки, предохраняемые от самоотворачивания стопорными шайбами, затягиваются моментом 18...25Н-М (1,8...2,5 кгс-м). Вал ведущий 16 представляет
сварную неразборную конструкцию, на котором выполнены зубчатые венцы
ведущих шестерен первой, второй, третьей, четвертой передач и передачи
заднего хода. Он вращается на двух подшипниках: передний роликовый 14
запрессован в расточку картера сцепления, задний 5 шариковый расположен в
расточке картера коробки передач, внутренняя обойма шарикового подшипника
состоит из двух половинок. Крышка подшипников 1, закрепленная винтами
моментом затяжки 14...18 Н-м (1,4...1,8 кгс-м), упирается в наружную
обойму шарикового подшипника, препятствует осевому перемещению вала. Винты
от отворачивания стопорятся кернением или герметиком УГ-6, смазав им перед
заворачиванием их резьбовую часть. На заднем конце вала на шпонке
установлена ведущая 3 шестерня пятой передачи. Подшипник и шестерня пятой
передачи стянуты гайкой 2 усилием затяжки 160...220 Н-м (16...22 кгс-м).
Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки 2 в паз вала
16. На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для ступицы ведомого
диска сцепления. Между шестернями третьей и четвертой передач - прямозубый
венец, с которым находится в постоянном зацеплении промежуточная 45
шестерня заднего хода. Осевая сила, возникающая при передаче крутящего
момента ведущим валом, воспринимается шариковым подшипником 5. Уплотнение
ведущего вала осуществляется манжетой 15, запрессованной в отверстие
картера сцепления. Ось 47 промежуточной шестерни заднего хода пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления и коробки передач и удерживается от проворачивания штифтом 46, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная шестерня 45 заднего хода, которая вилкой 59 вводится в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня 11 заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач Ведомый вал выполнен как
одно целое с ведущей шестерней 19 главной передачи, изготовлен из стали с
термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух
подшипниках, один из которых роликовый 18 без внутренней обоймы
запрессован в картер сцепления, а другой шариковый 35 запрессован в картер
коробки передач. Внутренней обоймой роликового подшипника является шейка
ведущей шестерни главной передачи. Ограничение осевого перемещения
ведомого вала осуществляется так же как и ведущего вала. На хвостовике
ведущей шестерни 19 главной передачи установлены на двухрядных игольчатых
подшипниках ведомая шестерня первой передачи 34, ведомые шестерни второй
28, третьей 26 и пятой 37 передач, между которыми установлено полиамидное
проставочное кольцо 29; шестерня четвертой передачи 20 вращается на шейке
ведомого вала - шестерни 19. Игольчатые подшипники пятой передачи
вращаются на распорной втулке 38, установленной на хвостовике вала. Осевой
зазор шестерен: первой передачи 0,25...076 мм, второй и третьей передач
0,17... 1,18 мм, четвертой передачи 0,25...0,77 мм и шестерни пятой
передачи на распорной втулке 0,269...0,431 мм. Для предотвращения выпадания сухарей муфты включения пятой передачи 40 и их распорной пружины на вал установлены упорные шайбы сухарей 41, 42 и шайба 43. Подшипник, упорные шайбы 36 и 43, распорная втулка 38, ступица муфты 39 и шайбы упорные 41, 42 и 43 на валу стянуты гайкой 44 с усилием затяжки 160. ..220 Н-м (16...22 кгс-м). Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала. Между торцами ступицы 21 и торцом ведомой шестерни 26 третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй 28 и третьей 26 передач установлены бронзовые упорные шайбы 23 и 27, Ступица 30 муфты 7 включения первой и второй передач и ступица 21 ведомой шестерни 11 заднего хода на ведомом валу установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами 15 и 21. Для исключения повреждений пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец между ними установлены стальные кольца 22 и 31. Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни главной передачи 19 и распорная втулка 38 шестерни пятой передачи имеет сверления для подвода масла. Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером 57 сцепления и маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник. Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов. Синхронизаторы предназначены для безударного
переключения передач. В коробке передач предусмотрены два
невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой-второй 0 59 мм,
третьей-четвертой и пятой передач 052 мм. Синхронизаторы имеют одинаковое
устройство, но разные размеры, в синхронизаторе третьей и четвертой
передач муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода. На наружной
поверхности ступицы нарезаны шлицы, по которым перемещается муфта 7
синхронизатора, и на равных расстояниях один от другого три продольных
сухаря 8 с выступами на середине. Сухари прижаты к шлицам муфты двумя
пружинными кольцами 9, причем выступы сухарей входят в три срезанные шлица
муфты. С обеих сторон ступицы установлены латунные блокирующие кольца 10.
На торце наружного диаметра этих колец выштамповано по три паза, в которые
входят концы сухарей. Блокирующие кольца имеют внутреннюю коническую
поверхность, которая соответствует конической поверхности венцов
синхронизатора шестерен. На конической поверхности колец нарезана мелкая
резьба и девять поперечных канавок. Они разрывают масляную пленку между
блокирующим кольцом и конической поверхностью шестерни включаемой
.передачи при их соприкосновении, вследствие чего между кольцом и
конической поверхностью возникает повышенное трение. Снаружи на кольцах
имеются короткие зубцы такие же как и на соседних с ними венцах
синхронизатора шестерен. Эти зубцы соответствуют впадинам между шлицами
муфты синхронизатора, в результате чего муфта, перемещаясь в осевом
направлении, может входить в зацепление своими шлицами с зубцами
блокирующих колец и с зубчатыми венцами шестерен. Муфты и ступицы
подбираются с радиальным зазором 0,01...0,08 мм, чем обеспечивается
плавное и легкое скольжение муфты на ступице. В цилиндрическую проточку на
верхней поверхности муфты синхронизатора входит вилка включения
передач. |