Головка цилиндров
8 (рис.
7), отлитая из алюминиевого сплава, общая для всех цилиндров. Головка
крепится к блоку десятью болтами. Между блоком и головкой установлена
металлоасбестовая прокладка толщиной 1,2 мм. Затяжку болтов головки
производят на холодном двигателе при температуре 15...25 °С в два приема:
вначале усилием 35...40 Н-м (3,5...4,0 кгс-м) и окончательно с усилием
83...86 Н-м (8,3...8,6 кгс-м), придерживаясь последовательности, указанной
на рис. 6. Требуемое уплотнение обеспечивается только за счет некоторого
предварительного натяга, учитывающего разницу коэффициентов линейного
расширения стальных болтов и алюминиевой головки цилиндра. В головке
цилиндров выполнены клиновые камеры сгорания, впускные и выпускные каналы,
резьбовые отверстия для установки свечей зажигания и протоки для
охлаждающей жидкости. Седла 51 (рис.
7) и направляющие втулки 53 клапанов изготовлены из специального
жаростойкого чугуна. Седла запрессовываются в головку цилиндров, нагретую
до температуры плюс 165...175°'С. С левой стороны головки расположены
впускные и выпускные каналы, а с правой - резьбовые отверстия для свечей
зажигания. Расположение клапанов, а следовательно, осей их седел и втулок,
однорядное под углом 21°. В головке выполнены перемычки, в которых
расточены гнезда под ось коромысел и опорные шейки распределительного
вала. Опорные гнезда распределительного вала смазываются под давлением. В
специальную расточку переднего гнезда установлена манжета 4 (рис.
6) для уплотнения шейки распределительного вала. Задняя часть головки
обработана, и к ней через уплотнительную прокладку закреплен корпус 28
(рис. 8) привода датчика - распределителя и бензинового насоса.
Прилегающая к блоку плоскость головки и клиновые камеры сгорания
механически обработаны. Этим достигается необходимая чистота поверхности и
практически одинаковый объем камер сгорания. Верхняя часть головки
закрывается крышкой, закрепленной винтами. Необходимое уплотнение стыка
обеспечивается прокладкой, зажатой между головкой и крышкой.
Клапаны 52 (рис. 7)
расположены в головке цилиндров под углом 21° к вертикальной оси
цилиндров. Впускной клапан цельный, изготовлен из стали, а выпускной
клапан состоит из двух частей, которые в заготовке соединены стыковой
сваркой. Верхняя часть клапана - его стержень - изготовлена из стали,
имеющей высокую износостойкость, нижняя же часть стержня и головка
выпускного клапана сделаны из стали, сохраняющей высокие механические
свойства при воздействии высоких температур. Рабочая поверхность
выпускного клапана, примыкающая своим пояском к седлу клапана, наплавлена
специальной наплавкой. Оба клапана термообработаны. В верхней части
стержней имеются кольцевые канавки для размещения выступов сухарей.
Номинальный диаметр стержней клапанов - 8 мм; головки клапанов - плоские,
с углом рабочей фаски 45°30'±5'. Наружные диаметры головок клапанов:
впускного - 34 мм, выпускного - 28,5 мм, ход впускного и выпускного
клапанов - 8,5 мм. Каждый клапан снабжен двумя пружинами, опирающимися
своими торцами снизу на стальную опорную шайбу 49, а сверху - на стальную
цианированную опорную тарелку 45, которая на стержне клапана удерживается
двумя стальными сухарями 44 с закругленными выступами для соединения их со
стержнем клапана.
Направляющие втулки
клапанов, в которых перемещаются стержни клапанов, запрессованы в
головку цилиндров. Окончательная обработка отверстий втулок выполнена
после их запрессовки с высокой точностью. Для лучшего уплотнения между
втулками и стержнями клапанов поверхность отверстий втулок имеет резьбу
специального профиля, выполняющую функцию лабиринтного уплотнения. Шаг
этой резьбы 1,5 мм, глубина канавки трапециидального профиля около 0,25
мм. У втулок впускных клапанов резьба имеется только в верхней части, а у
втулок выпускных клапанов по всей длине. На наружной части втулок
прорезана кольцевая канавка, в которую устанавливается стопорное кольцо
50, ограничивающее их перемещение при запрессовке. От попадания избытка
масла через зазор между стержнем клапана и отверстием втулки служат
маслоотражательные колпачки-манжеты 47, надеваемые на верхнюю часть втулки
с натягом, и охватывающие стержень клапана. Маслоотражательные колпачки
изготовлены из термостойкой резины.
Пружины клапанов. Наружная
46 и внутренняя 48 пружины навиты из стальной проволоки (3,6 и 2,7 мм
соответственно). Их витки направлены в противоположные стороны, чем
устраняется возможность резонанса и попадания витков одной из пружин, в
случае ее поломки, в витки другой. Плотность посадки клапанов в их седлах
обеспечивается высокой точностью обработки седел после запрессовки и
притиркой фаски клапанов к седлам.
Ось коромысел клапанов 1
(рис. 6) стальная, полая, с закалкой шеек под коромысла
и отверстиями для подвода масла к коромыслам и к гнездам шеек
распределительного вала. Ось в головке стопорится винтом, а отверстие под
ось закрыто резьбовой пробкой.
Коромысла клапанов 6
(рис. 7) отлиты из специального чугуна. Места контактов
с кулачками распределительного вала отбелены для получения высокой
твердости и обработаны по цилиндрической поверхности, под регулировочный
винт выполнена резьба М8х1. Осевое перемещение коромысла ограничивается
шайбами и пружинами.
Регулировочные винты
41 изготовлены из стали. Их сферические рабочие поверхности, на
которые опираются сферическими углублениями наконечники 43, закалены.
Регулировка зазоров между наконечниками и торцом стержня впускного
клапана, равного 0,15 мм, и выпускного, равного 0,30 мм, производится
вращением винтов 41. Фиксация винтов осуществляется гайками 42.
Наконечники 43
регулировочных винтов изготовлены из стали, цианированы и
закалены. Наконечники устанавливаются на ее регулировочные винты и
предназначены для уменьшения износа торцов клапанов.
Распределительный
вал 7 (рис. 6) двигателя чугунный, литой. Он устанавливается в
специальные гнезда головки цилиндров. Вал имеет пять опорных шеек,
наружные диаметры которых последовательно увеличиваются для облегчения
установки вала на головку. Рабочая поверхность кулачков отбеленная.
Диаметр затылка кулачка 27±0,105 мм, высота кулачка 5,709±0,025 мм.
Фиксация вала от осевого перемещения осуществляется упорным буртиком,
выполненным на задней шейке вала, и входящим в расточку гнезда головки
цилиндров. Упорный буртик вала прижимается выступом корпуса привода
датчика-распределителя и бензинового насоса 28 (рис. 8). Осевое
перемещение вала находится в пределах 0,10...0,50 мм и определяется
установкой прокладки необходимой толщины. Шкив распределительного вала
устанавливается на передний цилиндрический выступ 036 мм, положение шкива
на распределительном валу определяется штифтом 07 мм, а его крепление
болтом MIOxl с усилием затяжки 28...36 Н-м (2,8...33,6 кгс-м). Болт
стопорится отгибной шайбой. На задний конец вала на цилиндрический выступ
024 мм устанавливается шестерня 32 привода распределителя, которая
крепится эксцентриковым кулачком привода бензинового насоса, вворачиванием
его в резьбовое отверстие M10xl вала.