ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ двигателя автомобиля ЗАЗ - 1102 Таврия ПОПЕРЕЧНЫЙ РАЗРЕЗ

 

Рис. 7. Двигатель (поперечный разрез). 


1. Карбюратор;
2. Крышка;
3. Пробка;
4. Уплотнитель;
5. Ось коромысел;
6. Коромысло;
7. Вал распределительный;
8. Головка блока цилиндров;
9. Болт головки блока цилиндров;
10. Датчик-распределитель;
11. Свеча зажигания;
12. Прокладка головки блока цилиндров;
13. Щуп маслоизмерительный;
14. Поршень;
15. Палец;
16. Блок цилиндров;
17. Шатун;
18. Вал коленчатый;
19. Прокладка картера;
20. Картер;
21. Успокоитель масла;
22. Приемник масляного насоса;
23. Пробка;
24. Фильтр масляный;
25. Коллектор выпускной;
26. Пластина-рым;
27. Коллектор впускной:
28. Проставка фланца;
29. Топливосборник со сливной трубкой;
30. Стопорное кольцо;
31. Втулка;
32. Метканомера цилиндра:
33. Гайка шатуна;
34. болт шатуна;
35. Крышка шатуна;
36. Вкладыш;
37. Кольцо компрессионное верхнее;
38. Кольцо компрессионное нижнее;
39. Диск маслосъемного кольца;
40. Расширитель;
41. Винт регулировочный;
42. Контргайка;
43. Наконечник винта;
44. Сухарь тарелки клапана;
45. Тарелка;
46. Пружина наружная;
47. Маслоотражательный колпачок;
48. Пружина внутренняя;
49. Шайба упорная;
50. Кольцо стопорное;
51. Седло клапана;
52. Клапан;
53. Направляющая клапана;
54. Манжета;
55. Пробка;
56. Винт стопорный;
57. Прокладка;
58. Крышка;
59. Шестерня привода датчика распределителя зажигания;
60. Эксцентрик привода топливного насоса.

 

Поршневые пальцы 38 (рис. 6) стальные, плавающие, с наружным диаметром 20 мм, длиной 61 мм и толщиной стенки 4 мм. От осевого перемещения палец фиксируется пружинными стопорными кольцами 30 ( рис. 7). Пальцы изготовлены с высокой точностью и рассортированы по наружному диаметру на три группы. Наружная поверхность пальцев подвергается цементации и термической обработке для достижения высокой поверхностной твердости. Поршневые кольца и их расположение показаны на рис. 7. На каждом поршне установлено по три кольца, два компрессионных, изготовленных из специального чугуна, верхнее 37 хромированное со скругленными кромками, нижнее 38 фосфатированное, и одного стального маслосъемного, состоящего из трех элементов: двух стальных дисков 39, осевого и радиального расширителя 40. На наружной цилиндрической поверхности второго компрессионного кольца выполнена прямоугольная фаска. На поршень кольцо устанавливается фаской вниз. Стальные диски маслосъемного кольца собирают масло, которое через расширитель и канавки в поршне стекает в масляный картер. Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,21 ... 0,55 мм для компрессионных и 0,9 ... 1,5 мм для маслосъемных колец.

Шатун двигателя 17 (рис 7) стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 31, в зависимости от внутреннего диаметра которой шатун разбивают на три группы через 0,004 мм, у головки наносится маркировка (красный, желтый, зеленый). По этой маркировке подбирают палец к верхней головке шатуна. Нижняя головка шатуна разъемная, ее крышка крепится двумя болтами с резьбой М9х1 и гайками. Гайки 33 шатунных болтов при сборке затягиваются равномерно, при окончательной затяжке следует приложить момент 50...56 Н-м (5,0...5,6 кгс-м). Для обеспечивания центрирования болты 34 имеют конический участок около головки. Окончательная обработка отверстия в нижней головке шатуна под вкладыши производится в собранном виде. Поэтому перестановка крышек 35 с одного шатуна на другой совершенно недопустима. Чтобы при сборке не перепутать крышки шатунов, на шатуне и соответствующей ему крышке наносится номер цилиндра. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны. Шатуны в сборе с крышками подгоняются по весу. Масса шатуна в сборе (540±4) г. В нижней головке шатуна устанавливаются взаимозаменяемые тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши 36, которые удерживаются от проворачивания выступами, входящими в специальные пазы, имеющиеся в теле шатуна. Зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами шатуна равен 0,030...0,076 мм.

КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, МАХОВИК, КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ВКЛАДЫШИ.

Коленчатый вал 18 двигателя полноопорный (рис. 6), отлит из специального высокопрочного чугуна. Номинальный диаметр коренных шеек вала 50 мм, а шатунных - 45 мм, для повышения износостойкости рабочие поверхности коренных и шатунных шеек закалены токами высокой частоты на глубину 2...3 мм. Коленчатый вал динамически отбалансирован (допустимый дисбаланс не превышает 15 г-см). В теле вала просверлены масляные каналы, масло к шатунным шейкам подается от 1, 2, 4 и 5-й коренных шеек. Технологические выходы сверлений заглушены завернутыми в них пробками. Диаметральный зазор между коренными шейками вала и их вкладышами составляет 0,040...0,089 мм, что обеспечивает циркуляцию масла и безударную работу соединения без выдавливания слоя смазки. Осевая фиксация коленчатого вала производится упорными полукольцами 22, установленными в торцах гнезда подшипника 3-й коренной шейки в блоке. Осевой зазор в этом соединении равен 0,054...0,306 мм. На переднем носке коленчатого вала находится ведущий шкив 31 привода газораспределения и шкив 30 ременной передачи на генератор. Оба они устанавливаются на сегментной шпонке 32 и затягиваются гайкой 33 на торце вала с моментом 100...125 Н-м (10...12 кгс-м). Шкив снабжен меткой для установки зажигания и регулировки клапанных зазоров. Носок коленчатого вала уплотнен манжетой 29, которая запрессована в корпус масляного насоса 28. Задний фланец коленчатого вала уплотнен манжетой 15, установленной в держатель манжеты. На заднем торце коленчатого вала к фланцу болтами закреплен маховик. Маховик 14 (рис. 6) отлит из чугуна, на коленчатом валу установлен на фланце и крепится через шайбы шестью болтами 13, один из которых смещен. Болты, крепящие маховик, затягивают моментом 73...90 Н-м (7,0...9,0 кгс-м). На маховике установлен штифт подачи импульса на диагностический датчик ВМТ и напрессован стальной зубчатый обод. Вкладыши коренных подшипников тонкостенные сталеалюминиевые, с радиальными отверстиями для прохода масла. Верхние и нижние вкладыши каждого подшипника одинаковы (для исключения возможности проворачивания имеют усы). Вкладыши 1, 2, 4 и 5- ro подшипников (ширина 17,76...18,0 мм) имеют на внутренней поверхности кольцевые канавки для непрерывной подачи масла к шатунным шейкам. Вкладыши 3-го коренного подшипника такой канавки не имеют и отличаются большей шириной (21,76...22 мм). Вкладыши шатунных подшипников тонкостенные, сталеалюминиевые. Верхние и нижние вкладыши взаимозаменяемы (для исключения проворачивания на них выполнены усы).

 

ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И ГОЛОВКА ЦИЛИНДРОВ

Газораспределительный механизм двигателя служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндре и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров, фазами газораспределения и частотой вращения. В двигателе применен клапанный распределительный механизм с верхним однорядным наклонным (под углом 21°) расположением клапанов и верхним расположением распределительного вала 7 (рис. 6). Чугунный ведомый шкив 40 распределительного вала приводится плоскозубчатым ремнем с числом зубьев 94 и шагом 9,525 мм от чугунного ведущего шкива 31, установленного на носке коленчатого вала. Плоскозубчатый ремень одновременно приводит во вращение чугунный шкив 8 (рис. 8), закрепленный на валу привода водяного насоса. Натяжение ремня осуществляется натяжным роликом 23, расположенным с наружной стороны ремня. Направление вращения всех шкивов одинаковое, совпадающее с направлением вращения коленчатого вала. Количество оборотов ведомого шкива меньше, чем ведущего, так как отношение чисел зубьев шкивов равно 2 : 1 (числа зубьев соответственно равны 42 и 21).