Поршневые пальцы
38(рис. 6) стальные, плавающие, с наружным диаметром 20
мм, длиной 61 мм и толщиной стенки 4 мм. От осевого перемещения палец
фиксируется пружинными стопорными кольцами 30 ( рис. 7). Пальцы
изготовлены с высокой точностью и рассортированы по наружному диаметру на
три группы. Наружная поверхность пальцев подвергается цементации и
термической обработке для достижения высокой поверхностной твердости.
Поршневые кольца и их расположение показаны на рис. 7. На каждом поршне
установлено по три кольца, два компрессионных, изготовленных из
специального чугуна, верхнее 37 хромированное со скругленными кромками,
нижнее 38 фосфатированное, и одного стального маслосъемного, состоящего из
трех элементов: двух стальных дисков 39, осевого и радиального расширителя
40. На наружной цилиндрической поверхности второго компрессионного кольца
выполнена прямоугольная фаска. На поршень кольцо устанавливается фаской
вниз. Стальные диски маслосъемного кольца собирают масло, которое через
расширитель и канавки в поршне стекает в масляный картер. Монтажный зазор
в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,21 ... 0,55 мм для
компрессионных и 0,9 ... 1,5 мм для маслосъемных колец.
Шатун двигателя
17 (рис 7) стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения. В
верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 31, в зависимости от
внутреннего диаметра которой шатун разбивают на три группы через 0,004 мм,
у головки наносится маркировка (красный, желтый, зеленый). По этой
маркировке подбирают палец к верхней головке шатуна. Нижняя головка шатуна
разъемная, ее крышка крепится двумя болтами с резьбой М9х1 и гайками.
Гайки 33 шатунных болтов при сборке затягиваются равномерно, при
окончательной затяжке следует приложить момент 50...56 Н-м (5,0...5,6
кгс-м). Для обеспечивания центрирования болты 34 имеют конический участок
около головки. Окончательная обработка отверстия в нижней головке шатуна
под вкладыши производится в собранном виде. Поэтому перестановка крышек 35
с одного шатуна на другой совершенно недопустима. Чтобы при сборке не
перепутать крышки шатунов, на шатуне и соответствующей ему крышке
наносится номер цилиндра. При сборке цифры на шатуне и крышке должны
находиться с одной стороны. Шатуны в сборе с крышками подгоняются по весу.
Масса шатуна в сборе (540±4) г. В нижней головке шатуна устанавливаются
взаимозаменяемые тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши 36, которые
удерживаются от проворачивания выступами, входящими в специальные пазы,
имеющиеся в теле шатуна. Зазор между шатунными шейками коленчатого вала и
вкладышами шатуна равен 0,030...0,076 мм.
КОЛЕНЧАТЫЙ
ВАЛ, МАХОВИК, КОРЕННЫЕ И ШАТУННЫЕ ВКЛАДЫШИ.
Коленчатый вал 18
двигателя полноопорный (рис. 6), отлит из специального высокопрочного чугуна.
Номинальный диаметр коренных шеек вала 50 мм, а шатунных - 45 мм, для
повышения износостойкости рабочие поверхности коренных и шатунных шеек
закалены токами высокой частоты на глубину 2...3 мм. Коленчатый вал
динамически отбалансирован (допустимый дисбаланс не превышает 15 г-см). В
теле вала просверлены масляные каналы, масло к шатунным шейкам подается от
1, 2, 4 и 5-й коренных шеек. Технологические выходы сверлений заглушены
завернутыми в них пробками. Диаметральный зазор между коренными шейками
вала и их вкладышами составляет 0,040...0,089 мм, что обеспечивает
циркуляцию масла и безударную работу соединения без выдавливания слоя
смазки. Осевая фиксация коленчатого вала производится упорными
полукольцами 22, установленными в торцах гнезда подшипника 3-й коренной
шейки в блоке. Осевой зазор в этом соединении равен 0,054...0,306 мм. На
переднем носке коленчатого вала находится ведущий шкив 31 привода
газораспределения и шкив 30 ременной передачи на генератор. Оба они
устанавливаются на сегментной шпонке 32 и затягиваются гайкой 33 на торце
вала с моментом 100...125 Н-м (10...12 кгс-м). Шкив снабжен меткой для
установки зажигания и регулировки клапанных зазоров. Носок коленчатого
вала уплотнен манжетой 29, которая запрессована в корпус масляного насоса
28. Задний фланец коленчатого вала уплотнен манжетой 15, установленной в
держатель манжеты. На заднем торце коленчатого вала к фланцу болтами
закреплен маховик. Маховик 14 (рис. 6) отлит из чугуна, на коленчатом валу
установлен на фланце и крепится через шайбы шестью болтами 13, один из
которых смещен. Болты, крепящие маховик, затягивают моментом 73...90 Н-м
(7,0...9,0 кгс-м). На маховике установлен штифт подачи импульса на
диагностический датчик ВМТ и напрессован стальной зубчатый обод. Вкладыши
коренных подшипников тонкостенные сталеалюминиевые, с радиальными
отверстиями для прохода масла. Верхние и нижние вкладыши каждого
подшипника одинаковы (для исключения возможности проворачивания имеют
усы). Вкладыши 1, 2, 4 и 5- ro подшипников (ширина 17,76...18,0 мм) имеют
на внутренней поверхности кольцевые канавки для непрерывной подачи масла к
шатунным шейкам. Вкладыши 3-го коренного подшипника такой канавки не имеют
и отличаются большей шириной (21,76...22 мм). Вкладыши шатунных
подшипников тонкостенные, сталеалюминиевые. Верхние и нижние вкладыши
взаимозаменяемы (для исключения проворачивания на них выполнены усы).
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И ГОЛОВКА
ЦИЛИНДРОВ
Газораспределительный
механизм двигателя служит для регулирования процессов впуска
горючей смеси в цилиндре и выпуска из них отработавших газов в
соответствии с принятым для данного двигателя порядком работы цилиндров,
фазами газораспределения и частотой вращения. В двигателе применен
клапанный распределительный механизм с верхним однорядным наклонным (под
углом 21°) расположением клапанов и верхним расположением
распределительного вала 7 (рис.
6). Чугунный ведомый шкив 40 распределительного вала приводится
плоскозубчатым ремнем с числом зубьев 94 и шагом 9,525 мм от чугунного
ведущего шкива 31, установленного на носке коленчатого вала.
Плоскозубчатый ремень одновременно приводит во вращение чугунный шкив 8 (рис.
8), закрепленный на валу привода водяного насоса. Натяжение ремня
осуществляется натяжным роликом 23, расположенным с наружной стороны
ремня.Направление вращения
всех шкивов одинаковое, совпадающее с направлением вращения коленчатого
вала. Количество оборотов ведомого шкива меньше, чем ведущего, так как
отношение чисел зубьев шкивов равно 2 : 1 (числа зубьев соответственно
равны 42 и 21).