СНЯТИЕ И УСТАНОВКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ автомобиля ЗАЗ-1102 Таврия.
РАЗБОРКА И СБОРКА РУЛЕВОГО МЕХАНИЗМА

Разборку рулевого механизма производите в следующей последовательности(рис. 5-8):
1. При помощи специального ключа отверните на один оборот стопорную гайку 8, затем, отвернув пробку картера пружину 9, подпятник пружины 18 и упоры рейки 10;
2. Отверните два болта крепления крышки 14, снимите с картера крышку 14 с уплотнителем картера 13, прокладки регулировочные 11 и распорную втулку 15. Покачивая в стороны конец вала шестерни рулевого управления 12, снимите ее с картера в сборе с наружным подшипником 16. Внутренний подшипник 17 можно снять при помощи съемника, предварительно вывернув сапун;
3. Освободите крепления хомутов 3 и снимите с картера чехлы правый 5 и левый 1. Затем снимите с картера со стороны левого чехла 1 (конусный чехол), рейку рулевого управления 2.
Снятые детали вымойте в керосине или бензине, вытрите насухо и проверьте их состояние. При наличии на рейке или шестерне коррозии — устраните ее. Проверьте резиновые чехлы. При обнаружении на них трещин или разрывов — замените новыми. Проверьте состояние втулки рейки. Зазор между втулкой и рейкой не допускается. Для выпрессовки изношенной втулки закрепите картер в тисках и, утопив шипы на втулке или высверлив их сверлом диаметра 6 мм, выбейте из картера изношенную втулку, используя для этой цели вал рейки. При запрессовке в картер новой втулки сориентируйте ее тремя шипами так, чтобы они расположились против отверстий в картере. При этом втулка должна тремя шипами полностью зафиксироваться в отверстиях картера.
Сборку и регулировку рулевого механизма производите в обратной последовательности с выполнением следующих особенностей. Вал рейки предварительно смажьте и, заполнив зубья смазкой, состоящей из 1,5 частей смазки Фиол-1 и 1 части моторного масла (такой смазки необходимо всего 50 г), введите рейку в картер с короткой стороны. Наденьте на картер чехлы и надежно закрепите их хомутами. Введите в картер вал шестерни так, чтобы он вошел в зацепление с рейкой, также заполнив зубья и подшипники смазкой. После установки распорной втулки 15 и полной ее посадки, замерьте выступание втулки из картера (размер Б). На величину выступания подбирается толщина прокладок. Для этой цели предусмотрены регулировочные прокладки И толщиной 0,1; 0,15; 0,5 мм. После подбора нужной толщины прокладок 11, закройте картер крышкой 14 и закрепите болтами, заворачивая их равномерно, но не окончательно. При заворачивании болтов прокручивайте шестерню 12 в обе стороны и проверяйте ее осевое перемещение. Если при заворачивании болтов усилие поворота шестерни увеличивается, добавьте между крышкой и картером регулировочные прокладки 11. При наличии осевого люфта шестерни — толщину прокладокуменьшите. Оставшуюся смазку заложите в полость картера В и смажьте упоры рейки 10. Упоры рейки 10 вставьте в картер лысками к рейке, как показано на виде Г. Затем установите детали в прядке, показанном на рис. 5-8. Регулировочную пробку 7 заверните настолько, чтобы при прокручивании шестерни и перемещении рейки из одного крайнего положения в другое не было заеданий. При регулировке такие перемещения рейки нужно выполнить несколько раз, чтобы исключить заедания в зацеплении и максимально приблизить упоры 10 к рейке 2.
Разборка и сборка опоры вала. Для разборки опоры вала установите опору в тиски, поверните технологическую деталь 1 перпендикулярно валу (рис. 5-3) и снимите ее с опоры (если технологическая деталь была установлена при снятии опоры с автомобиля). Снимите с опоры вал 8, пружину 4, упор подшипника 5 и подшипник 6. Затем с помощью отвертки или бородка выведите из опоры вала опорную втулку 7. Очистите от пыли и грязи детали и осмотрите их состояние. Если в подшипнике имеется заметный люфт, а опора деформирована, повреждена или потеряла эластичность — замените детали новыми. Сборку опоры вала производите в обратной последовательности. Опорную втулку 7 с помощью отвертки или бородка введите в пазы опоры 2. Затем наденьте на вал 8 детали в последовательности, показанной на рис. 5-3 (предварительно смазав подшипник пластичной смазкой) и сориентировав паз А на шлицевой части относительно отверстия на опоре, т.е. отверстие на опоре вала и отверстие под шлицевой болт (на нижнем валу) должны находиться в одной плоскости, а паз А на шлицевой части находиться перпендикулярно отверстию на опоре; затем, слегка сжав пружину 4 валом 8, введите в отверстие опоры 2 и вала 8 технологическую деталь 1 перпендикулярно валу, поверните технологическую деталь на 90°, чтобы она встала вдоль вала. При этом пружина 5 сожмется и между торцом опоры и вала обеспечится размер 128 мм. При установке опоры в сборе с верхним и нижним валами (положение рейки в рулевом механизме должно соответствовать прямолинейному движению автомобиля, см. рис. 5-8) введите шлицевую часть нижнего вала в вал шестерни рулевого механизма так, чтобы стяжной болт шлицевого соединения располагался головкой снизу. Закрепите в таком положении опору четырьмя болтами к кронштейну педалей, затяните клеммный болт на нижнем валу и снимите с опоры технологическую деталь 1.
Неисправности в рулевом управлении и их устранение. Рулевое управление автомобиля всегда должно быть исправным, надежным и легким в управлении. В случае возникновения любых неисправностей в рулевом управлении, надо не откладывая приступить к их устранению. В процессе эксплуатации автомобиля могут возникнуть следующие неисправности: увеличенный свободный ход рулевого колеса; тугое вращение или заедание в рулевом механизме; разрушение резиновых чехлов. Кроме перечисленных в рулевом управлении могут возникнуть и другие неисправности, связанные с креплением рулевого механизма к кузову, опоры вала к кронштейну педалей, рулевого колеса к валу, ослабление крепления клеммного болта на нижнем валу и др. Прежде чем приступить к устранению неисправностей проверьте и подтяните все крепления рулевого механизма.
Увеличенный свободный ход рулевого колеса может быть из-за увеличенных зазоров в шарнирах рулевых тяг; нарушения регулировки в зацеплении шестерни рулевого управления с рейкой. Для устранения указанной неисправности проверьте шаровые шарниры на рулевых тягах; при наличии люфта, наконечники замените. Проверьте крепление рулевых тяг к кронштейну тяг, состояние резиновых шарниров и крепление болтов на кронштейне тяг. После устранения люфтов приступите к устранению люфта в рулевом механизме. Регулировку зацепления можно производить, не снимая механизм с автомобиля, при этом с целью повышения чувствительности приподнимите передок автомобиля, чтобы колеса не касались пола. Регулировка механизма описана выше.
Тугое вращение или заедание в рулевом механизме может быть из-за: разрушения подшипников шестерни рулевого механизма, разрушения резиновых чехлов на картере и попадания в картер пыли и влаги (образование коррозии на деталях). Устраняются эти неисправности снятием с автомобиля рулевого механизма, полной его разборкой, промывкой и проверкой состояния деталей. Изношенные и поврежденные детали заменяются. При сборке тщательно смажьте все трущиеся детали и произведите регулировку. Разборка, сборка, регулировка и установка механизма на автомобиль описана выше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОМИНАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ, ДОПУСКИ, ЗАЗОРЫ И НАТЯГИ В ОСНОВНЫХ СОПРЯЖЕННЫХ ДЕТАЛЯХ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ ПРИ ЗАВОДСКОЙ СБОРКЕ

Номер и наименование детали (вала)

Номиналь­ный размер и допуск, мм

Номер и наименование сопрягаемой детали (отверстия)

Номиналь­ный размер и допуск, мм

Допустимый

зазор, мм

натяг, мм

Мин.

Макс.

Мин.

Макс.

1102-3401038-10

Шестерня рулевого уп­равления (диаметр шейки)

15 -0.016 -0.034

1102-3401120 700012 Подшипник шестерни (внутренний диаметр)

15 -0.08

0,08

0,034

1102-3401038-10 Шестерня рулевого уп­равления (диаметр шейки)

15 -0.016 -0.034

1102-3401027 Уплотнитель   картера (внутренний диаметр)

14,1 -0.43

 

 

0,866

1,314

1102-3401120 7000102 Подшипник шестерни (наружный диаметр)

32- 0.11

1102-3401015 Картер механизма (внут­ренний диаметр под под­шипник)

32 +0.025

0

0,135

 

 

1102-3401027 Уплотнитель картера (на­ружный диаметр)

22,15 +0.33

1102-3401083 Крышка картера (внут­ренний диаметр под уп­лотнитель)

22+0.052

 

 

0,48

0,98


к оглавлению
да