Штрихи к знакомому портрету автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102
Штрихи к знакомому портрету
В нынешнем году
завод «Коммунар» праздновал сразу три юбилея. Во-первых, старейшее на
запорожской земле предприятие отметило 140-ю годовщину со дня основания.
Во-вторых, 45 лет назад постановлением Совмина оно было перепрофилировано
на выпуск автомобилей. Ну и, наконец, 15 лет назад с конвейера «ЗАЗа»
сошла первая «Таврия». Последнюю дату запорожцы могли бы отмечать минимум
лет десять назад...
В ноябре 1963 года идею создания переднеприводной микролитражки на
«ЗАЗ» принес 29-летний инженер Владимир Стешенко. Новый главный
конструктор «заразил» ею сначала КБ, а затем и руководство всего
объединения. Сам же Стешенко проникся идеей переднего привода после
знакомства со знаменитым Mini. Особенно впечатлил украинского конструктора
тот факт, что эта скромная «коробочка» исключительно благодаря переднему
приводу, а также развернутому поперек и сдвинутому вперед мотору наголову
разбила всех конкурентов в ралли. И в том числе Porsche 911, Fiat Abarth
600 и Volkswagen 1200L, по компоновке похожих на «Запорожец».
Работа на перспективу
Переднеприводная концепция стала откровением для всего мира, не говоря
уже о «Коммунаре», где только-только освоили «горбатого». Увы, всемогущий
Минавтопром видел будущее «ЗАЗа» именно в производстве таких заднемоторных
микролитражек с воздушным типом охлаждения мотора. Поэтому «Таврией» (в КБ
она именовалась «Перспективой») занимались параллельно с доводкой
профильных моделей – «966-й» и «968-й». И исключительно на голом
энтузиазме, «за свои» и «из подручных средств». Одновременно работали над
мотором с жидкостным охлаждением, пробовали полноприводную схему, строили
микроавтобусы и микрогрузовики. Многие идеи Стешенко почерпнул у создателя
Mini сэра Алека Иссигониса, с которым лично встречался. Кстати, в 1968-м в
Москве он защитил диссертацию по переднему приводу – едва ли не первую в
СССР на данную тему. И тем не менее работы по «Перспективе» продолжали
носить «полуподпольный» характер, ведь официально этого проекта не
существовало: Минавтопром, выражаясь словами героини Алисы Фрейндлих в
«Служебном романе» «…не отдавал такого распоряжения». Другого пути, в
обход Минавтопрома, для перспективных моделей во времена плановой
экономики не существовало. «ЗАЗу» же не хватало средств, чтобы увеличить
производственные мощности для уже выпускаемой продукции, идущей нарасхват.
«Берите только «Фиесту»!
Лишь в 1978 году, когда конструкция «Перспективы» была уже отработана,
завод получил задание спроектировать ЗАЗ-1102. В том же году запорожцы
сделали несколько партий будущих «Таврий», которые успешно прошли
испытания Сибирью и Каракумами. Поставить новинку на конвейер планировали
сначала в 1981-м, затем в 1984 году, но получилось только в 1988-м. Дело в
том, что в 1981-м дебютировал самый маленький из «Фордов», одноклассник
«Таврии». «Берите только «Фиесту», не разрешаем менять ни одной детали», –
стуча кулаком по столу, кричал тогдашний министр В. Поляков. В августе
1982 года обновленная «ноль-вторая», по ТТХ ничем не уступающая «Форду»,
прошла приемочные госиспытания и была рекомендована к производству. Но
тогда же показали Mini Metro. И снова история повторилась. В 1983-м настал
черед Fiat Uno и Peugeot 205, в 1984-м – Renault 5… И каждый раз перед
«коммунаровцами» ставилась одна и та же задача, обрекавшая завод на погоню
за вчерашним днем.
1:0 в пользу «ВАЗа»
Фактически же министр автопрома В. Поляков (бывший сотрудник «ВАЗа»)
искусственно тормозил работу «ЗАЗа», позволяя тольяттинцам выпустить свою
переднеприводную модель 2108 «Спутник» и тратя на ее доводку колоссальные
суммы в валюте. Ведь если запорожцы обошлись своими силами (только
конструкцию ведущего вала разрабатывал GKN), то над «восьмеркой» работали
не меньше десятка фирм из капстран во главе с Porsche.
Нет пророка…
В итоге первые серийные «Таврии» появились только в 1988 году. И «ЗАЗ»
вновь столкнулся с теми же проблемами – спрос колоссальный, но мощностей
не хватает. КБ начало было работы по следующей «перспективе» – ЗАЗ-1106,
но погрязло в доводочных и модификационных («Таврии» с кузовами пикап,
фургон, лифтбэк, универсал) работах. Сейчас все работы над «ноль-шестым» в
частности и перспективными машинами вообще прекращены. Пожалуй,
единственная отдушина для конструкторов – весьма удачный тюнинговый обвес
для «Таврии», позволяющий ей выглядеть моложе своих 15 – 25 лет.
Миллионный ЗАЗ изготовлен в январе 1976
года 2-миллионный ЗАЗ изготовлен в октябре 1982
года 3-миллионный ЗАЗ изготовлен в июне 1989 года
В лучшие времена «Таврии» продавались
во многих странах Европы, Азии, Африки и Америки. Ныне
экспортная география сократилась до стран бывшего СССР
(кроме прибалтийских), а также Сирии, Египта и
Словении.
В 1988 г. «Таврии» участвовали в
пробеге новинок советских автозаводов «Европа – Азия».
13000-километровый марш-бросок проходил по маршруту Рига
– Петропавловск-Камчатский. Самым крупным ремонтом на
обоих ЗАЗах, ведомых заводскими гонщиками А. Лакушевым и
М. Авериным, стала замена амортизаторов.
Сергей Суховский Фото из архива «ЗАЗ», автора, Анатолия
Лакушева и Владислава Бойко