Техническое состояние двигателя, как и автомобиля в целом не остается постоянным в процессе продолжительной эксплуатации.
В период обкатки, по мере приработки трущихся поверхностей, уменьшаются потери на трение, увеличивается эффективная мощность двигателя, уменьшается расход бензина, снижается угар масла.
Далее наступает довольно продолжительный период, при котором техническое состояние двигателя практически неизменно.
По мере износа деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в цилиндрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях и падает давление в масляной системе. Следовательно, постепенно уменьшается эффективная мощность двигателя, увеличивается расход бензина, возрастает расход масла.
В процессе дительной эксплуатации, наступает период, когда техническое состояние двигателя не позволяет продолжать дальнейшую эксплуатацию. Такое
состояние двигателя может возникнуть значительно раньше в результате плохого ухода или тяжелых условий эксплуатации.
Определение технического состояния двигателя для своевременного восстановительного ремонта весьма важно, это продлит общий срок службы двигателя и предупредит аварийный выход двигателя из строя.
Техническое состояние двигателя определяется:
— тяговыми качествами автомобиля;
— расходом топлива;
— расходом масла;
— величиной компрессии в цилиндрах двигателя;
— шумностью работы двигателя.
Наиболее объективной оценкой технического состояния двигателя является его проверка на специальном стенде, оборудованным нагрузочным устройством и др. Однако, для этого его нужно демонтировать
с автомобиля, что связано с затратой времени и средств.
Ниже рекомендуются способы проверки технического состояние двигателя на автомобиле.
Условия испытания: топливо для двигателя — бензин АИ-93;
— нагрузка автомобиля номинальная (два человека, включая водителя);
— дорога должна быть сухой, прямой, с твердым гладким покрытием (уклоны короткие, не превышающие 0,5%), должны быть предусмотрены дороги, прилегающие к мерному участку, достаточные для разгона и получения установившейся скорости; атмосферные условия — отсутствие дождя или снега, скорость ветра не выше 3 м/с, атмосферное давление 730...765 мм рт. ст., окружающая температура от минус 5 до плюс 25' С.
Перед началом каждого заезда температура жидкости в двигателе должна быть не ниже 80 и не выше 95' С.
Следует иметь ввиду, что описанной ниже проверке могут подвергаться двигатели после пробега не менее 3000 км.
Перед испытаниями надо проверить и, при необходимости, привести в исправное состояние ходовую часть автомобиля (схождение и развал передних колес, регулировка тормозов, давление воздуха в шинах и др.).
Готовность автомобиля для испьтания устанавливается определением пути его свободного качения (выбега).
Перед испытаниями убедиться в нормальной регулировке двигателя (зазоры в клапанах, опережение зажигания и др.). Двигатель и агрегаты шасси перед началом испытания должны быть прогреты пробегом автомобиля на скорости 85...95 км/час на расстоянии 50...60 км.
Стекла дверей должны быть плотно закрыты. Путь свободного качения (выбег) автомобиля определяют с установившейся скорости 50 км/ч до полной остановки при двух заездах во взаимно противоположных направлениях. Для замера движения автомобиля в режиме выбега у мерной линии надо быстро выключить сцепление и немедленно перевести рычаг переключения передач в нейтральное положение.
Выбег технически исправного автомобиля должен бьпь не менее 500 м.