РАЗБОРКА, ПРОВЕРКА И СБОРКА УЗЛОВ МЕХАНИЗМОВ ТОРМОЗОВ
Разборка переднего тормоза. Для разборки переднего тормоза необходимо надежно поставить на козлы переднюю часть автомобиля, снять колесо, затем, отвернув шесть болтов 19 крепления фланца ступицы 20 (рис. 6-1), снять с тормоза фланец. Снять из пазов поворотного кулака диск тормоза и тормозные колодки. Тормозные колодки снимаются довольно просто при выполнении следующих приемов.
Вначале снимается наружная колодка. Для ее снятия надо одной рукой слегка прижать колодку к ступице (рис. 6-6), а другой при помощи отвертки переместить колодку вдоль оси кулака по стрелке А.
При этом колодка выходит из пазов кулака по стрелке А и с небольшим поворотом по стрелке Б свободно вынимается. Таким же путем снимается и внутренняя колодка. Дальнейшая разборка тормоза, т.е. снятие скобы и направляющих пальцев возможна только при полном снятии поворотного кулака с автомобиля. Снятие и установка поворотного кулака описана в разделе «Передняя подвеска».
Для снятия скобы (рис. 6-5) отверните две гайки крепления скобы к направляющим пальцам, снимите скобу с пальцев, затем аккуратно, стараясь не повредить защитные чехлы, снимите с кулака пальцы. Разборку колесного цилиндра в скобе производите при обнаружении в защитных чехлах повреждений, а также при наличии течи жидкости (рис. 6-7). Для разборки закрепите скобу в тисках так, чтобы был доступ к цилиндру, затем полностью утопите поршень в цилиндр и при помощи специально изготовленного крючка из проволоки d=3 мм, с закругленным и гладким концом, выведите из проточки (углубления) в цилиндре торец защитного чехла по всей окружности. Далее аккуратно, стараясь не повредить чехол, выведите его из канавки поршня. Затем введите лезвие отвертки в канавку поршня и, упираясь стержнем отвертки в цилиндр, выведите поршень из цилиндра. Если поршень из цилиндра выходит с затруднением, надо, нагнетая струю сжатого воздуха в отверстие для тормозной жидкости, вытолкнуть поршень из цилиндра. Снимите с цилиндра уплотнительные кольца. Внимательно проверьте все детали, промыв их предварительно теплой водой с моющим средством и высушив струей сжатого воздуха. Проверьте, нет ли на поршне и на зеркале цилиндра задиров, проверьте состояние пылезащитных чехлов. Чехлы с трещинами, разрывами, а также потерявшие эластичность замените новыми.
Проверьте состояние тормозных колодок. Колодки со слоем фрикционной накладки 1 мм и менее, замените новыми.
Проверьте состояние диска тормоза; допускается износ диска, но окончательная его толщина должна быть не менее 8 мм. Небольшие царапиныирискинадиске можно удалить шлифовкой, выдержав толщину диска. Сборка переднего тормоза выполняется в обратной последовательности с выполнением следующих особенностей. Детали цилиндра (рис. 6-7), поршень и уплотнительные кольца должны быть идеально чистыми и сухими. Перед сборкой уплотнительные кольца и цилиндр смажьте чистой тормозной жидкостью. Полностью посадите уплотнительные кольца в канавки цилиндра. Наденьте на поршень чехол, внутреннюю поверхность чехла и наружную поверхность поршня на участке А смажьте пастой ДГ-1, состоящей из касторового масла, дисульфида молибдена и графита. Остальную (внутреннюю) поверхность поршня смажьте тормозной жидкостью и установите в цилиндр. Полное уташгавание поршня в цилиндр через уплотнительные кольца требует значительного усилия (25 и более кгс). При утапливании необходимо поршень покачивать в стороны, пока он не пройдет через наружное кольцо, далее, таким же образом ввести поршень и во второе кольцо.
Полностью утопите поршнеь в цилиндро и введите в канавку цилиндра по всей окружности уплотнитель. Для полной посадки уплотнителя в канавку надо при помощи стерженька 03,5 мм, с закругленным и гладким концом, прокатать его по всей окружности, прижимая уплотнитель в канавку цилиндра. Наденьте защитные чехлы направляющих пальцев на канавки цилиндрических отверстий в поворотном кулаке. Смажьте рабочую поверхность пальцев смазкой Литол-24 и введите их в цилиндрические отверстия поворотного кулака. Утапливая палец в отверстие и поворачивая его вокруг оси, наденьте на проточку пальца уплотнитель.
Проверьте надежность посадки уплотнителей, при перемещении пальца из цилиндра (отверстия), он должен удерживаться уплотнителем. Установите скобу в поворотный кулак и наденьте отверстиями на направляющие пальцы. Наверните на пальцы гайки и затяните. После затяжки гаек скоба должна без заеданий от руки перемещаться в поворотном кулаке. В случае заедания скобы, отпустите одну из гаек и сделайте несколько перемещений скобы и вновь затяните гайку. Если заедание не устранилось, проделайте такую же операцию со второй гайкой.
Установите в проемы поворотного кулака тормозные колодки, вначале внутреннюю, затем наружную, предварительно установив в скобу тормоза плоскую пружину, сориентировав ее в паз скобы.
Введите в проем поворотного кулака диск тормоза, наденьте на болты тормозного диска фланец ступицы. Закрепите фланец болтами к ступице. Разборка и сборка заднего тормоза (рис. 6-8, рис. 4-14) . Разборка выполняется в последовательности.
Снимите колесо, колпак пылезащитный колеса и, отвернув гайку крепления тормозного барабана, снимите тормозной барабан в сборе с подшипниками и манжетой. Снимите с разжимного рычага стояночного тормоза наконечник троса, затем, сняв с троса пластмассовый упор, выведите трос со щита тормоза.
При помощи плоскогубцев или заостренного стального стержня 04 мм снимите обе стяжные пружины колодок, затем, приподнимая конец прижимной пружины, выньте тормозную колодку. Отвернув гайку, снимите с тормозной колодки разжимной рычаг стояночного тормоза.
Отсоедините от колесного цилиндра штуцер тормозной трубки, приняв меры, не допускающие утечки тормозной жидкости. Отвернув два болта, снимите колесный цилиндр тормоза.
Для снятия щита тормоза необходимо: отсоединить от балки задней подвески ступицу. Снятие и установка ступицы описана в разделе «Задняя подвеска». Сборку заднего тормоза выполняется в обратной последовательности. При установке троса стояночного тормоза вначале надо завести трос через щит тормоза, установить между распорной пружиной пластмассовый упор, а затем соединить наконечник троса с разжимным рычагом. Разборка и сборка гидравлического привода к тормозам передних и задних колес производится в такой последовательности: отверните выключатель стоп-сигнала (рис. 6-9), предварительно отпустив контргайку 14 на величину, достаточную для отсоединения толкателя 8. Расшплинхуйте и снимите с педали палец 10 и толкатель в сборе.
Снимите с оси педалей 16 шплинт и защелку с внутренней стороны педали сцепления. Выньте ось педалей 16; со стороны педали сцепления) до упора во внутреннюю защелку педали тормоза. Снимите педаль тормоза. Для полной разборки привода педали тормоза и сцепления необходимо снять шплинт крепления троса привода сцепления, снять палец, затем снять вторую защелку с внутренней стороны педалей, полностью снять ось и педали.
Проверьте состояние пластмассовых втулок 17 (рис. 6-9), при необходимости замените изношенные втулки.
Установку педали тормоза на автомобиль производите в обратной последовательности. Перед сборкой внутреннюю поверхность втулок смажьте графитной смазкой или Литолом-24.
Величина полного хода педали тормоза до ее упора в стенку моторного отсека должна обеспечивать нормальное торможение автомобиля даже при выходе из строя одного из контуров тормозной системы, а также исключить возможность выпадания толкателя из поршня главного тормозного цилиндра. Величина полного хода педали тормоза устанавливается резьбовым соединением выключателя стоп-сигнала и должна составлять 150мм. После установки указанной величины хода педали контргайку 14 (рис. 6-9) на включателе 13 затяните.
Для нормального функционирования гидросистемы привода тормозов между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра должен быть зазор 0,3...0,9 мм. Этому зазору соответствует свободный ход педали тормоза 1,6...5 мм.
Величина свободного хода педали тормоза устанавливается изменением длины резьбового соединения толкателя 8 с вилкой 10. После установления указанной величины, контргайку 9 затяните. Разборка и сборка главного тормозного цилиндра. Для разборки главного тормозного цилиндра выполните следующие операции. Очистите от пыли и грязи клапаны выпуска воздуха с правой или левой стороны автомобиля переднего и заднего тормоза, снимите резиновый защитный колпачок и наденьте на головку клапана переднего тормоза шланг для прокачивания гидропривода, опустите свободный конец шланга в стеклянный сосуд и, сняв пробку с горловины питательного бачка, произведите выкачку тормозной жидкости из системы одного контура. То же проделайте с задним тормозом на той же стороне автомобиля, для выкачки жидкости со второго контура.
Отсоедините от главного тормозного цилиндра трубки, идущие к тормозам и гибкие питательные шланга, идущие к бачку. Отверните две гайки крепления главного тормозного цилиндра, снимите цилиндр с автомобиля.
Очистите от пыли и грязи главный тормозной цилиндр и закрепите его в тисках так, чтобы был доступ для разборки. Снимите с цилиндра (рис. 6-10) защитный колпачок 1, выверните стопорные болты и пробку, затем выньте все детали, соблюдая последовательность, указанную на рис. 6-10.
После разборки цилиндра все детали и корпус тщательно промойте спиртом или свежей тормозной жидкостью, внимательно осмотрите и убедитесь в совершенной чистоте зеркала цилиндра и рабочей поверхности поршней, в отсутствии ржавчины, рисок и других повреждений или увеличенного зазора между поршнями и цилиндром. При обнаружении дефектов на зеркале цилиндра, устраните их притиркой, чтобы не было утечки жидкости и преждевременного износа манжет поршней. При дефектах, вызывающих значительное изменение величины внутреннего диаметра цилиндра, замените корпус цилиндра новым.
Рекомендуется при каждой разборке цилиндра заменять манжеты новыми, даже если они по виду еще в хорошем состоянии. Проверьте состояние защитного колпачка цилиндра и, если он имеет трещины или потерял эластичночть, замените новым. Проверьте, не утратили ли пружины поршня упругость.
Перед сборкой все детали главного тормозного цилиндра и внутреннюю полость цилиндра продуйте сжатым воздухом и смажьте касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью. Сборка цилиндра производится в последовательности, обратной разборке; не допускается попадание пыли, волокон от ткани и т. д.
После установки главного тормозного цилиндра на автомобиль и присоединения трубопровода гидропривода заполните систему жидкостью и удалите из нее воздух. Разборка и сборка заднего колесного цилиндра. Снятие и установка колесного цилиндра описана выше в подразделе «Разборка и сборка заднего тормоза».
Разборку колесного цилиндра заднего тормоза производите в следующей последовательности: снимите защитные чехлы (рис. 6-11), снимите поршни. Для снятия поршня необходимо его повернуть на 90° (в любую сторону) и слегка покачивая, вынуть из фигурного паза упорного кольца. Упорные кольца снимаются из цилиндра только в случае крайней необходимости, с помощью деревянной или медной выколотки — выпрессовкой. Детали разобранного цилиндра тщательно промойте, осмотрите и установите пригодность к дальнейшей работе. Манжеты, в принудительном порядке земените новыми, копаки, при наличии трещин или потере эластичности, также замените новыми. Перед сборкой детали цилиндра промойте спиртом или свежей тормозной жидкостью, продуйте сжатым воздухом. Внутреннюю поверхность цилиндра, манжеты и поршни смажьте касторовым маслом или свежей тормозной жидкостью. Если кольца были выпрессова-ны, то их установку в цилиндр (при запрессовке) надо сориентировать так, чтобы фигурный паз в кольце находился перпендикулярно щиту тормоза.
Устанавливая поршень в цилиндр, следует его слегка покачивать, чтобы он вошел в фигурный вырез кольца. После прохода поршня в паз кольца, его необходимо провернуть на 90°.
После установки цилиндра в тормоз, сборки тормоза и соединения трубопровода с цилиндром заполните систему тормозной жидкостью, как описано ниже. Разборка и сборка стояночного тормоза. Для снятия с автомобиля привода стояночного тормоза выполните следующее: отверните с наконечника переднего троса 4 (рис. 6-4) контргайку и регулировочную гайку 9, удерживая трос от прокручивания ключом за квадрат 15. Снимите с троса заднего 11 уравнитель троса 10 и выведите упоры троса из отверстий кронштейна 12. Снимите тормозные барабаны (описана выше «Разборка и сборка заднего тормоза») и выньте с разжимных рычагов наконечники троса, далее, сняв с троса пластмассовые упоры на каждом щите тормоза, вытяните концы троса с отверстий на щитах;
Отверните два болта 3, снимите с туннеля пола кузова рычаг в сборе с передним тросом. Внимательно осмотрите детали привода, трос с поврежденными нитями замените. Осмотрите состояние зубьев на собачке и секторе. При смятии (износе) зубьев поврежденные детали замените. Сборку стояночного тормоза и установку на автомобиль производите в обратной последовательности. При сборке трущиеся поверхности привода смажьте графитной смазкой или Литолом-24. На заднем тросе отведите чехлы 13 от оболочек троса, смажьте трос и заложите в чехлы смазку и вновь наденьте их на оболочки. После установки привода стояночного тормоза, отрегулируйте натяжение троса. Регулировка натяжения троса осуществляется регулировочной гайкой 9. При регулировке рычаг привода установите в крайнее нижнее положение, поворотом регулировочной гайки отрегулируйте натяжение троса так, чтобы при перемещении рычага вверх с усилием 40 кгс он установился на 5...6 щелчке, после чего необходимо затянуть контргайку.
Замена тормозных шлангов и трубопроводов привода тормозов. При обнаружении каких-либо отклонений в работе тормозов, а также при ремонтных работах других узлов и механизмов внимательно осмотрите состояние тормозных шлангов и трубопроводов (рис. 6-12). Особенно внимание обратите на места перегибов шлангов, перехода трубопроводов через стенки в моторном отсеке, обжима трубок скобками на кузове и балке задней подвески. Тормозные шланги, на которых обнаружены трещины (даже незначительные), вздутия или следы тормозной жидкости на поверхности резины подлежат замене в обязательном порядке. На местах перехода трубопроводов через стенки в моторном отсеке могут быть перетиры трубок (при отсутствии резиновых уплотнителей). Под полом кузова трубки могут быть передавлены или сорваны с мест крепления при езде по плохим дорогам.
При снятии тормозных шлангов необходимо принять меры, предотвращающие утечку тормозной жидкости. Для этого надо со стороны снятия шланга выкачать жидкость через клапан выпуска воздуха. Для замены шланга необходимо плоскогубцами вытянуть скобу 4 крепления шланга (рис. 6-12), затем, удерживая одним ключом шланг от прокручивания, вторым ключом отвернуть от шланга гайку трубопровода, далее отвернуть шланг от колесного цилиндра (или трубки).
При установке нового шланга надо его установить так, чтобы исключить перекручивание. При замене трубопроводов соединительные гайки затяните. В местах обжатия (крепления) трубопроводов скобами установите резиновые уплотнители.