"Да, со старым аккумулятором - это не жизнь", -
говаривал Юрий Деточкин.
С тех давних пор многое изменилось в нашей жизни. Дефицит исчез, аккумулятор
можно купить, не выходя из машины. Незыблема лишь теория, согласно которой и по
сей день работают автомобильные аккумуляторы. Но почему-то одни способны вывезти
на стартере машину с заглохшим двигателем, например с железнодорожного переезда,
а других едва хватает на два-три оборота. Как же найти среди нескольких
десятков марок батарей ту, что не подведет в ответственный момент? Для этого мы
испытали изделия, наиболее часто встречающиеся в продаже. Из множества
дилеров, торгующих на российском рынке аккумуляторами, семь осмелились
участвовать в нашем тесте. Остальные вежливо уклонились, сославшись на
экономические трудности, нашу некомпетентность (опасались за качество своего
товара?), а то и сделали вид, будто не расслышали предложения. Бог им
судья. Итак, у нас тринадцать новеньких батарей. Восемь уже залиты
электролитом и готовы к работе. Пять – сухозаряженные.
Черный налет на пробках - признак
перезаряда батареи.
За окном –18°С. Поочередно устанавливаем залитые
аккумуляторы на промерзшие за ночь "Жигули", снимаем питающий провод с катушки
зажигания и делаем по шесть прокруток двигателя продолжительностью 30 с каждая.
После каждой – перерыв две минуты. В цепь стартера включен амперметр на 300 А;
напряжение контролируем вольтметром, чтобы не допустить предельного
разряда. Предложенное испытание все батареи перенесли стоически. Но одни на
пределе своих возможностей, а другие могли бы еще осилить по одной-две попытки.
Впрочем, в реальной жизни это важно лишь для "чайников", которые крутят
двигатель до полного изнеможения батареи, а лишь потом смотрят, есть ли бензин в
баке. Таким и танкового аккумулятора будет мало. Тем не менее способ
позволяет наглядно оценить емкость батарей, немедленно готовых к действию.
Результаты его – в табл. 1.
Таблица 1
ИСПЫТАНИЯ ЗАЛИТЫХ БАТАРЕЙ ХОЛОДНЫМ ПУСКОМ
(-18оС)
Марка батареи
Напряже- ние
без нагрузки, В
Первоначаль- ная
плотность электролита, г/смз
Кол-во пусков по 30
с
Напряже- ние в кон- це разря- да,
В
Плотность электролита в конце
раз- ряда, г/смз
Разряд %
INCI
13,0
1,26
6
11,4
1,19
50
Centra
12,7
1,27
6
11,4
1,17
60
Prestolite (1)
13,5
1,30
6
11,7
1,20
60
Prestolite (2)
12,9
1,27
6
11,2
1,17
60
"Тюменская батарея"
12,9
1,27
6
11,4
1,16
70
Energy
13,0
1,26
6
11,3
1,15
70
Fulmen
13,2
1,26
6
11,7
1,14
75
Power Bull
13,4
1,27
6
11,5
1,15
75
Таблица 2
ЕМКОСТЬ БАТАРЕЙ ПРИ РАЗРЯДЕ ТОКОМ 2,75
А (ТЕМПЕРАТУРА -18оС) (коэффициент значимости -
4)
Марка батареи
Продолжи- тельность разряда,ч
Плотность при
+19оС, г/смз
Фактиче- ская
ем- кость,А·ч
Баллы (0-6)
Очки
Bosch
23,6
1,29
64,9
6
24
INCI AKU
23,0
1,27
63,3
6
24
Prestolite (1)
22,0
1,30
60,5
5
20
6 СТ-55 (Подольск)
21,4
1,29
58,9
5
20
AFA
20,4
1,29
56,1
4
16
"Тюменская батарея"
20,4
1,28
56,1
4
16
Grand Plus
20,2
1,29
55,6
4
16
Centra
19,2
1,29
52,8
3
12
6 СТ-55 (Тюмень)
18,6
1,29
51,1
3
12
Energy
18,4
1,27
50,6
3
12
Fulmen
18,0
1,29
49,5
2
8
Prestolite (2)
18,0
1,29
49,5
2
8
Power Bull
16,2
1,29
44,6
2
8
Сухозаряженные аккумуляторы к немедленной эксплуатации не готовы. Их нужно
залить электролитом, дать несколько часов пропитаться, если нужно – подзарядить
и откорректировать плотность, уровень и лишь после этого ставить на
автомобиль. Электролит можно купить готовым или сделать самостоятельно.
Понадобится аккумуляторная серная кислота и дистиллированная вода. Льем кислоту
в воду, а не наоборот! Кислота тяжелее, она опускается на дно и не дает брызг.
Иначе можно обжечься. Посуда – кислотостойкая, только не стеклянная, так как
электролит в процессе приготовления сильно разогревается, а стекло – хрупкое,
может лопнуть. Лучше всего подходит пластиковая канистра. Ту дистиллированную
воду, что продается в магазинах автозапчастей, нужно проверить на чистоту. В
домашних условиях это легко сделать, если погрузить в нее два обычных бритвенных
лезвия на расстоянии 10–15 мм друг от друга. Сопротивление между ними,
замеренное омметром, не должно быть меньше 25 кОм. На корпусах всех батарей
есть метки уровня электролита. И если корпус прозрачный – наливаем до верхней
метки. Но как быть с черными моноблоками? Назначение меток на них трудно
оправдать здравым смыслом: ориентироваться по ним невозможно. Такие батареи
заливаем до уровня на 10–15 мм выше предохранительных решеток над пластинами или
до тубусов заливных горловин. Спустя два часа проверяем плотность и, если она
понизилась более чем на 0,03 г/смз от первоначальной – заряжаем
батарею и корректируем, добавляя более плотный электролит или воду. Заряжаем и
те восемь батарей, что проданы залитыми, ведь они уже здорово потрудились на
морозе.
Лотки для пробок, возможно,
предохраняют гнездо батареи от случайного выброса капель электролита, зато
собирают грязь и воду. Если вывернуть пробку, содержимое лотка может
попасть в электролит.
Теперь в сборе все тринадцать. Конструктивно очень похожие, они все-таки
различаются деталями, которые в эксплуатации могут создать дополнительные
удобства или проблемы. Например, ручки: ведь таскать тяжелую, до 20 кг батарею
"на животе" не очень-то удобно. Да и капли электролита, случайно попавшие на
одежду, могут напрочь ее испортить. Или пробки. Если они установлены в лотке,
призванном защитить машину от случайно пролитого электролита, в него набьются
пыль и грязь. Тогда уж открыть пробки так, чтобы все это не посыпалось в банки,
будет сложно. Сами пробки, если они выпуклые и рифленые, отворачиваются рукой,
но есть и такие, что сделаны под отвертку – извлечь их стоит некоторых
усилий. Прозрачный корпус предпочтительнее: во-первых, проще заметить падение
уровня электролита и своевременно восстановить его, а во-вторых, при покупке со
стороны дна можно разглядеть состояние банок. Батареи, у которых в ячейках дна
есть черный осадок, долго работать не будут – их активная масса уже начала
осыпаться. Этого не происходит с так называемыми необслуживаемыми батареями. Их
основные отличия от обычных в том, что сепараторы выполнены в виде мешочков,
запаянных снизу. Шламоотстойника поэтому нет, пластины опущены ниже, а
освободившийся объем заполнен электролитом. При нормальных условиях работы к
тому времени, когда он будет израсходован, наступит естественный износ из-за
сквозной коррозии каркаса решеток. Для некоторых автомобилей важно
расположение полюсных выводов на батарее. Чтобы потом не надставлять кабели
клемм, еще при покупке на это нужно обратить внимание. Итак, все аккумуляторы
полностью заряжены и мы продолжаем их сравнение. Электролит стал черным от взвешенных
частиц свинца и сурьмы. Этой батарее один путь – на свалку.
Для определения фактической емкости каждую батарею разрядили
стабилизированной нагрузкой – током 2,75 А до напряжения 10,2 В. Температура
аккумуляторов -18° С. Время разряда и емкость батарей – в табл. 2. Но
автомобилиста интересует в первую очередь емкость в режиме стартерного разряда.
От батареи, способной месяцами питать лампочку фонарика, но скисающей на первых
же оборотах стартера, проку мало, пусть даже ее емкость выше всяческих похвал.
Поэтому вновь заряжаем наших подопытных и разряжаем уже стартерным током 255 А.
В реальных условиях стартеры легковых автомобилей потребляют несколько меньший
ток, но одно дело "Жигули", а другое – дизельный трехлитровый джип. 255 А – это
с запасом. Температура аккумуляторов в морозильной камере та же -18°
С. Следующий цикл – заряд-разряд током 5,5 А (0,1 от заявленной емкости)
позволил определить коэффициент полезного действия батарей. На этот параметр
редко обращают внимание, но он характеризует качество изготовления батареи и
время, необходимое для зарядки. КПД новых аккумуляторов должен быть в пределах
80–85%, но со временем становится меньше. Батареи с низким КПД требуют более
долгой зарядки. В коротких поездках зимой или ночью, когда батарея интенсивно
разряжается, это обеспечить сложно. Если реле-регулятор позволяет, можно
повысить напряжение зарядки, но при этом уменьшится срок службы батареи.
Таблица 3
ЕМКОСТЬ БАТАРЕЙ ПРИ СТАРТЕРНОМ РЕЖИМЕ
РАЗРЯДА (255А, -18оС) (коэффициент значимости -
5)
Марка батареи
Продолжи- тельность разряда,мин
Емкость, А.ч
Баллы (0-10)
Очки
"Тюменская батарея"
6,20
26,35
10
50
Bosch
5,70
24,22
8
40
INCI AKU
5,50
23,37
7
35
6 СТ-55 (Подольск)
5,20
22,10
6
30
Prestolite (1)
5,18
22,01
6
30
6 СТ-55 (Тюмень)
4,92
20,91
5
25
Centra
4,92
20,91
5
25
Power Bull
4,72
20,06
5
25
AFA
3,95
16,79
4
20
Grand Plus
3,78
16,06
4
20
Prestolite (2)
3,53
15,00
4
20
Energy
2,97
12,62
3
15
Fulmen
2,47
10,50
3
15
Таблица 4
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО
ДЕЙСТВИЯ (коэффициент значимости - 2)
Марка батареи
КПД, %
Баллы (0-4)
Очки
Bosch
84
4
8
INCI AKU
82
4
8
Prestolite (1)
79
4
8
6 СТ-55(Подольск)
76
4
8
AFA
73
3
6
"Тюменская батарея"
73
3
6
Grand Plus
72
3
6
Centra
69
3
6
6 СТ-55 (Тюмень)
66
3
6
Energy
65
2
4
Prestolite (2)
64
2
4
Fulmen
64
2
4
Power Bull
58
2
4
Один из параметров, позволяющих судить о совершенстве конструкции
аккумулятора, – приведенная энергия. Она показывает удельную энергию батареи или
эффективность использования ее массы. Приведенная энергия численно равна
произведению фактической емкости на среднее напряжение разряда, деленное на вес
батареи. Саморазряд – постепенная потеря емкости при отключенной внешней
цепи. Причиной его чаще всего становится сурьма, которая может содержаться в
решетках и токоотводах некоторых батарей и выделяться при коррозии. Кроме того,
между свинцовыми окислами активного вещества и металлическими примесями в
решетках электродов или попавшими в аккумулятор с электролитом появляются
паразитные токи. Именно скорость саморазряда определяет интервалы подзарядки
при длительном хранении батарей. Чем ниже температура и плотность электролита,
чем чище поверхность крышки, тем медленнее идет саморазряд. При температуре 20°С
хорошая батарея теряет 0,7–1% емкости в сутки. Верный признак ускоренного
саморазряда – выделение пузырьков газа из электролита, когда из батареи
выворачивают пробки после длительного бездействия.
Таблица 5
ЭНЕРГИЯ ПРИВЕДЕННАЯ (коэффициент
значимости - 2)
Марка батареи
Приведенная энергия,
Вт.ч/кг
Баллы (0-5)
Очки
Bosch
41,4
5
10
Prestolite (1)
41,1
5
10
INCI AKU
40,3
5
10
Centra
38,5
4
8
AFA
38,1
4
8
Grand Plus
37,8
4
8
"Тюменская батарея"
35,8
4
8
Energy
32,3
3
6
6 СТ-55 (Подольск)
31,6
3
6
Fulmen
31,6
3
6
Prestolite (2)
30,6
3
6
Power Bull
30,3
3
6
6 СТ-55 (Тюмень)
28,9
3
6
Таблица 6
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА,
УДОБСТВО ЭКСПЛУАТАЦИИ (коэффициент значимости -
1)
Марка батареи
Конструкция, удобство. Баллы
(очки)(0-5)
Fulmen
5
Centra
4
Prestolite (1)
4
Grand Plus
4
"Тюменская батарея"
4
INCI AKU
4
AFA
4
Energy
4
Bosch
4
Prestolite (2)
3
Power Bull
3
6 СТ-55 (Подольск)
3
6 СТ-55 (Тюмень)
3
К сожалению, единственный параметр, который мы не смогли проверить, – это
долговечность. Но эта величина зависит не столько от марки аккумулятора, сколько
от его владельца, вернее, от грамотности эксплуатации. Главное правило, которому
многие почему-то не придают значения, – величина зарядного напряжения. Оно
должно быть в пределах 13,9–14,4 В. Чем ближе к нижнему пределу – тем дольше
служит батарея. При условии, конечно, что всегда заряжена. Однако косвенно
судить о возможном сроке службы можно по поведению батарей при зарядке-разрядке.
Обильное газовыделение, черный налет на пробках вряд ли позволят их обладателям
существенно превзойти гарантийный срок. Итак, испытания окончены. Все батареи
способны на морозе пустить исправный двигатель "Жигулей". Но одни обеспечат
несколько попыток, другие быстро угаснут. Какие-то приятно взять в руки,
какие-то невозможно – нет ручек. В то же время цена батарей отражает их
достоинства очень условно. Наши таблицы помогут вам сделать собственные выводы и
верный выбор.
Bosch
Безусловный лидер теста по электрическим
параметрам. Корпус белый, полупрозрачный, полюсные выводы: слева – "плюс",
справа – "минус". Над положительной клеммой есть щиток, предохраняющий
батарею от случайного замыкания. Крепится в гнезде за выступы в нижней
части корпуса или центральной прижимной планкой.
Производитель – VB-Autobatterie,
Германия Габарит – 240х175х190 мм. Масса – 16 кг. Сухозаряженная.
Цена – 1000 руб. Соотношение цена/качество – 11,6. Официальный дилер
– ТОО "Роберт Бош"
+
Высокие электрические параметры, гладкая
поверхность крышки легко очищается от грязи. Полупрозрачный корпус
позволяет всегда видеть уровень электролита. Самый высокий
КПД.
-
Нет ручки для
переноски.
-
6СТ-55ПМА "Тюменская
батарея"
Батарея в белом прозрачном корпусе, слева –
"плюс", справа – "минус". Очень хорошие электрические параметры. Пробки в
лотке отворачиваются без инструмента. Батарея удерживается в гнезде за
выступы в нижней части корпуса или центральной прижимной
планкой.
Производитель – Тюменский аккумуляторный завод,
Россия Габарит – 240х175х190 мм. Масса – 16 кг. Заправлена,
готова к работе. Цена в Москве – 700 руб. Соотношение цена/качество
– 8,3. Официальный дилер – "Пауэр
Интернешнл"
+
Высокая "стартерная выносливость", прозрачный
корпус.
-
Нет ручки для переноски. Пробки – в лотке, где
может скапливаться грязь.
-
INCI AKU
Белый прозрачный корпус позволяет легко
контролировать уровень электролита. Полярность: слева – "плюс", справа –
"минус". Защита клемм и ручка для переноски не предусмотрены. Крепление в
гнезде – за выступы внизу корпуса или центральной прижимной
планкой.
Производитель – Турция Габарит – 240х175х188
мм. Масса – 16 кг. Залита, готова к работе. Цена в Москве – 850 руб.
Соотношение цена/качество – 10,5. Официальный дилер – ЗАО
"БАТ-Трейд".
+
Высокие электрические параметры, прозрачный
корпус, высокий КПД.
-
Пробки в лотке, нет защиты клемм и ручки для
переноски.
-
PRESTOLITE
(I)
За исключением ручки – ее нет совсем – внешне
точная копия Prestolite (2). Только характеристики существенно разнятся.
Эта батарея замыкает четверку лучших. Ее электрические параметры все еще
высоки.
Производитель – Бельгия Габарит – 240х175х185
мм. Масса – 15 кг. Залита, готова к работе. Цена в Москве – 900 руб.
Соотношение цена/качество – 12,5. Официальный дилер – ЗАО
"БАТ-Трейд".
+
Гладкая поверхность крышки легко очищается от
грязи, пробки заподлицо с поверхностью. Высокий
КПД.
-
Непрозрачный черный корпус. Нет ручки.
Электролит, залитый на заводе, излишне высокой плотности для
умеренного климата (1,30).
-
6 СТ-55ТМ
Батарея в непрозрачном черном корпусе без
всяких излишеств и намеков на модерн. Обычный черный ящик. Зато при
необходимости ее можно отремонтировать – банки и перемычки залиты
мастикой. Кроме того, есть возможность дозарядить "отстающую" при общем
заряде банку, а то и вовсе заменить ее. В гнезде батарею закрепляют
специальной рамкой за верхнюю часть.
Производитель – Подольский аккумуляторный завод,
Россия Габарит – 260х175х220 мм. Масса с электролитом – 19 кг.
Сухозаряженная. Цена в Москве – 530 руб. Соотношение цена/качество –
7,9. Официальный дилер – "Пауэр
Интернешнл".
+
Ремонтопригодна. Есть доступ к перемычкам между
банками. Лучшая по соотношению цена/качество.
-
Самая тяжелая из всех батарей, а ручки для
переноски нет. Высокая, не у каждого автомобиля поместится под
капотом.
-
CENTRA
Черный непрозрачный корпус, пробки в лотке,
защита клемм не предусмотрена – только транспортные колпачки на выводах.
Не столь изящная, как некоторые собратья, зато удобная и вполне надежная.
В гнезде батарея фиксируется за выступы в нижней части корпуса.
Производитель – Польша Габарит – 240х175х188
мм. Масса – 14 кг. Залита, готова к работе. Цена в Москве – 800 руб.
Соотношение цена/качество – 14,5. Официальный дилер –
"Белинвестторг".
+
Самая удобная ручка.
-
Непрозрачный корпус, пробки в
лотке.
-
AFA
Белый прозрачный корпус, пробки под крестовую
отвертку, отсутствие ручки и защиты клемм – одним словом, внешне близнец
Grand Plus. Батарея необслуживаемая.
Производитель – филиал завода Varta,
Чехия Габарит – 240х175х188 мм. Масса с электролитом – 15 кг.
Сухозаряженная. Цена в Москве – 950 руб. Соотношение цена/качество –
17,6. Официальный дилер –
"Союзаккумулятор".
+
Прозрачный корпус. Большой запас электролита
над пластинами позволяет реже контролировать его уровень. Гладкая
крышка с пробками заподлицо.
-
Нет ручки.
-
GRAND PLUS
Батарея в белом прозрачном корпусе. Пробки под
крестовую отвертку заподлицо с корпусом. Полярность: слева – "плюс",
справа – "минус". Закрепить в гнезде батарею можно центральной прижимной
планкой сверху или за выступы внизу корпуса. Защита клемм не
предусмотрена. Батарея относится к типу необслуживаемых.
Производитель – филиал завода Varta,
Чехия Габарит – 240х165х188 мм. Масса с электролитом – 15 кг.
Сухозаряженная. Цена в Москве – 850 руб. Соотношение цена/качество –
15,7. Официальный дилер – "Ливи
Кар"
+
Прозрачный корпус. Большой запас электролита
над пластинами.
-
Нет ручки.
-
6СТ-55ПМ
Белый непрозрачный корпус хоть и красив, но
неудобен. Батарея самая высокая из всех, но она же открывает и парад
аутсайдеров нашего теста.
Производитель – Тюменский аккумуляторный завод,
Россия Емкость: заявленная – 55Аh, фактическая – 51,1Аh. Габарит
– 260х175х224 мм. Масса с электролитом – 18 кг. Сухозаряженная. Цена
в Москве – 550 руб. Соотношение цена/качество – 10,6. Официальный
дилер – "Пауэр Интернешнл".
+
Ремонтопригодная.
-
Высокая и тяжелая. Посредственные электрические
параметры. Нет ручки. Корпус
непрозрачный.
-
POWER BULL
Пробки удобны, но упрятаны в лоток, где может
скапливаться вода, пыль и грязь. Защита клемм от случайного замыкания не
предусмотрена – только транспортные колпачки на полюсных выводах. Фиксация
в гнезде – за приливы в нижней части. "+" слева, "–" справа.
Производитель – Banneraccumulatornfabrik,
Австрия Габарит – 240х175х190 мм. Масса – 15 кг. Залита, готова к
работе. Цена в Москве – 860 руб. Соотношение цена/качество – 18,7.
Официальный дилер – ООО
"КарАккум"
+
Особых достоинств нет.
-
Непрозрачная, без ручки. Низкие электрические
параметры.
-
FULMEN
Самая красивая и удобная в эксплуатации
батарея. Пробки заливных горловин смонтированы в обойму и легко
открываются. Великолепно защищена от пыли и грязи. Полюсные выводы
оборудованы изоляционными щитками, защищающими клеммы от случайных
замыканий при работах под капотом. Единственная из тестируемых батарей, у
которой "плюс" справа, а "минус" слева. Фиксируется в гнезде за приливы в
нижней части корпуса. Есть ручка для переноски, убирающаяся заподлицо в
крышку.
Производитель – Франция Габарит – 240х170х185
мм. Масса – 16 кг. Залита, готова к работе. Цена в Москве – 1015
руб. Соотношение цена/качество – 24,2. Официальный дилер – ЗАО
"БАТ-Трейд".
+
Красивая, удобная, с ручкой, пробки в обойме,
гладкая поверхность крышки – "подарочное"
исполнение.
-
Крайне низкие электрические параметры,
непрозрачный корпус.
-
PRESTOLITE
(2)
Батарея в непрозрачном черном корпусе, однако,
как и некоторые другие, с метками уровня электролита на нем. Назначение их
– загадка. Батарей с таким названием в нашем тесте две. Чтобы их не
перепутать, этой присвоили индекс (2). Эмблема на батарее напоминает
треугольник, верхняя часть которого образована каплей. У другой батареи в
этом месте – круг. Какая из них истинная – не выяснили. Пробки заподлицо с
поверхностью крышки. Отвернуть их можно отверткой или подходящей монеткой.
Клеммы не защищены, "плюс" – слева, "минус" – справа. Фиксируется в гнезде
за выступы внизу.
Производитель – Cedex, Франция Габарит –
240х175х188 мм. Масса – 16,5 кг. Залита, готова к работе. Цена в
Москве – 850 руб. Соотношение цена/качество – 20,7. Официальный
дилер – ООО "КарАккум".
Батарея в прозрачном белом корпусе без ручки.
С риской уровня электролита. Пробки в лотке. Полярность выводов: слева –
"плюс", справа – "минус". Крепится в гнезде автомобиля за выступы в нижней
части корпуса или центральной прижимной планкой.
Производитель – Accu-Werke Hoppecke,
Германия Габарит – 240х175х188 мм. Масса – 16 кг. При продаже
залита и готова к работе. Цена в Москве – 900 руб. Соотношение
цена/качество – 21,9. Официальный дилер – ООО
"КарАккум".