"Таврия" в свое время была желанной
машиной для советского человека – недорогая, небольшая и весьма резвая. В 1989
году появилась возможность ее купить, и я не устоял. Проехал на ней немало – 60
тыс. км и жаловаться было грех – вышла из строя мелочевка: шаровая опора, кран
отопителя, "бендикс".
У "Даны" – младшей сестры "Таврии" 1994 года
выпуска, которую передали редакции, неполадок хоть отбавляй. За меньший пробег
пришлось заменить передние амортизаторы, сайлент-блоки, втулку рулевой рейки,
трос сцепления, шкив, генератор, натяжной ролик зубчатого ремня. И это еще не
все: замены потребовали катушка зажигания, реле стартера, замок передней двери и
тяги задних (левой и правой), распределитель зажигания (точнее,
датчик-распределитель). Последний пришлось вынуть из запасников, предназначенных
в свое время для "Таврии". "Трамблер", сделанный еще в СССР, судя по моему и
коллег опыту, куда надежнее нынешних.
Кризисная ситуация с финансами в
начале 90-х на "Коммунаре" вынудила АвтоЗАЗ закупать самые дешевые, а значит,
далеко не лучшие комплектующие. Да и качество сборки покатилось под откос.
Начиная с 1992 года покупка "таврий" стала лотереей, в которой прилично
изготовленные экземпляры доставались волею случая немногим.
Пятидверную модификацию – "Дану" АвтоЗАЗ начал выпускать в 1994 году, одном из
самых провальных в смысле качества. Принимая машину для эксплуатационных
испытаний, я узнал, что тогдашний генеральный директор дал указание довести этот
экземпляр до ума, хоть мы просили рядовой автомобиль с конвейера. Но чистота
эксперимента не пострадала – распоряжение никто и не думал выполнять. Об этом
уже издали свидетельствовало стекло водительской двери, косо вставленное и
неполностью перекрывающее оконный проем.
Не без труда нашел я в цехе
сдачи умельца, устранившего этот дефект. Но из-за сухой погоды не обнаружил куда
более серьезную неприятность, заявившую о себе после ливней, – кузов протекал в
передней части салона. Напомню, что в "Дане", в отличие от "Таврии", по краям
крыши нет желобков-водостоков, предназначенных также для крепления багажника.
Панели боковин имеют вверху изгиб и заходят на крышу, а разъемы кое-как прикрыты
пластиковыми кантами. Видимо, вода, накапливаясь в разъемах, просачивалась под
уплотнитель ветрового стекла. Обработка предполагаемых мест течи герметиком (ЗР,
1995, № 9) временно помогла, но впоследствии течь спереди возобновилась и
открылась еще более сильная сзади. Оказалось, что это распространенная болезнь
пятидверных "таврий". Получить на заводе рекомендации по ее самостоятельному
устранению мне не удалось.
Этой весной после снегопада и резкой
оттепели в салоне "Даны" – там, где должны находиться ноги задних пассажиров, –
образовалось озерцо. Пол в этом месте активно корродирует и, если не заделать
бреши в оконных проемах, вряд ли дотянет в целости до следующего
сезона.
Отсюда первый совет покупателю подержанной "Даны": обязательно
проверьте герметичность кузова! В дождливую погоду достаточно пощупать ворсистые
коврики на полу салона и в багажнике. Если же на дворе сухо, поищите следы
ржавчины под ковриками и на инструментах (у меня, например, стал откровенно
рыжим баллонный ключ, остальное же металлическое "приданое" я старался прятать
от осадков в гараже). Хорошо бы также в начале проверки вылить на крышу
несколько ведер воды – узнаешь, в порядке ли кузов.
Другая, хотя и
более безобидная болезнь "Даны" – нечетко работающие механизмы фиксации дверных
замков. Кнопки блокировки, особенно задние, утапливаются через пень-колоду, а
порой и вовсе не хотят этого делать. Проверьте их сразу, чтобы не застала
врасплох ситуация, когда, поставив автомобиль на стоянку, вы не сможете запереть
салон.
Заодно обратите внимание, нормально ли закрываются стекла во
всех четырех дверях – не требуют ли чрезмерно больших усилий и не остаются ли
щели.
Этим, пожалуй, исчерпываются уязвимые места "Даны". Прочие
возможные слабости у нее те же, что и у трехдверной "Таврии". ЗР писал о них
неоднократно (например, в № 2 и 3 за 1997 год).
Любопытно, что в
России имидж "Таврии" явно лучше, чем на Украине, – вероятно потому, что "нет
пророка в своем отечестве". Россияне многое прощают "ставриде" (кстати, это
снисходительно-ласковое прозвище на Украине не прижилось) за относительную
дешевизну, легкость в управлении, экономичность. И нередко, решив ее купить,
задаются вопросом: "трехдверка" – "Таврия" или пятидверная "Дана"?
Напомню, что у "Даны" больше масса. Номинально – на 70 кг, практически же бывает
на добрый центнер (как у нашей испытуемой). Минусы очевидны: ухудшается динамика
и незначительно экономичность. Но есть и плюс – возросшая плавность хода.
По-прежнему рекомендую для "Даны" двигатель МеМЗ-301 рабочим объемом 1200 смз
(ЗР, 1997, № 8), хорошо показавший себя в Киеве на весеннем этапе ралли
журналистов. К сожалению, в серию он до сих пор не пошел, но раздобыть комплект
поршней и коленвал, отличающие его от базового МеМЗ-245, можно.
Естественно, для большой семьи и для занятий извозом "пятидверка"
предпочтительнее. Стоит учесть и то, что ее кузов ушел от хэтчбека к универсалу,
вследствие чего объем багажного отделения увеличился. Зато нельзя, как у
ЗАЗ-1102, установить верхний багажник, который порой бывает незаменим. Недавно
мне понадобилось перевезти в село разобранный на панели шкаф. "Трехдверка" с
багажником на крыше и с разложенным задним сиденьем справилась с этой задачей за
одну поездку, а в "Дану" панели не вошли по ширине, как ни верти.
Есть
у всех "таврий" еще одно достоинство – автомобильный вор на них не падок. Мой
сосед, например, много лет держит "Таврию" возле дома и даже не всегда запирает…
Пожалуй, это единственное преимущество, которым смогут похвалиться прежние
"таврии" в сравнении с новыми украинско-корейскими. Согласно прогнозам,
"Нью-Дана", производство которой вот-вот начнется, вряд ли позволит своим
владельцам быть столь безмятежными.
Леонид САПОЖНИКОВ