КОРОБКА ПЕРЕДАЧ автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ. УСТРОЙСТВО КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

На автомобиле установлена механическая, двухвальная, трехходовая, пятиступенчатая коробка передач с пятью передачами вперед и одной назад, выполнена в одном картере с главной передачей.
Все шестерни коробки передач, кроме заднего хода, косозубые, постоянного зацепления. Ведомые шестерни первой 34 (рис. 3-9), второй 28, третьей 26, четвертой 20 и пятой 37 передач свободно вращаются на хвостовике ведущей шестерни 19 главной передачи.
Ведущая 3 (рис. 3-10), промежуточная 6 и ведомая 7 шестерня заднего хода прямозубые. Шестерни первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач включаются посредством скользящих муфт и синхронизаторов.
Муфты перемещаются при помощи вилок переключения, закрепленных на штоках.

СНЯТИЕ И УСТАНОВКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Снятие. Снимите силовой агрегат с автомобиля, см. раздел «Снятие силового агрегата с автомобиля». Отверните две гайки и снимите стартер.
Отверните три болта и одну гайку и отсоедините картер сцепления в сборе с коробкой передач от двигателя.
Установку коробки производите в обратной последовательности.
Перед установкой смажьте шлицы ведущего вала тонким слоем смазки (1...2 r) Литол-24.

РАЗБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
При разборке и последующей сборке коробки необходимо иметь: приспособление М9832-354 для крепления коробки, универсальный съемник, щипцы М9849-472 для снятия стопорных колец, стопор М9840-788, приспособление М9832-337 для установки ведомого вала в вертикальном положении, ключи торцовые и динамометрические с набором головок 10, 12, 13, 17 и 30 мм, отвертку, выколотку из мягкого металла.
Слейте масло с коробки, тщательно очистите и промойте ее от грязи масла.
Разборку коробки передач рекомендуется производить в следующей последовательности.
Установите коробку передач на приспособление. Снимите редуктор привода спидометра, выключатель света заднего хода (рис. 3-12) и выньте шарик.
Отверните гайки крепления задней крышки 1 (рис. 3-9), снимите заднюю крышку и прокладку.
Стопором М9840-788 застопорите шестерни пятой передачи. Если нет стопора включите передачу заднего хода, выверните стопорный болт вилки пятой передачи, после этого вручную включите пятую передачу. Отверните гайки ведущего вала и вала шестерни главной передачи.
Снимите с ведомого вала упорную шайбу и шайбы сухарей. Снимите с ведомого вала:
— ступицу в сборе с сухариками, пружинами синхронизатора, муфтой и вилкой включения пятой передачи;
— ведомую шестерню пятой передачи с распорной втулкой, игольчатыми подшипниками, упорной шайбой и ведущую шестерню пятой передачи с ведущего вала и мягкой выколоткой выньте шпонку из вала.
Снимите картер коробки, для этого:
— отверните гайки шпилек крепления картера коробки к картеру сцепления;
— заверните два болта М8 х 1,25 длиной не менее 40 мм в резьбовые отверстия картера коробки и установите, если она не установлена, оправку 1 в корпус дифференцилала;
— поджимая болты в упоры картера сцепления и постукивая по оправке, осаживая дифференциал, разьедините картеры коробки и сцепления и снимите картер коробки.
Выньте ось промежуточной шестерни заднего хода с шестерней заднего хода из картера сцепления и, сдвинув в сторону, выньте ее. Снимите шестерню заднего хода с оси.
Выверните болты крепления корпуса механизма переключения передач.
Поднимая вверх, сдвиньте со штифтов корпус механизма переключения передач, одновременно выньте ведущий и ведомый валы и корпус механизма переключения передач из картера сцепления.
Сдвиньте в сторону корпус механизма переключения передач, выведите вилки переключения из муфты включения первой и второй передачи и с ведомой шестерни заднего хода и снимите механизм.
Выпрессуйте роликовый подшипник ведомого вала главной передачи из картера сцепления.
Выверните винты, крепящие крышку подшипников к картеру коробки передач, снимите крышку и выпрессуйте подшипники из гнезд картера коробки передач.
— упорную шайбу, ведомую шестерню первой передачи, игольчатый подшипник и кольцо;
— стопорное кольцо с канавки щипцами М9849-472; — ступицу с муфтой включения первой и второй передач, сухариками и кольцами синхронизатора;
— шестерни второй и третьей передач с игольчатыми подшипниками, проставочными кольцами и кольцами синхронизатора;
— стопорное кольцо с канавки щипцами; — ступицу третьей-четвертой передач с ведомой шестерней заднего хода, сухариками и кольцами синхронизатора;
— ведомую шестерню четвертой передачи. Снимите муфту включения первой и второй передач и ведомую шестерню с их ступиц.
Примечание. Игольчатые подшипники и кольца синхронизаторов пометьте по шестерням, перестановка их не рекомендуется.

СБОРКА КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Сборку коробки передач производите в обратной последовательности.
Смажьте легким слоем моторного масла рабочие поверхности всех деталей коробки передач.
Установите ведомый вал-шестерню в вертикальное положение и зафиксируйте зажимом, установите детали четвертой, третьей и первой передач на вал в порядке, обратном разборке. При этом муфту установите так, чтобы проточка по наружному диаметру находилась со стороны ведомой шестерни второй передачи.
Примечание. При установке блокирующих колец сих- ронизаторов проследите, чтобы сухарики синхронизаторов зашли в пазы колец.

Смажьте наружную поверхность манжет моторным маслом и запрессуйте оправкой М9840-784 манжету 2 в картер сцепления, а в картере коробки и сцепления — оправкой М9840-783 (рис. 3-11) манжеты 2 полуосей шарнирных валов; проследите, чтобы с манжет не соскочили пружины
. После запрессовки смажьте рабочие кромки манжет смазкой (Литол-24). Для надежной работы дифференциала необходимо установить осевой натяг подшипников дифференциала, равный 0,10 ... 0,15 мм в собранной коробке передач.
Для установки натяга подберите толщину регулировочной прокладки под торец наружной обоймы подшипника дифференциала в картере коробки передач.

Внимание. При сборке коробки передач во избежание выкатывания шестерен полуосей из коробки дифференциала в полость коробки передач необходимо обязательно установить оправку М9840-854 (рис. 2-2) в шестерню полуоси и не вынимать ее до полной сборки коробки передач, сборки ее с двигателем и установки шарнирных валов на автомобиле. Вместо оправки можно использовать транспортную крышку.

Установите одновременно в вертикальном положении ведущий 3 и собранный ведомый вал — шестерню 1 в приспособлении М9832-337.
В пазы муфты переключения первой и второй передач и в пазы шестерни заднего хода введите вилки механизма переключения.
Подимите за рукоятку приспособления ведомый и ведущий валы и одновременно механизм переключения и совмещая шаровой выступ с гнездом поводка, установите их на картер сцепления.
Закрепите корпус механизма переключения передач на картере сцепления болтами.
Установите ось с промежуточной шестерней заднего хода в картер сцепления, совместив промежуточную шестерню заднего хода с вкладышем вилки включения заднего хода.
Запрессуйте подшипники в картер коробки, установите крышку подшипников и закрепите ее винтами, смазав их герметиком УГ-6. Если нет герметика, после затяжки головки винтов, застопорите кернением.
Смажьте плоскость разъема картера коробки и картера сцепления уплотняющей смазкой УН-25 и установите картер коробки на картер сцепления, затяните гайки моментом затяжки 18...25 Н. м (1,8...2,5 кгс . м).
Установите ведомую и ведущую шестерни пятой передачи в порядке, обратном разборке, закрепите вилку пятой передачи на штоке стопорным болтом, смазав его резьбовую часть герметиком УГ-6 или зафиксируйте болт проволокой.
Зафиксируйте шестерни пятой передачи от проворачивания, затяните гайки ведомого и ведущего валов.
Проверьте осевой разбег шестерни пятой передачи на распорной втулке, который должен быть 0,269 ... 0.431 мм, раскерните путем вдавливания юбки гаек 1 и 2 в пазы валов.
Поставьте штоки переключения в нейтральное положение. Смажьте прокладку задней крышки с двух сторон уплотняющей пастой УН-25, установите заднюю крышку и закрепите ее гайками.
При установке выключателя заднего хода проверьте замыкание его контактов.
При включении передачи заднего хода контакты должны замыкаться, это достигается установкой прокладки 32 (рис. 3-12) необходимой толщины.
После сборки коробки передач проверьте четкость и легкость включения передач и вращение ведущего и ведомого валов на каждой передаче.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДЕТАЛЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Картер коробки отлит из магниевого сплава, наружное оребрение существенно повышает его жесткость.
На картере расположены два прилива с отверстиями, закрываемыми пробками 1 и 3 с резьбой М25х1,5 (рис. 3-12). Верхнее отверстие для заливки в коробку передач масла, нормальный уровень которого распола- гается по нижней кромке отверстия и нижнее отверстие — для слива масла с коробки передач.
Задняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на восьми шпильках с резьбой М8 крепится литая из магния крышка. Между картером и крышкой установлена уплотнительная покладка 3.
Ведущий вал представляет сварную неразборную конструкцию, на которой выполнены зубчатые венцы ведущих шестерен первой, второй, третьей, четвертой передач и передачи заднего хода. Вал вращается на двух подшипниках: передний — роликовый, запрессован в расточку картера сцепления; задний — шариковый, расположен в расточке картера коробки передач; внутренняя обойма шарикового подшипника состоит из двух половинок. Крышка подшипников закрепленная винтами упирается в наружную обойму шарикового подшипника, препятствует осевому перемещению вала.
Винты от отворачивания стопорятся кернением или герметиком УГ-6; перед заворачиванием их резьбовую часть необходимо смазать.
На заднем конце вала на шпонке установлена ведущая шестерня пятой передачи. Подшипник и шестерня пятой передачи стянуты гайкой.
Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала
. На переднем конце ведущего вала нарезаны шлицы для ступицы ведомого диска сцепления. Между шестернями третьей и четвертой передач — прямозубый венец, с которым находится в постоянном зацеплении промежуточная 6 (рис. 3-10) шестерня заднего хода.
Осевая сила, возникающая при передаче крутящего момента ведущим валом, воспринимается шариковым подшипником 5 (рис. 3-9). Уплотнение ведущего вала осуществляется манжетой 14, запрессованной в отверстие картера 16 сцепления.
Ось 4 (рис. 3-10) промежуточной шестерни заднего хода — пустотелая, установлена в гнезда картеров сцепления 2 и коробки передач 1 и удерживается от проворачивания штифтом 5, запрессованным в ось и входящим в паз картера сцепления. На оси на бронзовой втулке свободно вращается промежуточная шестерня 6 заднего хода, которая вилкой 19 (рис. 3-12) вводитя в зацепление с ведомой шестерней заднего хода. Ведомая шестерня 11 (рис. 3-9) заднего хода одновременно является и муфтой включения третьей и четвертой передач.
Ведомый вал выполнен как одно целое с ведущей шестерней 19 главной передачи, изготовлен из стали с термически обработанными рабочими поверхностями и вращается на двух подшипниках, один из которых роликовый 18 без внутренней обоймы запрессован в картер сцепления, а другой — шариковый, запрессован в картер коробки передач.
Внутренней обоймой роликового подшипника является шейка ведущей шестерни главной передачи.
Ограничение осевого перемещения ведомого вала осуществляется также как и ведущего вала.
На хвостовике ведущей шестерни главной передачи установлены:
- на двухрядном игольчатом подшипнике ведомая шестерня первой передачи;
- ведомые шестерни второй, третьей и пятой передач вращаются каждая на двух игольчатых подшианиках, между которыми установлено полиамидное проставочное кольцо 18;
- шестерня четвертой передачи 12 вращается на шейке ведомого вала — шестерни 13.
Игольчатые подшипники пятой передачи вращаются на распорной втулке 38 (рис. 3-9), установленной на хвостовике вала.
Осевой разбег шестерен: первой передачи 0,25 ... 0,76 мм, второй и третьей передач 0,17 ... 1,18 мм, четвертой передачи 0,25 ... 0,77 мм и шестерни пятой передачи на распорной втулке 0,269 ... 0,431 мм.
Для предотвращения выпадания сухарей муфты включения пятой передачи 40 и их распорной пружины на вал, установлены упорные шайбы сухарей 41, 42 и шайба 43.
Подшипник, упорные шайбы 35 и 36, распорная втулка 38, ступица муфты 39 и шайбы упорные 41, 42 и 43 на валу стянуты гайкой 44. Стопорение гайки осуществляется вдавливанием буртика гайки в паз вала.
Между торцами ступицы и торцом ведомой шестерни третьей передачи, а также между торцами ведомых шестерен второй и третьей передач установлены бронзовые упорные шайбы.
Ступица муфты включения первой и второй передач и ступица ведомой шестерни заднего хода на ведомом валу установлены на шлицах и от перемещения стопорятся стопорными кольцами. Для исключения повреждений пластмассовых сепараторов игольчатых подшипников от кромки пазов стопорных колец между ними установлены стальные кольца. Для смазки подшипников от кромки пазов стопорных колец между ними установлены стальные кольца.
Для смазки подшипников ведомых шестерен хвостовик ведущей шестерни главной передачи 19 и распорная втулка 38 (рис. 3-9) шестерни пятой передачи имеет сверления для подвода масла.
Масло в пустотелый хвостовик поступает из полости между картером 16 сцепления и маслоотражательной шайбой 17. В эту полость масло попадает разбрызгиванием от главной пары через отверстие, просверленное в бонке под роликовый подшипник.
Включение передач осуществляется при помощи муфт, скользящих на ступицах синхронизаторов.
Синхронизаторы предназначены для безударного переключения передач. В коробке передач предусмотрено два невзаимозаменяемых синхронизатора: для первой - второй диаметром 59 мм, третьей - четвертой и пятой передач диаметром 52 мм по калибровой линии.
Синхронизаторы имеют одинаковое устройство, но разные размеры; в синхронизаторе третьей и четвертой передач муфтой включения служит ведомая шестерня заднего хода.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ
Перед осмотром детали коробки передач тщательно очистите. Щеткой или скребком удалите все отложения, очистите отверстия и шлицы от загрязнений, затем промойте, чтобы устранить и растворить все остатки масла.
Обдуйте детали струей сжатого воздуха и аккуратно протрите их. Особенно тщательно продуйте подшипники, направляя струю сжатого воздуха так, чтобы не возникало быстрого вращения колец.
Износ торцов шлиц, муфт включения третьей, четвертой и пятой передач, торцов внутренних шлиц ведомой шестерни заднего хода, а также торцевой износ шестерен заднего хода не поддаются замеру, поэтому пригодность этих деталей определяется внешним осмотром.
Картеры коробки передач, сцепления и задняя крышка
На картерах и задней крышке не должно быть трещин, а на поверхностях расточек для подшипников — износа или повреждений.
На поверхностях сопряжений картеров сцепления, коробки и задней крышки не должно быть повреждений. Незначительные повреждения устраните или на торце мелкого шлифовального камня 600 ... 800 мм. Если детали слишком повреждены или изношены, замените новыми.
Проверьте, не засорено ли отверстие подачи масла в ведущем вале и в картере сцепления.
Ведущий, ведомый вал - шестерня, шестерни и ось шестерни заднего хода
На шлицах валов не допускается повреждений и износа. Рабочие поверхности вала-шестерни, а также внутренниедиаметры шестерен первой, второй, третьей, четвертой и пятой передач не должны иметь кольцевых рисок, забоин и следов бринелирования (вдавливания от роликов игольчатых подшипников).
При наличии хотя бы одного из указанных дефектов валы и шестерни замените.
Поверхность оси шестерни заднего хода должна быть гладкой, без следов заедания и наволакивания металла.
Величина монтажного зазора между осью и втулкой промежуточной шестерни заднего хода 0,016...0,070 мм, предельно допустимый зазор 0,10 мм.
Незначительные неровности на поверхностях устраните мелкой наждачной шкуркой. При больших повреждениях и деформациях замените вал новым
. Шестерни. На шестернях не допускаются повреждения или чрезмерный износ зубьев. Особое внимание необходимо обратить на состояние торцов зубьев на венцах синхронизаторов. На венцах синхронизаторов шестерен и шлицах муфт сколов зубьев не должно быть. Контакты венцов синхронизатора шестерен и шлицы муфт должны иметь форму трапеции с большим основанием расположенным на наружном торце, или прямоугольную форму.
Подшипники. Шариковые и роликовые подшипники должныбыть вхорошем состоянии. Их радиапьный зазор не должен превышать 0,06 мм, а осевой — 0,08 мм.
Ступицы и муфты. Проверьте, нет ли следов заедания на ступицах и муфтах, особенно на поверхностях сколыкения, переключения первой, второй и пятой передач, а также на ведомой шестерне заднего хода.
Неровности, препятствующие свободному скольжению, устраните. Сколы зубьев не допускаются
. Кольца синхронизаторов. Проверьте осмотром величину износа конической резьбы: ширина резьбы на вершине должна быть не более 0,3 мм; зазор между торцом венца синхронизатора шестерни и торцом кольца синхронизатора должен быть не менее 0,8 мм. В новых деталях — 1,325...2,085 мм. Если зазор меньше, следовательно, коническая поверхность кольца слишком изношена и кольцо синхронизатора следует заменить.
Манжеты. Проверьте манжеты на отвутствие повреждений, отслоений от арматуры, затвердевания материала, неровностей или г1овреждений рабочей кромки. Износ рабочих кромок манжет по ширине допускается не более 1 мм. При обнаружении даже незначительного дефекта манжеты замените. Детали из резины, чехол вала переключения, уплотнительное кольцо привода спидометра при затвердевании или надрывах замените.
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Пятиступенчатая коробка передач выполнена трехходовой, ее шесть передач (включая задний ход) включаются с помощью трех передвижных штоков с вилками, ползуна, поводка и вала переключения.
Механим собран в отдельном корпусе. Корпус механизма 4 (рис. 3-12) крепится к внутренней полости картера сцепления четырьмя болтами 13. Под корпус механиза в картере коробки передач установлен постов янный магнит для сбора металлических частиц. Вал 2 переключения установлен в картере сцения 24. В переднюю опору вала запрессована чугунная втулка 23. Для предохранения от попадания пыли внутрь коробки передач и утечки масла из нее, во втулку становлена манжета 22 и одет резиновый чехол 21. На вал переключателя установлен поводок 26, закрепленный болтом 25, который стопорится кернением, или герметиком УГ-6; перед заворачиванием смазать его резьбовую часть. Поводок взаимодействует с шаровой головкой ползуна 9, который установлен на оси 10. Плоская головка ползуна 9 заходит в пазы штоков переключения первой - второй передач 5, пятой передачи и заднего хода 8, а также в паз вилки 37 переключения третьей - четвертой передач.
Штоки включения передач параллельны друг другу, расположены в одном ряду и перемещаются одним концом в отверстиях корпуса 4 механизма переключения и другим в гнездах картера 24 сцепления.
Для четкой фиксации рабочих положений штоков на их поверхности выполнены радиусные лунки, в которые входят шариковые фиксаторы 33, расположенные во стулках 34 и поджимаемые пружинами 35.
Втулки запрессованы в корпус механизма 4 переключения, перед запрессовкой втулок в гнезда устанавливаются стальные шайбы 36 для упора торцов пружин.
Поводок, закрепленный на валу переключения, при проворачивании вала вокруг оси передвигает ползун вверх или вниз и вводит его плоскую головку в пазы соответствующих штоков или вилки, а при движении вала с поводком вдоль оси вперед или назад включается необходимая передача.
Вилки первой - второй, третьей - четвертой передач на штоках закреплены штифрами с натягом 0,152...0,400 мм, вилка пятой передачи на штоке закреплена стопором 6. Стопор от отворачивания зафиксирован проволокой 28. Вилка включения заднего хода 19 в корпусе механизма переключения передач установлена на оси 15, которая закреплена пружинными шплинтами 14. Вилка включения заднего хода 19 взаимодействует с шестерней 31 через полиамидный вкладыш 20.
Для фиксации вилки включения заднего хода в нейтральном положении на оси 10 ползуна выполнено гнездо, в которое устанавливается пружина 11 и фиксатор 12. Для предотвращения включения одновременно двух передач предусмотрено блокирующее устройство.
Блокирующее устройство состоит из двух замков 38 и толкателя 39. При включении передачи (например, заднего хода) шток 8, передвигаясь в осевом направлении, выталкивает замок 38 из лунки на этом штоке в лунку штока 7 переключения третьей и четвертой передач, выталкивая толкатель 39. Толкатель, в свою очередь выталкивает замок 38 в лунку штока 5 первой и второй передач, препятствуя тем самым их передвижению, а следовательно и включению передач. Аналогично происходит «замыкание» штоков замками и толкателем при включении любой передачи.
Для освещения дороги сзади при движении задним ходом и предупреждения о намерении двигаться задним ходом установлены фонари заднего хода.Включение фонарей производится выключателем 41, установленным на картере коробки и включаемым при помощи штока 8 включения заднего хода и пятой передачи, и шарика 40 диаметром 8 мм.
Разборка механизма переключения передач
Механизм переключения передач требует разборки при износе лапок вилок переключения передач, нарушения четкости переключения передач или нарушения работы блокирующего устройства включения передач.
Выверните стопор 25 (рис. 3-12) поводка и выньте вал переключения передч 2 из картера сцепления.
Снимите резиновый чехол 21 и выпрессуйте манжету 22 из втулки 23 вала переключения передач.
Снимите шплинты 14, выпрессуйте ось вилки 15 переключения заднего хода. Снимите вилку переключения заднего хода 19.
Распилите вдавливание регулировочной гайки 1б, отверните ее и снимите регулировочный винт 17. Установите штоки в нейтральное положение и выньте шток 8 переключения пятой передачи и заднего хода из корпуса.
Выньте шток 7 с вилкой 37 переключения третьей и четвертой передач из корпуса.
Выпрессуйте штифт 30 мягкой выколоткой из корпуса механизма переключения, выньте ось 10 ползуна и снимите ползун 9 переключения передач. Выньте из оси 10 фиксатор 12 и пружину 11.
Выпрессуйте штифт мягкой выколоткой из вилки 29 и штока 5 переключения первой и второй передач, снимите вилку со штока и выньте шток из корпуса.
Выньте шарики 33 и пружины 35 фиксаторов, замки 38 штоков и толкатель 39 из корпуса.
Выпрессуйте штифт мягкой выколоткой из вилки 37 и штока 7 переключения третьей и четвертой передач и снимите вилку со штока.
Сборка механизма переключения передач. Сборку механизма переключения передач производите в обратной последовательности.
Перед сборкой смажьте все детали тонким слоем масла, применяемого для двигателя.
Установите вилку 37 на шток 7 включения третьей и четвертой передач, совместите отверстия под штифт и запрессуйте штифт; усилие запрессовки штифта должно быть не менее 5000 Н (500 кгс). Установите в ось 10 ползуна пружину 11 и фиксатор 12.
Введите ось ползуна в отверстие корпуса 4, оденьте ползун 9 переключения передач на ось и запрессуйте ось в корпус механизма переключения
передач, совместив отверстия в оси и корпусе механизма под штифт. Запрессуйте штифт 30. Усилие запрессовки штифта должно быть не менее 3000 Н (300 кгс).
Установите пружину 4 (рис. 3-13) и шарик 5 фиксатора, введите оправку М9840-763 и проталкивая оправку штоком переключения передач, введите шток в корпус 3 механизма.
Установите замок 38 (рис. 3-12) блокировки, пружину 35 и шарик 33 фиксатора в корпус механизма. Установите толкатель 39 замков в отверстие штока 7 переключения третьей и четвертой передач и установите шток в корпус механизма.
Установите второй замок 38 блокировки, пружину 35, шарик 33 фиксаторов и шток 5 переключения первой и второй передач в корпус механизма. Установите вилку 19 включения заднего хода в сборе с регулировочным винтом 17 в корпус механизма.
Отрегулируйте зазор 0,05...0,20 мм между лыской регулировочного винта 17 и меньшим выступом штока 8 вилки переключения пятой передачи и заднего хода, затяните регулировочную гайку 16 и зафиксируйте ее щипцами вдавливанием буртика гайки в паз винта.
Установите вилку 29 (рис. 3-12) на шток 5 переключения первой и второй передач, совместите отверстия под штифт и запрессуйте штифт с усилием не менее 5000 Н (500 кгс). Если усилие запрессовки штифтов меньше, замените штифты.
Установите вал 2 переключения в отверстия картера сцепления, установите на вал поводок 26, смажьте резьбу стопора 25 герметиком УГ-6 и затяните. Если нет герметика, зафиксируйте стопор кернением.
При запрессовке манжеты рабочую кромку сажьте смазкой Литол-24. После сборки механизма переключения проверьте четкость фиксации и работу блокировочного устройства.

ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МЕХАНИЗМА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ
Штоки и вилки. Штоки должны свободно перемещаться в отверстиях корпуса переключения передач, картерах сцепления и коробки без значительных усилий, зазор между штоками и отверстиями должен быть 0,095...0,223 мм, максимально допустимый зазор 0,3 мм. Вилки переключения не должны иметь деформаций, зазор между лапками вилок и пазами муфт должен быть 0,4...0,7 мм,,максимально допустимый зазор— 0,9 мм.
Вкладыш вилки заднего хода должен свободно перемещаться в вилке и на промежуточной шестерне заднего хода. Зазор между шестерней и вкладышем должен быть 0,10...0,51 мм, максимально допустимый зазор 0,75 мм.
Проверьте состояние пружин и шариков фиксаторов. Детали, имеющие следы заедания или повышенного износа замените.
Проверьте замок штоков и толкатель замков блокирующего устройства для предотвращения включения одно- временно двух передач. Замок штоков должен иметь длину 10,29...10,4 мм, а толкатель 10,39...10,5 мм.
При уменьшении длины замка до размера менее 10,19 мм, а толкателя 10,29 мм замок и толкатель замените.

Ремонт и регулировка привода управления механизмом переключения передач
Снятие привода управления. Отверните рукоятку 27 с рычага 4 (рис. 3-14). Затем под автомобилем, отвернув болт 30, ослабьте хомут 31 вала управления 16, после чего отсоедините от картера сцепления реактивную штангу основания 21, отвернув гайку 29 и вынув болт 34. Затем, отвернув гайки 2, снимите механизм
. Разборка привода управления. Тщательно очистите привод от грязи и пыли. Закрепите привод в тисках за реактивную штангу. Снимите возвратную пружину 18. Предварительно сжав пружину 7, снимите с рычага 4 стопорное кольцо 5, после чего снимите с рычага опорную шайбу 6, пружину 7 и упорную чашку 9.
Вывернув четыре болта из втулок опоры 12, снимите шаровую опору 11 и кронштейн упора 25. Выньте рычаг из основания. Снимите защитный чехол 17.
Рычаг 4 в сборе с валом управления 16 извлеките через окно в крышке опоры. Для рассоединения вала управления 16 и рычага 4, отогнув развальцовку, выпрессуйте направляющий упор 14. Изношенные детали замените новыми.
Сборку привода управления выполните в обратной последовательности.
Перед сборкой трущиеся поверхности упоров 13 и 14, шарик рычага 23 кронштейна упора 25 смажьте смазкой Литол-24.
Установка привода управления механизмом переключения передач
Навесьте привод на приварные болты усилительной пластины туннеля кузова, наживив гайки 2, предварительно вставив хвостовик зала коробки передач 32 во втулку шарнира вала управления 16. Затем присоедините реактивную штангу основания с сайлент - блоком к приливу картера сцепления болтом 34 и гайкой 29. После этого затяните гайки 2 крепления наружного кронштейна 1.
Рычаг 4 переместите вправо на линию выбора пятой передачи — заднего хода до упора (при этом рычаг 4 должен прижаться к торцу подвижного упора 13, сжав пружину 26) и вперед до упора, не нажимая рычаг 4 вниз и удерживайте его в этом положении до затяжки хомута шарнира вала управления. Поверните хвостовик вала коробки передач 32, находящийся в нейтральном положении, по часовой стрелке (если смотреть на торец вала) до упора. Удерживая его в этом положении, хатяните болт крепления хомута 30.
После выполненных операций проверьте четкость, легкость и полноту включения всех передач. При необходимости, операцию по установке повторите. Рукоятку рычага 27 накрутите на рычаг до тугого вращения и затем доворотом на 1...2 оборота зафиксируйте рукоятку.
Уход за механизмом заключается в периодической , проверке и подтяжке болтовых соединений, проверке состояния резиновых уплотнителей и амортизационных втулок.

Регулировка привода управления механизмом переключения передач.
Здесь "альтернативный" вариант описания:
коробка передач;
механизм переключения передач;
главная передача, шарнирные валы и ступица передних колес.
Все это просто из другого руководства.
к оглавлению
Авто и Мото