Система зажигания силового агрегата ЗАЗ-1102 Таврия
к оглавлению

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА
Особенности конструкции и проверка технического состояния.
Система зажигания бесконтактная. Состоит из датчика-распределителя S2 (рис. 7-13) зажигания, коммутатора V, катушки Т зажигания, свечей F зажигания и проводов высокого напряжения с помехоподавительными наконечниками. Цепь питания первичной обмотки катушки зажигания прерывается электронным коммутатором. Управляющие импульсы на коммутатор подаются от электронного микропереключателя в датчике-распределителе зажигания.
Рис. 7-13
Датчик-распределитель зажигания 4 (рис. 7-14) установлен на корпусе 3 привода распределителя и бензинового насоса, жестко прикреплен к нему и приводится во вращение от шестерни 6 привода распределителя. Направление вращения левое.
Рис. 7-14 Рис. 7-15
Датчик-распределитель зажигания — типа 5301.3706 (рис. 7-15) четырехискровой, неэкранированный с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. Имеет встроенный электронный микропереключатель выдающий импульсы напряжения при прохождении через его зазор стального экрана с прорезями.
Валик датчика-распределителя зажигания вращается в двух подшипниках: самоустанавливающимся 27 и запрессованном 17 в корпус 18 распределителя. Прерыватель датчика состоит из шторки 10, закрепленной на муфте и электронного микропереключателя 22, который закреплен на пластине 8, соединенной с вакуум-корректором 5.
Пластина 8 электронного микропереключателя закреплена на корпусе 28 верхней втулки и имеет возможность поворачиваться на некоторый угол, в зависимости от разрежения, подводимого к вакуумавтомату.
Шторка прерывателя имеет четыре равномерно расположенных выреза.
Проходя между электронным микропереключателем, шторка периодически экранирует магнитное поле электронного микропереключателя в результате чего вырабатываются последовательные импульсы. Искрообразование происходит в момент прекращения экранировки магнитного поля шторкой 10 (начало выреза шторки совмещается с осью электронного микропереключателя).
Распределитель тока высокого напряжения состоит из бегунка (ротора) 3 с контактной пластиной и крышки 1 с электродами, которые соединяются проводами со свечами и катушкой зажигания.
Для подавления радиопомех в бегунке 3 (роторе) вмонтирован резистор 2 сопротивлением (1000+/-100) Ом.
В центральный электрод крышки распределителя вмонтирован резистор, состоящий из контактногоуголька 30 и пружины 31, поджимающей его к контактной пластине бегунка.
Бегунок распределителя, вращаясь, передает ток высокого напряжения от катушки зажигания через центральный электрод крышки на боковые электроды и далее по высоковольтным проводам на электроды свечей (в порядке работы цилиндров двигателя).
Центробежный регулятор опережения датчика-распределителя предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения. От центробежной силы грузики 21 расходятся, поворачивая муфту с жестко закрепленной на ней шторкой 10 по направлению вращения, обеспечивая более раннее возбуждение электромагнитной индукции в электронном микропереключателе и, следовательно, увеличение угла опережения зажигания.
Пружины 11 удерживают грузики в исходном положении.
При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя под действием пружины, грузики перемещают муфту в обратном направлении и угол опережения зажигания уменьшается.
Масса грузиков и усилие натяжения пружины подобраны таким образом, чтобы обеспечивалось изменение момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Вакуумный автомат 5 опережения зажигания изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя. С увеличением или уменьшением нагрузки двигателя изменяется разрежение во впускной системе двигателя и соответственно в полости корпуса вакуумного регулятора, соединенной трубкой со смесительной камерой карбюратора.
В корпусе вакуумного регулятора находится диафрагма, изготовленная из специальной ткани. Металлической тягой 32 диафрагма через шарнир соединена с пластиной 8 крепления электронного микропереключателя. С противоположной стороны на диафрагму нажимает пружина. Когда двигатель работает с малой нагрузкой, во впускной системе создается большое разрежение, под действием которого диафрагма выгибается и тянет за собой пластину крепления бесконтактного микропереключателя. Пластина проворачивается вместе с электронным микропереключателем против направления вращения ротора и угол опережения зажигания увеличивается. С увеличением нагрузки двигателя разрежение во впускной системе уменьшается и пружина, отжимая диафрагму, поворачивает пластину с электронным микропереключателем по направлению вращения ротора. Вследствие этого угол опережения зажигания уменьшается. Усилие пружины подобрано таким образом, чтобы обеспечивалось требуемое изменение момента зажигания в зависимости от изменения нагрузки двигателя.
Октан-корректор предназначен для изменения угла опережения зажигания в зависимости от октанового числа бензина. Чем ниже октановое число применяемого бензина, тем меньше должен быть угол опережения зажигания.
Регулировка угла опережения зажигания
Угол опережения зажигания устанавливается по меткам 13 на шкиве 10 (рис. 2-26) привода генератора и M3 на кожухе 1 плоскозубчатого ремня. Эта метка показывает момент зажигания в первом цилиндре. Импульс бесконтактного микровыключателя датчика распределителя происходит в момент, когда метка на шкиве привода генератора совпадает с меткой M3 на крышке плоскозубчатого ремня (5 до ВМТ). При этом разносчик (бегунок)(рис. 7-14)должен нахоидиться против электрода крышки прерывателя с цифрой 1.
Порядок операции при установке зажигания
Установите коленчатый вал в положение, соответствующее началу такта сжатия в первом цилиндре. Для этого, медленно проворачивая коленчатый вал двигателя, совместите метку 13 на шкиве 10 (рис. 2-26) привода генератора с меткой M3 кожуха 1 плоскозубчатого ремня, при этом разносчик(рис. 7-14)должен находиться против контакта крышки,.соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра. Ослабьте затяжку гаек крепления корпуса датчика-распределителя, подсоедините к клеммной колодке 24(рис. 7-15)электронного микропереключателя проверочное устройство, выполненное по схеме (рис.7-16).
Рис. 7-16 Рис. 7-16
Рис. 7-16. Схема устройства для проверки работоспособности электронного микропереключателя в датчике-распределителе и установки угла опережения зажигания: 1- с светодиодом; II — с лампой накаливания; О — аккумуляторная батарея; V - светодиод АЛ307Б; Rl-- резистор 5 кОм; Ш l — колодка датчика-распределителя зажигания; HL — лампа накаливания 12 В, 3 Вт; VT1— транзистор КТ816Б или 814Б; VD1 — диод Д814А; R2, R3, R4 — резисторы МЛТ 1 Вт сопротивлением 910, 330, 910 Ом; Cl -конденсатор КЛС1 6800 пФ; С2- конденсатор К53-14, 2,2 мкФ, 20 В
Включите зажигание и осторожно поверните корпус датчика-распределителя в ту или другую сторону до момента вспышки светодиода V, или лампы накаливания HL.
Остановите повертывание корпуса датчика-распределителя точно в момент вспышки светодиода или лампочки. Если это не удалось, операцию повторите. Для увеличения угла опережения зажигания корпус датчика-распределителя следует повернуть по часовой стрелке, а для уменьшения — против часовой стрелки (если смотреть со стороны крышки датчика-распределителя зажигания).
Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки «+» и «-», а на корпусе привода распределителя — установочный выступ (рис. 7-14). Одно деление на фланце соответствует четырем градусам поворота коленчатого вала.
Удерживая корпус датчика-распределителя от повертывания, затяните гайки крепления корпуса. По сле этого проконтролируйте установку угла опережения зажигания, проворачивая коленчатый вал двигателя колесом или за шкив (рис. 2-72).
Проверьте присоединение проводов от свечей, начиная с первого цилиндра в порядке 1-3-4-2, считая их против часовой стрелки.
Если имеется диагностический стенд с осциллоскопом, то с его помощью легко проверить установку момента зажигания, руководствуясь инструкцией по эксплуатации стенда.
При обкатке двигателя на стенде установить момент зажигания можно с помощью метки на шкиве привода генератора и метке МЗ на крышке плоскозубчатого ремня или по установочным болтам и меткам (рис. 2-26).
Проверить и установить момент зажигания также можно с помощью стробоскопа, действуя в следующем порядке:
— соедините зажим «+» стробоскопа с клеммой «+» аккумуляторной батареи, зажим массы — с неокрашенной частью кузова проверяемого автомобиля, а зажим датчика стробоскопа присоедините к проводу высокого напряжения первого цилиндра;
— запустите двигатель и направьте мигающий поток света стробоскопа на шкив привода генератора, если момент зажигания установлен правильно, то при холостом ходе двигателя метка на шкиве привода генератора совпадает с меткой МЗ на крышке плоскозубчатого ремня.
Следует иметь в виду, что установка зажигания по метке МЗ на шкиве обеспечивает наивыгоднейшие мощностные и экономические показатели двигателя лишь при условии, что для его питания применяется соответствующий бензин.
Однако, после каждой установки зажигания, или замене бензина необходимо проверить соответствие угла опережения зажигания на ходу автомобиля. Окончательную установку угла опережения зажигания сле- дует выполнять октан-корректором. Прогрейте двигатель на холостом ходу, а затем„двигаясь на четвертой передаче по ровной дороге со скоростью 60...70 км/час, дайте автомобилю разгон, резко нажав педаль привода дроссельной заслонки.
Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, то зажигание считается установленным правильно.
При необходимости произведите подкорректировку установки момента зажигания, проворачивая в соответствующем направлении корпус датчика-распреде- лителя (рис. 7-14). Перед поворачиванием гайки крепления корпуса ослабьте, после подкоррективровки угла опережения — надежно затяните. При сильной детонации корпус следует поворачивать в сторону знака «-» для уменьшения угла опереже- ния зажигания, а при полном отсутствии детонациив сторону «+».
Наибольший угол опережения (или запаздывания) зажигания, обеспечиваемый ручной регулировкой при помощи октан-корректора 8' (по углу поворота коленчатого вала двигателя) относительно начальной уста- новки (5' до ВМТ).
Двигатель очень чувствителен к правильной установке угла опережения зажигания; слишком раннее или слишком позднее зажигание ведет к перегреву двигателя, потере мощности, прогару клапанов и поршней.
В случае, когда был снят датчик-распределитель, его нужно установить, как описано в разделе «Снятие и установка датчика-распределителя зажигания».
Снятие и установка датчика-распределителя зажигания
Отсоедините провода высокого напряжения, трубку вакуум-корректора и разъедините штепсельный разъем. Отверните гайки крепления корпуса (рис. 7-14) датчика-распределителя. Покачивая корпус датчика-распределителя за вакуум-корректор вокруг оси. Вынь- те его из корпуса привода распределителя. Установку распределителя производите в обратной последовательности: — поверните коленчатый вал в положение, соответствующей ВМТ хода сжатия в первом цилиндре; устано- вите ротор против контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече зажигания первого цилиндра; для облегчения посадки хвостовика распределителя слегка смажьте уплотнительное кольцо 5 маслом; выставьте. муфту 16 (рис. 7-15) датчика-распределителя зажигания меньшим сектором вверх, при этом камера вакуум-регулятора должна находиться со стороны маховика, а ось штекера электронного микропереюпочателя подуглом40' к продольной оси двигателя (рис. 7-14); — совместите выступ муфты с пазом ведомой шестерни (рис. 2-27) , установите датчик-распределитель в гнездо и закрепите корпус гайками. Подсоедините провода высокого напряжения и соедините штепсельный разъем. При этом провода высо- кого напряжения к крышке датчика-распределителя подсоедините согласно порядку работы цилиндров двигателя 1-3-4-2, провод к свече первого цилиндра установите в гнездо электрода крышки распределителя с цифрой 1.
Разборка и сборка датчика-распределителя зажигания
Снимите крышку 1 (рис. 7-15) датчика-распределителя, бегунок 3 и защитный экран. Отверните два винта 6 и снимите вакуум-автомат.
Отверните два винта 7, снимите корпус верхней втулки с бесконтактным микровыключателем и клеммную колодку 24.
Снимите стопорное кольцо и пластину 8 с корпуса 28 верхней втулки.
Отверните два винта 23 и снимите с пластины 8 бесконтактный микровыключатель 22.
Снимите стопорное кольцо 9 с валика 29, пружины 11 центробежного автомата и выньте шторку 10 с муфтой.
Снимите стопорную пружину 14 муфты привода, осторожно выпрессуйте штифт 15 муфты, обеспечив упор в медную или алюминиевую прокладку и снимите муфту 16.
Выньте валик 29 с основанием центробежного автомата.
Тщательно промойте детали, определите подлежащие замене.
Сборку датчика-распределителя производите в порядке, обратном разборке. Валик датчика и каждую ось центробежного автомат а смажьте маслом для двигателя. Валик должен вращаться от руки без заедания.
Для согласования подачи импульса микровыключателя и работы вакуум-автомата опережения зажигания совместите метку «Б» на корпусе 28 верхней втулки с выступом на тяге 32 вакуум-автомата. Для этого отверстия в корпусе 28 под винты 7 выполнены овальными.

продолжение главы
к оглавлению
Почта Авто и Мото