Система зажигания силового агрегата ЗАЗ-1102.
к оглавлению

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ СИЛОВОГО АГРЕГАТА


в начало главы

ПРОВЕРКА ПРИБОРОВ ЗАЖИГАНИЯ НА СТЕНДЕ
Датчик-распределитель зажигания

Проверка работы. Установите датчик-распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки электрических приборов и соедините его с электродвигателем, имеющим регулируемую частоту вращения.
Соедините датчик-распределитель с катушкой зажигания, с коммутатором и с аккумуляторной батареей стенда аналогично схеме системы зажигания на автомобиле (рис. 7-13). Четыре клеммы крышки соедините на стенде с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.
Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя несколько минут против часовой стрелки с частотой 2000 мин'. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и следите, нет ли внутренних разрядов в датчике-распределителе. Внутренние разряды выявляются по звуку или по ослаблению и перебою на разряднике испытательного стенда.
Чередование искрообразования должно быть кратным 90. Отклонение (асинхронизм) чередования не должен превышать +Г во всех точках искрообразования. Во время работы датчик-распределитель зажигания не должен производить шума при любой частоте вращения валика.
Снятие характеристик автоматического опережения зажигания. Установите датчик-распределитель зажигания на стенд, соедините вывод «4» (рис. 7-17) коммутатора с клеммой «+» стенда, вывод 1 — с клеммой «прерыватель» стенда, а выводы 3, 5 и 6 — с датчиком-распределителем зажигания.
Рис. 7-17

Включите электродвигатель стенда и. вращайте валик датчика-распределителя зажигания с частотой 500...600 мин '. По градуированному диску стенда отметьте значение в градусах, при котором наблюдается одно из четырех искрений.
Повышая ступенчато частоту вращения на 200...300 мин ', определяйте по диску число градусов опережения зажигания, соответствующее частоте вращения валика датчика-распределителя зажигания. Полученную характеристику центробежного регулятора опережения зажигания сопоставьте с характеристикой на рис. 7-18.
Если характеристика отличается от приведенной на рис. 7-18, I, то ее можно привести в норму подбором пружин грузиков центробежного регулятора, или натяжением пружин 11 грузиков (рис. 7-15) подгибани ем стойки пружины. Пружины из проволоки меньшего диаметра устанавливаются для участка до частоты вращения 1000 мин ' (об/мин), а для характеристики с частотой вращения более 1000 мин ' (об/мин) — из, проволоки большего диаметра.
Рис. 7-18 Рис. 7-18
Регулировку производите через окно в корпусе датчика-распределителя, сняв техническую заглушку. Для снятия характеристики вакуумного регулятора опережения зажигания соедините штуцер вакуумного регулятора с вакуумным насосом стенда.
Вакуумный регулятор должен быть герметичным. При начальном разрежении 60 + 0,7 кПа (450+ 5 мм. рт. ст) допускается снижение разрежения не более, чем на 0,7 кПа (5 мм. рт. ст.) в течение не менее 15 с.
Включите электродвигатель стенда и вращайте валик датчика-распределителя зажигания с частотой 1000 мин '. По градуированному диску отметьте значение в градусах, при котором происходит одно из четырех искрений.
Плавно увеличивая разрежение, через каждые 27,2 ГПа (20 мм. рт. ст.) отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой на рис. 7-18, П.
Обратите внимание на четкость возврата в исходное положение после снятия вакуума пластины, на которой закреплен электронный микропереключатель.
Проверка электронного микропереключателя
С выхода электронного микропереключателя снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на выходе электронного микропереключателя близко к нулю.
На снятом с двигателя датчике-распределителе зажигания электронный микровыключатель можно про- верить по схеме, приведенной на рис. 7-19, E npuнапряжении питания 8...14 В.
Рис. 7-19 Рис. 7-20
Медленно вращая валик датчика-распределителя зажигания, измерить вольтметром напряжение на выходе электронного микропереключателя. Оно должно резко меняться от минимального — не более 0,4 В, до максимального — не более чем на 3 В меньшего напряжения питания.
На автомобиле датчик можно проверить по схеме, приведенной на рис. 7-19, П. Между штепсельным разъемом пучка проводов подключается переходной разъем с вольтметром. Медленно поворачивая специальным ключом (рис. 2-72) распределительный вал вольтметром, проверьте напряжение на выходе. Оно должно быть в указанных выше пределах электронного микропереключателя.
При отсутствии необходимых приборов простейшую проверку электронного микропереключателя можно произвести с помощью простейшего устройства рис. 7-16, 1 или II).
Включите колодку Ш 1 в разъем электронного микропереключателя, включите зажигание и проверните двигатель стартером или за шкив распределитель- ного вала (рис. 2-71).
Если лампа НЬ или светодиод Ч мигает (рис. 7-16), то электронный микропереключатель исправный. Этим устройством нельзя проверить форму и параметры импульсов (величину и длительность) выдаваемых коммутатором, а они значительно влияют на работу двигателя, особенно при большой частоте вращения коленчатого вала.
Катушка зажигания 27.3705 или 3112.3705
Катушка зажигания 27.3705 представляет собой трансформатор, который преобразует низкое напряжение первичной цепи и высокое напряжение вторичной цепи, необходимое для пробоя искрового промежутка между электродами свечей и воспламенения рабочей смеси двигателя.
Катушка зажигания установлена на щитке передка под капотом и имеет первичную и вторичную обмотки. О мотки и магнитопровод помещены в металлическом ожухе и залиты маслом. Кожух закрыт пластмас- сов й крышкой, на которой расположены две клеммы низкого напряжения и одна — высокого напряжения. Ток, проходящий через первичну ю обмотку катушки зажигания, создает вокруг витков обмотки магнитное поле. В момент прерывания тока магнитное поле резко уменьшается и, пересекая витки вторичной обмотки, индуктирует ЭДС около 22 000...25 000 В. Ток высокого напряжения идет к свечам зажигания и пробивает воздушный зазор между электродами. Катушка зажигания 3112.3705 представляет собой трансформатор с замкнутым магнитным сердечником и имеет те же характеристики, что и катушка зажигания 27.3705. Посадочное место у катушек одно. При испытании на специальном стенде катушка зажигания должна обеспечивать бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с промежутком 7 мм при частоте вращения валика распределителя до 2500 мин ' (об/мин). При этом напряжение на клеммах первичной цепи катушки при замкнутых контактах прерывателя-распределителя должно быть(12+ 0,2) В. Длительность проверки на бесперебойность искрообразования 30 С; проверка бесперебойности производится визуально и на слух или с помощью импульсного киловольтметра.
При проверке сопротивление первичной обмотки при 25' С должно составлять (0,45 + 0,05) Ом, а вторичной обмотки (5 + 0,5) кОм.
Сопротивление изоляции на массу должно быть не менее 50 МОм.
Коммутатор 3640.3734 или Б13.242
Преобразует управляющие импульсы электронного микропереключателя в импульсы тока в первичной обмотке катушки зажигания. Во время прохождения импульса U (рис. 7-20, II) от электронного микропереключателя происходит постепенное (в течение 4...8 мс) нарастание тока в первичной обмотке катушки зажигания до максиальной величины в (рис. 7-20, I) равной 8...9 А. В момент, когда напряжение на выходе электронного микропереключателя падает до Umin, выходной транзистор коммутатора закрывается и ток через первичную обмотку катушки зажигания резко прерывается. В результате в ее вторичной обмотке индуктируется импульс высокого напряжения.
Коммутатор проверяется только после проверки электронного микропереключателя датчика-распределителя зажигания.
Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на рис. 7-21 при напряжении питания 12 В.
Рис. 7-21
На клеммы «3» и «6» коммутатора подаются прямоугольные импульсы (рис. 7-20) с частотой от 3,33 до 233Гц от генератора, имитирующие импульсы датчика.
Скважность импульсво определяется по формуле: Т/Тн= 3,
где Т - длительность периода импульса генератора, Гц; Тн - длительность импульса генератора, Гц.
Максимальное напряжение U „— 10 В, а минимальное U,Д, не более 0,4 В (рис. 7-20, II). Выходное сопротивление генератора должно быть 100...500 Ом. Осциллограф желательно применять двухканальный. 1-й канал — для импульсов генератора, а 2-й-для импульсов коммутатора.
У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме 1. Величина тока (В) должна быть 6...7 А, а время накопления тока (А) не более 8,5 мс при частоте 33,3 Гц и не менее 4 мс при частоте 150 Гц.
Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. При этом двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.
Недопустимо прокладывать провода низкого напряжения в одном жгуте с проводами высокого напряжения.
Свечи зажигания А 17ДВ-10
Выполнены из качественного изоляционного керамического материала, стойкого к большим электри- ческим, химическим и термическим воздействиям.
Герметизация свечи обеспечивается теплоотводящей шайбой 6 (рис. 7-22) и пластической деформацией корпуса 4. По центральному электроду свеча герметизирована токопроводящим герметиком 3, калильное число свечей примерно 16...18 единиц. Применяемость свечей с бслее низким калильным числом не рекомендуйся.
Рис. 7-22 Рис. 7-23
Контактная головка 1 имеет резьбу М4, а ввертная часть — специальную резуьбу М14 х 1,25-6е с длиной ввертной части 19 мм.
Момент усилия затяжки свечи 20...30 Н • м (2...3 кгс . м). Уплотнение свечи и головки цилиндров достигается установкой уплотнительного кольца. Свечи зажигания с нагаром или загрязненные перед испытанием очистите на специальной установке струей песка и продуйте сжатым воздухом.
Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работы системы зажигания. После очистки осмотрите свечи и отрегулируйте зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или у него повреждена приварка бокового электрода, то свечу замените. Контактная головка и центральный электрод не должны перемещаться при приложении осевого усилия не менее 400Н (40 кгс).
Зазор (0,7...0,85 мм) между электродами свечи проверяйте круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Зазор регулируйте подгибанием только бокового электрода свечи. Центральный электрод нельзя подгибать, так как этим можно вызвать поломку керамического изолятора.
Наконечник 3504.3707 (рис. 7-23) свечи зажигания экранированный служит для присоединения проводов высокого напряжения к свече зажигания.
Наконечник имеет пружинную скобу 5, которая обеспечивает крепление наконечника на резьбовой контактной части центрального электрода свечи. Клемма 1 имеет кольцевую канавку, куда входит наконечник провода, чем обеспечивается надежное электрическое и механическое присоединение провода к наконечнику.
Для подавления радиопомех снаружи наконечник экранирован, а внутри вмонтирован резистор 3 (5600 + 560) Ом.
Провода высокого напряжения ПВВП — винилхлоридные, помехоподавляющие, красного цвета с наружным диаметром 7,0...7,4 мм.
Токопроводящая жила выполнена в виде спирали из проволоки сплава 40Н диаметром 0,12 мм и шагом спирали 29...31 виток на 10 мм длины, диаметр спирали 3,0...3,4 мм.
Сердечник спирали изготовлен из ниток диаметром 1,0...1,6 мм.
Спиральная жила закрыта изоляцией из поливинилхлоридного пластика. Электрическое сопротивлени е токопроводящей жилы постоянному току при температуре 20' С должно быть 1,8...2,2 кОм/м.
Вносимое затухание провода 0,25 м на частотах 50,100, 150 и 200 МГц соответственно должно быть не менее 32, 64, 95 и 100 ДВ.
При эксплуатации необходимо следить за плотностью и посадкой на всю глубину проводов в наконечники и крышку датчика-распределителя.
Не рекомендуется на горячем двигателе снимать наконечники свечей с проводов и провода из гнезд крышки датчика-распределителя, так как они при нагреве имеют повышенную эластичность, что может привести к обрыву токопроводящей жилы.
Проверка элементов для подавления радиопомех
К элементам для подавления радиопомех относятся:
— резистор 1 кОм в роторе датчика-распределителя зажигания;
— провода высокого напряжения с распределенным сопротивлением (2000 + 200) Ом/м и помехоподавительными резисторами 5,6 кОм в наконечниках со стороны свечей зажигания;
— конденсатор, емкостью 2,2 мкФ, расположенный в генераторе.
Исправность проводов и резисторов проверяется омметром. Проверка конденсатора описана в подразделе «Генератор».

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЗАЖИГАНИЯ С ПРОТИВОУГОННЫМ УСТРОЙСТВОМ
Выключатель зажигания установлен на опоре вала рулевого управления и крепится к опоре посредством скобы 7 (рис. 5-5) и двух специальных болтов 14 с подрезанной головкой 6.
Рис. 7-24
Выключатель зажигания рис. 7-24 имеет четыре положения ключа. Двусторонний ключ вставляется в выключатель и вынимается только при положении Ш (стоянка). Из положения Ш ключ поворачивается только по часовой стрелке.
При положении ключа: Ш — стоянка (включено противоугонное устройство), ключ можно вынуть. Для включения противоугонного устройства, ключ следует вынуть и слегка повернуть рулевое колесо в оба направления, пока оно не зафиксируется. Для выключения противоугонного устройства и предотвращения поломки ключа, перед его поворотом необходимо слегка поворачивать рулевое колесо вправо-влево, чтобы обеспечить легкое поворачивание ключа в положение «0» (выключено);
0 — противоугонное устройство выключено;
I — включено зажигание;
II — включены зажигание и стартер. Эго положение не фиксируется. При пуске двигателя ключ нужно удерживать рукой требуемое время для запуска двигателя, прикладывая усилие в направлении часовой стрелки. При ослаблении усилия пальцев на ключ, он возвращается в положение 1. Для повторного включения стартера следует вернуть ключ в положение 0 или Ш (в зависимости от конструкции выключателя зажигания), а затем произвести повторное включение стартера, т.к. замок имеет блокировкучтобы не включить стартер на работающем двигателе.
Внимание. Запрещается во время движения выключать зажигание, т.к. ключ может попасть в положение Ш (стоянка), несколько выйти из гнезда, рулевое колесо зафиксируется и автомобиль потеряет управление.
Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контактам 30 и 30/1 выключателя зажигания. В зависимости от положения ключа под напряжением находятся контакты, показанные на электрической схеме выключателя зажигания рис. 7-24.
У выключателя зажигания проверяется работа противоугонного устройства и правильность замыкания, контактов при различных положениях ключа. Если неисправна контактная система или работа противоeгонного устройства, выключатель необходимо снять для ремонта или замены новым.
Для снятия выключателя зажигания необходимо снять опору вала (см. раздел «Рулевое управление»), затем, отвернув два специальных болта, снять с опоры выключатель зажигания. Если при отворачивании специальных болтов срежутся головки (на болтах подрезаны головки) надо с помощью сверла диаметром 1,5 мм засверлить на стержне паз под, шлиц отвертки. После сверления зачистить паз острозаточенным крейцмейселем и вывернуть болты.
Новый или отремонтированный выключатель зажигания устанавливается на опору в обратной последовательности, при этом надо установить выключатель так, чтобы прямоугольный выступ в районе запорного стержня точно совпал с отверстием на опоре вала.
Соединить выключатель зажигания 13 со скобой 7, и закрепить его двумя специальными болтами (рис. 5-5). Установка опоры вала описана в разделе «Рулевое управление».
в начало главы
к оглавлению
Почта Авто и Мото