ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА ДВИГАТЕЛЯ автомобиля "Таврия" ЗАЗ-1102 ( ЗАЗ - 1102 )
к оглавлению
предыдущая страница
ШАТУННО-ПОРШНЕВАЯ ГРУППА

Поршни 1 (рис. 2-34) отлиты из алюминиевого сплава с терморегулирующим кольцом, юбки поршней не разрезные. Масса поршня (315 + 2) г.
Днища поршней плоские, но в центре под утлом 2Г имеется два углубления диаметром 36 мм, глубиной 7,8 мм.
Углубления в поршнях выполнены для исключения упирания поршней в клапаны при проворачивании коленчатого вала в случае, если плоскозубчатый ремень привода распределительного вала не установлен, а также при его проскальзывании или обрыве.
Юбка поршня имеет бочкообразную эллипсную форму, большее основание которого расположено на расстоянии 53 мм от верхнего торца (контрольный размер юбки поршня), а большая ось эллипса лежит в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца. Поршни по наружному диаметру юбки разбиты на пять групп А, Б, В, Г, Д.
Поршни ремонтных размеров с увеличенным диаметром юбки поршня на 0,25 и 0,5 мм маркируются на днище поршня нанесением действительного ремонтного увеличения.
Ось отверстия под палец смещена относительно диаметральной плоскости поршня на 1,5 мм.
При монтаже стрелка, расположенная на днище каждого поршня, на всех поршнях должна быть обращена к передней части двигателя, то есть в сторону носка коленчатого вала.
Для установки поршневых колец служат три кольцевые канавки. В двух верхних находятся компрессионные кольца, а в нижней — сборное маслосъемное. Эта канавка соединена с внутренней полостью поршня отверстиями, через которые излишняя смазка, снимаемая маслосъемным кольцом, отводится в картер. В зависимости от диаметра отверстия под поршневой палец поршни сортируются на три группы через 0,004 мм и маркируются цифрой на днище (I, П, Ш).
Проверка состояния и замена поршней. Для замены поршня извлеките стопорное кольцо поршневого пальца из канавки бобышки поршня.
Вставьте винт 2 (рис. 2-35) приспособления M9832-77 для выпрессовки поршневого пальца в отверстие пальца и вверните наконечник. Завертывая гайку 1 приспособления, выпрессуйте поршневой палец и снимите поршень.
Очистите от нагара днище поршня и канавки под поршневые кольца. Очистку канавок от нагара удобно производить старым поломанным поршневым кольцом, соблюдая при этом осторожность и не повредив канавки. Очистите и продуйте отверстия для отвода масла из канавки под маслосъемное кольцо.
При визуальном осмотре поршней особо тщательно осмотрите поршни на отсутствие трещин. При наличии трещин поршень замените, натиры и следы задиров или прихватов зачистите.
Замер диаметра юбки поршня рекомендуется производить по схеме, приведенной на рис. 2-36. Для определения зазора между юбкой поршня и цилиндром берется контрольный замер в сечении А-А на расстоянии 53 мм от верхнего торца — он равен 71,95...72,0 мм.
Внутренний диаметр бобышек поршня (под поршневой палец) замеряется обычно в двух направлениях: по оси поршня и перпендикулярно оси. Каждая бобышка замеряется в двух поясах, расположенных на расстоянии 1/4 общей рабочей длины от края бобышек. Высота кольцевых канавок под поршневые кольца замеряется в четырех точках, расположенных взаимно перпендикулярно.
Поршень подлежит замене при: износе юбки по контрольному размеру до диаметра 71,900 мм; увеличении размера высоты канавок под компрессионные кольца для первой более 1,615 мм, второй — 2,075 мм, увеличении зазора между компрессионным кольцом и канавкой поршня соответственно более 0,15 мм и 0,13 мм рис. 2-37; увеличении диаметра под поршневой палец более 20,001 мм; наличие дефектов по внешнему осмотру — трещины, задиры, прогары и др.
Для замены поршней в качестве запасных частей, выпускаются поршни номинального и двух ремонтных размеров. Поршни ремонтных размеров отличаются от поршней номинальных размеров наружным диаметром, увеличенным на 0,25 и 0,50 мм (табл. 1).
Для обеспечения требуемого зазора между нижней, частью юбки поршня и цилиндром (в пределах 0,04...0,06 мм) поршни номинального размера сортируют на пять групп.
Буквенное обозначение группы (А, Б, В, Г, Д) наносят на наружной поверхности днища поршня. На поршнях ремонтного размера на днище наносится действительный размер ремонтного увеличения.
При первой смене поршней в изношенный цилиндр без расшлифовки рекомендуется устанавливать поршни нормального размера, преимущественно группы "Д".
Разница в весе самого тяжелого и самого легкого поршней для одного двигателя не должна превышать 4 г.
Сборку поршня с шатуном выполните в следующей последовательности: вставьте стопорное кольцо пальца в-одну из бобышек так, чтобы кольцо плотно село в канавку;
— нагрейте поршень до температуры 50...70' С, совместите его с шатуном, смажьте поршневой палец моторным маслом и вставьте его в отверстия бобышек поршня и во втулку верхней головки шатуна.
В нагретый поршень палец должен входить от нажаКогда поршневой палец упрется в стопорное кольцо, вставьте второе кольцо.
После остывания поршня палец должен быть неподвижным в отверстиях бобышек поршня, но подвижным во втулке шатуна. Установите поршневые кольца.
Поршневые пальцы рис. 2-34 стальные, плавающие, с наружным диаметром 20 мм, длиной — 61 мм и толщиной стенки 4 мм.
От осевого перемещения палец фиксируется пружинными стопорными кольцами 12.
Пальцы изготовлены с высокой точностью и рассортированы по наружному диаметру на три группы. Наружная поверхность пальцев подвергается цементации и термической обработке для достижения высокой поверхностной твердости.
Подбор и замена поршневых пальцев. Поршневые пальцы редко заменяются без замены поршней, в запасные части поставляются поршневые пальцы с цветовой маркировкой нанесенной на внутренней поверхности пальца. Маркировка обозначает одну из трех размерных групп (красный, зеленый, желтый), отличающихся друг от друга на 0,004 мм.
При сборке палец, поршень и шатун комплектуются из деталей только одной размерной группы. Этим обеспечивается натяг между пальцем и бобышкой поршня 0,000...0,008 мм и зазор между пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,002...0,010 мм (при температуре 20...25' С).
Запрещается устанавливать поршневой палец в новый поршень другой размерной группы, так как это приводит к деформации поршня и к его задиру.
При замене поршневого пальца на работающем поршне подбор его осуществляется по данным замера диаметра бобышек в обеспечении натяга от 0 до 0,008 мм.
После подбора поршневого пальца по поршню, проверьте его по втулке верхней головки шатуна. Монтажный зазор рекомендуется в пределах 0,002...0,010 мм для новых деталей, и не более 0,015 мм для работавших деталей; предельно допустимый зазор0,02 мм. Новый поршневой палец подбирается по втулке верхней головки нового шатуна, также по цветной маркировке трех размерных групп. На шатуне маркировка наносится краской у верхней головки. Сопряжение новых поршневых пальцев с втулками шатунов проверяется проталкиванием тщательно протертого поршневого пальца и насухо протертую втулку верхней головки шатуна с небольшим усилием рис. 2-38. Ощутимого люфта при этом не должно быть. Для достижения такого сопряжения допускается устанавливать детали смежных групп.
Поршневые кольца и их расположение показаны на рис. 2-39. На каждом поршне установлено по три кольца, два компрессионных, изготовленных из специального чугуна, верхнее 1 хромированное со скруг- ленными кромками, нижнее 2 фосфатированное и одного стального маслосъемного, состоящего из трех элементов: двух стальных дисков 3, осевого и радиального расширителя 4.
На наружной цилиндрической поверхности второго компрессионного кольца выполнена прямоугольная фаска. На поршень кольцо устанавливается фаской вниз.
Стальные диски маслосъемного кольца собирают масло, которое через расширитель и канавки в поршне стекает в масляный картер.
Монтажный зазор в замке колец, сжатых в цилиндре, должен быть 0,21...0,45 мм для компрессионных и 0,3...1,0 мм для дисков маслосъемных колец.
При установке поршней в цилиндры замки колец должны быть раздвинуты как указано на рис. 2-39.
Проверка состояния и замена поршневых колец. Поршневые кольца являются ответственными деталями двигателя. Их техническое состояние в большей мере определяет общее техническое состояние двигателя и его эксплуатационные показатели.
Следует учитывать, что при работе двигателя с сильно изношенными поршневыми кольцами резко повышается износ деталей двигателя, так как при этом ухудшаются условия смазки цилиндров и поршней изза пропуска газов в картер, разжижается и окисляется масло в картере.
Перед проверкой поршневые кольца тщательно очистите от нагара, липких отложений и промойте.
Основная проверка заключается в проверке теплового зазора в замке поршневого кольца, вставленного в цилиндр (рис. 2-40). Вставьте поршневое кольцо в цилиндр, протолкните его донышком поршня на глубину 10...12 мм. Зазор в стыке работающего кольца не должен превышать 1,00 мм.
Проверьте также приработку поршневого кольца по цилиндру, при наличии следов прорыва газов поршневое кольцо подлежит замене.
Поршневые кольца поставляются в запасные части номинального и двух ремонтных размеров комплектами на один двигатель. Кольца ремонтных размеров отличаются от колец номинального размера наружным диаметром, увеличенным на 0,25 и 0,50 мм. Кольца ремонтного размера устанавливаются только на ремонтные поршни и при ремонте цилиндров на соответствующий размер.
Перед установкой очистите поршневые кольца от консервации и тщательно промойте, а затем подберите их для каждого цилиндра.
После отбора комплектов по каждому цилиндру проверьте зазор в стыке поршневых колец. При установке в новый цилиндр зазор должен быть в пределах 0,21...0,45 мм для компрессионных и 0,3...1,0 мм д.и дисков маслосъемных колец. При необходимости стыки колец припилите.
Зазор в стыке новых компрессионных поршневых колец, устанавливаемых в работающие цилиндры, не должен превышать 0,60 мм.
Перед установкой поршневых колец на поршни проверьте свободу перемещения поршневых колец прокатыванием кольца в канавках поршня, как показано на рис. 2-41 с тем, чтобы убедиться в чистоте канавок, отсутствии забоин и др.
Оденьте поршневые кольца на поршень при помощи оправки М9840-731 (рис. 2-42), соблюдая осторожность, чтобы их не поломать и не деформировать.
Установку начинайте с нижнего маслосъемного кольца.
В нижнюю канавку устанавливаются нижний диск, многофункциональный расширитель, верхний диск, а затем нижнее фосфатированное и верхнее хромированное кольца.
При установке второго компрессионного кольца прямоугольная фаска, выполненная на наружной поверхности, должна быть обращена вниз (рис. 2-39). После установки колец смажьте поршни и поршневые кольца моторным маслом, проверьте легкость перемещния колец в канавках поршня.
Расставьте стыки колец, как показано на рис. 2-39 Шатун двигателя (рис. 2-34) стальной кованый, со стержнем двутаврового сечения. В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка 3, в зависимости от внутреннего диаметра которой шатун разбивают на три группы через 0,004 мм, у головки наносится маркировка (красный, желтый, зеленый). По этой маркировке подбирают палец к верхней головке шатуна. Нижняя головка шатуна разъемная, ее крышка крепится двумя болтами с резьбой М9 х 1 и гайками. Гайки 6 шатунных болтов при сборке затягиваются равномерно.
Для обеспечения центрирования болты 7 имеют конический участок около головки.
Окончательная обработка отверстия в нижней головке шатуна под вкладыши производится в собранном виде. Поэтому перестановка крышек 4 с одного шатуна на другой совершенно недопустима.
Чтобы при сборке не перепутать крышки шатунов, на шатуне и соответствующей ему крышке наносится номер цилиндра. При сборке цифры на шатуне и крышке должны находиться с одной стороны.
Шатуны в сборе с рышками подгоняются по весу. Масса шатуна в сборе (540 + 4) г.
В нижней головке шатуна устанавливаются взаимозаменяемые тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши 5, которые удерживаются от проворачивания выступами, входящими в специальные пазы, имеющиеся в теле шатуна. Зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами шатуна равен 0,030...0,076 мм.
Проверка состояния шатунов и их замена. Шатуны проверяются визуально на отсутствие забоин, трещин, вмятин; состояние поверхности и размеры подшипинков нижней и верхней головок шатуна; параллельность осей нижней и верхней головок.
При отсутствии существенных механических повреждений, мелкие забоины и вмятины могут быть аккуратно зачищены и шатун будет годен для дальнейшей работы. При наличии значительных механических повреждений или трещин шатун подлежит замене. Болты шатуна не должны иметь даже незначительных следов вытягивания, а резьба не должна иметь вмятин и следов срыва.
Постановка болта шатуна для дальнейшей работы даже с незначительными дефектами не допускается, так как это может привести к обрыву болта шатуна и, вследствие этого, к тяжелой аварии.
Подшипник верхней головки шатуна представляет собой бронзовую втулку из ленты толщиной 1 мм. В запасные части поставляется свернутая из ленты заготовка, которая запрессовывается в верхнюю головку шатуна, а затем проглаживается гладкой брошью до размера 19,27...19,30 мм.
Стык втулки располагается справа, глядя на лицевую сторону стержня шатуна (где нанесен номер детали). Затем сверлится отверстие диаметром 4 мм для подвода масла.
С торцов втулки снимаются фаски 1 х 45 и разворачивается втулка до размера (20 + 0,006) мм, шероховатость поверхности должна быть не выше 0,40 мкм, разностенность втулки после обработки не должна быть более 0,2 мм.
Конусность, бочкообразность, седлообразность и овальность внутреннего диаметра втулки не должна быть более 0,005 мм.
Параллельность оси и скрещивание верхней и нижней головок шатуна удобно проверить на приспособлении (рис. 2-43). Непараллельность указанных осей допускается не более 0,04 мм на длине 100 мм.
При необходимости при помощи опоры 4 произведите рихтовку шатуна.
При замене шатунов они подбираются так, чтобы вес каждого шатуна одного двигателя не отличался друг от друга более, чем на 8 г.

следующая страница
к оглавлению