ГЕНЕРАТОР автомобиля ЗАЗ - 1102 Таврия / ротор статор щетки реле регулятор напряжение ток модернизация тюнинг аккумулятор схема сборка ремонт /
к оглавлению

ГЕНЕРАТОР

На двигателе установлен генератор переменного тока 583.3701 ( рис. 7-4 , 7-5, 7-6 ). На некоторых автомобилях устанавливается генератор от Москвича -412. А еще бывает установлен генератор от Москвича -2140.
Генератор представляет трехфазную двенадцатиполюсную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком ВПВ46-65- 02, конденсатором К-73 с протяжной вентиляцией и интегральным устройством регулятора напряжения Я112А1-Т. Здесь описания различных моделей реле-регуляторов. А здесь найдете описания реле-регуляторов, производимых VTN.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕНЕРАТОРА
Направление вращения (со стороны привода)................... правое
Номинальное напряжение, В .................................... 14
Частота вращения ротора генератора,
при которой на его зажимах
достигается напряжение 12,5 В мин' (об/мин) ...................1250
Зарядный ток, подаваемый на аккумуляторную
батарею при напряжении 13 В и частоте вращения ротора
5000 мин (об/мин) при установившемся режиме, не менее А ....... 53
Максимальная частота вращения мин ' (об/мин) .......... 13500
Пределы регулируемого напряжения, В ................... 12,9...14,2
Сопротивление обмотки возбуждения
при 20 1 5' С, Ом ...................................... 2,7 +- 0,13
Размер щеток, мм .............................'........... 6х6,5х17,4
Усилие прижима щеток Н (кгс) ............ 2,0 Т 0,3 (0,20 + 0,03)
Масса генератора, кг ..............................................4,9
Передаточное число шкива коленчатого
вала к шкиву генератора ..................................... 1:2.014
Рис. 7-4. Привод генератора Рис. 7-5. Генератор 583.3701 Рис. 7-6. Детали генератора 583.3701 Генератор Москвича -412 Рис. 7-7. Схема соединения генератора
Генератор установлен с правой стороны двигателя и крепится к кронштейну болтами 6 (рис. 7-4), а его установка фиксируется на натяжной планке 2 болтом 1. Привод генератора осуществляется от шкива 7, расположенного на носке коленчатого вала, с помощью клиновидного ремня 3. Трехфазный переменный ток индуктируемый в обмотке преобразуется в постоянный выпрямительным блоком 13 (рис. 7-5), прикрепленным к'крышке 16. Интегральное устройство регулятора напряжения 22 со щеткодержателем 21 закреплен к крышке 16. Схема соединений генератора показана на рис. 7-7. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подается от аккумуляторной батареи к клемме «BI и через реле RC на контрольную лампу НЬ — лампа горит.
После запуска двигателя под действием фазного напряжения от клеммы «» якорь реле притягивается к сердечнику и размыкает контакты, ток через лампу не проходит и она не горит.
Управляющее напряжение подается на вывод «В» регулятора непосредственно от клеммы «+».
Охлаждение генератора осуществляется с помощью вентилятора 8 (рис. 7-5), установленного в передней части на шкиве.
Статор 11 представляет пакет пластин из электротехнической стали, в 36 пазах которого заложены три трехфазные обмотки 12. Концы фазных обмоток выведены на соединительную колодку. Обмотки статора соединены треугольником.
Ротор состоит из катушки возбуждения 10, расположенной в полиамидном каркасе, который установлен на втулке между двух клювообразных половинок ротора 23, напрессованных на вал до упора в их торцы. На вал на изолированной втулке напрессованы два контактных кольца 19, к которым припаяны выводы катушки возбуждения.
Катушка возбуждения имеет 405 + 3 витка ПЭТВ-2-09, сопротивление катушки 2,7 + 0,13 Ом при температуре 20' С.
Ротор вращается в двух шариковых подшипниках 6 и 17 закрытого типа, не требующих смазки в эксплуатации и расположенных в передней 9 (со стороны привода) и задней 16 крышках.
На задней крышке расположены снаружи: щеткодержатель 21 с интегральным устройством 22 регулятора напряжения Я112А1-Т и конденсатор 26; внутри выпрямительный 13 блок БПВ46-65-02.
Напряжение, поддерживаемое интегральным устройством регулятора напряжения, равно 12,9...14,2 В и регулировке не подлежит.
Передняя и задняя крышка с расположенным между ними статором стянуты четырьмя винтами 25.
На переднем конце вала якоря на сегментной шпонке 2 установлены шкив 7 и вентилятор 8. Шкив с вентилятором на валу закреплены гайкой 5.
В процессе эксплуатации генератора могут возникнуть неисправности, основные внешние их признаки и способы устранения указаны ниже.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
1. «Минус» аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с «массой», а «плюс» — подключаться к зажиму «+» генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора и они выйдут из сторя.
2. Не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима «+» проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей). Это вызывает опасное повышение напряжения и могут быть повреждены диоды и регулятор напряжения.
3. Нельзя проверять работоспособность генератора «на искру» даже кратковременным соединением зажима «+» генератора с «массой». При этом через диоды протекает значительный ток и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
4. Нельзя проверять электропроводку автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора и регулятора напряжения.
5. Проверять сопротивление изоляции статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными выводами разных обмоток от диодов.
6. Диоды генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегометром, так как он имеет слишком высокое для диода напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание).
7. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Возможные неисправности стартера и способы их устранения ч.1 (файл PDF 74K)
Возможные неисправности стартера и способы их устранения ч.2 (файл PDF 181K)
Возможные неисправности стартера и способы их устранения ч.3 (файл PDF 130K)


ПРОВЕРКА КАТУШКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ РОТОРА
Обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератора с автомобиля, сняв только регулятор напряжения вместе с щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой или прошлифовав до диаметра 28,5-0,28 мм контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверьте нет ли обрыва в обмотке возбуждения и не замыкается ли она с массой. Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков, то ее сопротивление должно быть 2,7 +/- 0,13 Ом, при температуре 20 С.
ПРОВЕРКА СТАТОРА
Статор проверяется отдельно после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от диодов выпрямителя.
В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на массу.
Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит-при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой замените.
Наконец, необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнугых витков.
ПРОВЕРКА ДИОДОВ ВЫПРЯМИТЕЛЬНОГО БЛОКА
Исправный диод пропускает ток, только в одном направлении. Неисправный — может либо вообще не. пропускать ток (обрыв цепи), или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание). В случае повреждения одного из диодов выпрямителя необходимо заменять целиком выпрямительный блок. Проверка выпрямительного блока выполняется только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой и конденсатором по схеме указанной на рис. 7-8 рис. 7-8. При исправных диодах выпрямительного блока в положении I переключателя лампа должна гореть, а в положении II не должна гореть. Если в обоих положениях переключателя лампа горит или не горит, то это указывает на неисправность диодов выпрямительного блока и выпрямительный блок следует заменить.
Рис. 7-8 Рис. 7-9
ПРОВЕРКА ИНТЕГРАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ
Генератор 583.3701 имеет малогабаритное интегральное устройство регулятора напряжения типа Я112А1-Т (оно представляет собой неразборный нерегулируемый узел, расположенный на задней крышке генератора.
Работа регулятора заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Проверка на автомобиле. Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15...30 В, класса точности не ниже 1,0.
После 15 мин работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах,замерьте напряжение между клеммой «+» (рис. 7-5) и массой генератора. Напряжение должно находиться в пределах 1.3,3...14,0 В.
В случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.
Проверка снятого регулятора. Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схеме рис. 7-9.
Между выводами «Ш» и «В» включите лампу мощностью 1-3 Вт, 12 В. К выводу «В1» и к массе регулятора присоедините источник питания сначала напряжением 12 В, а затем напряжением 15...16 В. Включите выключатель Q.
Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором — гаснуть.
Если лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а если не горит в обоих случаях, то в регуляторе имеется обрыв. Для измерения регулируемого напряжения увеличьте напряжение питания до 16 В. Лампочка при этом не должна гореть. После этого плавно уменьшайте напряжение питания, в момент когда лампочка загорается, зафиксируйте показание вольтметра которое, должно быть в пределах 13,3...14 В.
ПРОВЕРКА КОНДЕНСАТОРА
Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему. Повреждение конденсатора или ослабления его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателей.
Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегомметром или тестером (на шкале 1...10МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкф + 20 om.
РЕМОНТ ГЕНЕРАТОРА
Неисправность или повреждение устраняются заменой деталей. Единственный вид ремонта — это проточка контактных колец в случае износа или подгара, диаметр после проточки должен быть не менее 28,5-0,28 мм. Биение колец относительно шеек вала не должно быть более 0,05 мм.
РАЗБОРКА ГЕНЕРАТОРА
Отверните винты крепления щеткодержателя 21 к крышке 16 рис. 7-5 и снимите его вместе с кожухом. Отверните винты в кожухе и отсоедините интегральное устройство 22 регулятора напряжения от щеткодержателя 21.
Отверните стяжные винты 25, снимите крышку 16 со стороны контактных колец вместе со статором при помощи легкого постукивания деревянным молотком по крышке со стороны привода.
Отсоедините фазные обмотки статора на выпрямительном блоке 13 и вывод «» в крышке и извлеките статор 11 из крышки генератора. Зажмите ротор в тисках отверните гайку шкива 5 и сьемником снимите шкив 7, вентилятор 8, дистанционную втулку 1 и шпонку 2 с вала 24 ротора. Съемником снимите крышку 9 со стороны привода.
СБОРКА ГЕНЕРАТОРА
Собирается генератор в последовательности обратной разборке. Гайку шкива затягивайте моментом 24...36 Н м (2,4...3,5 кгс м).
ЗАМЕНА ЩЕТОК
Если щетки износились (их высота менее 8 мм) щетки необходимо заменить. Для замены нужно снять щеткодержатель. Перед установкой интегрального устройства регулятора напряжения с держателем на место, продуйте гнездо в генераторе от угольной пыли и удалите протиркой масло, смешанное с угольной пылью.
ЗАМЕНА ПОДШИПНИКОВ РОТОРА
Чтобы извелечь неисправный подшипник 6 из крышки 9 (рис. 7-5) со стороны привода, отверните винты шайбы крепления подшипника, снимите шайбу с винтами, и выпрессуйте подшипник.
Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано. Диаметр отверстия должен быть не больше 47,02 мм. Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, замените крышку новой.
Запрессуйте подшипник в крышку на прессе и затем зажмите шайбу винтами. При замене подшипника 17 ротора со стороны контактных колец, если диаметр отверстия больше 35,02 мм или оно деформировано, замените и крышку 16, так как если подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке. Подшипник установите заподлицо с торцем вала.
Если подшипник в хорошем состоянии, осторожно с помощью пинцета с плоским концом вскройте уплотнитель, промойте подшипник в бензине, продуйте сжатым воздухом и заправьте па 1...2 г смазки ЛЗ-31 или Литол -24, после чего закройте уплотнитель подшипника.
к оглавлению
Авто и Мото